УДК 37.01

САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КАРТИНГ»

© 2017

Чаплыгина С.С.,
методист
СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области (Россия)
Глушков А.В.,
педагог дополнительного образования
СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области (Россия)

Аннотация: В Концепции развития дополнительного образования детей отмечено, что в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. В статье рассматривается один из способов формирования личности обучающихся в детском объединении «Картинг» СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области через элементы самоуправления.
Ключевые слова: самоуправление; самопознание; самоопределение; самореализация; самоутверждение.

GOVERNMENT PERSONALITY OF THE PUPIL BY MEANS OF CHILDREN'S ASSOCIATION «KARTING»

© 2017

Chaplygina S.S.,
methodist
JV syut GBOU SOSH № 2 OTS s. Kinel-Cherkassy Samara region (Russia)
Glushkov A.V.,
teacher
TO SP syut GBOU SOSH № 2 OTS s. Kinel-Cherkassy Samara region (Russia)

Abstract: The concept of development of additional education of children noted that in the XXI century, a priority of education should a thief turning a living space into a motivating space that defines the self-actualization and personal fulfillment, where the education of the person begins with the formation of motivation for knowledge, creativity, work, sport, attached to the values and traditions of the multinational culture of the Russian people. The article discusses one of the ways of identity formation of students in the children's Association «Karting» SP syut GBOU SOSH № 2 OTS S. Kinel-Cherkassy Samara region through elements of self.
Keywords: self; self-knowledge; self-determination; self-realization; self-assertion.

«В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» [1, с. 3]. Система дополнительного образования как никакая другая позволяет педагогам более эффективно воздействовать на самосовершенствование обучающихся, что также накладывает на педагогов дополнительную ответственность.
Детское объединение «Картинг» существует с 1981 года. Здесь обучаются смелые и сильные духом ребята. История объединения насчитывает десятки ребят – призёров областных и районных соревнований. И сейчас в СЮТ растет новая плеяда восходящих «звёзд», которые принимают активное участие во всех проходящих соревнованиях. Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 2 года обучения для детей 6–14 лет. Для обеспечения полноценного образовательного процесса в объединении есть 10 картингов: класс «Пионер» мощностью до 50 см3 (для детей от 7 до 10 лет); класс «Юниор» мощностью до 125 см3 (для детей 10–12 лет) и класс «Союз» мощностью свыше до 125 см3 (для детей 12–14 лет).
Большую роль в обучении педагог отводит воспитательному процессу, а именно системе самоуправления в объединении. Первый год обучения – это дети 6–10 лет, которым свойственны: учебная непосредственность, направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством; понятийное мышление, четкая позиция: ребенок – взрослый – задача, но в то же время у этих детей начинают проявляться новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентация на группу сверстников, зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности, рефлексивный оборот на себя. Второй год обучения – обучающиеся 11–14 лет, которые обладают сознательным отношением к себе, чувством взрослости, стремлением к самоутверждению, интересом к чувствам и переживаниям других людей, формально-логическим мышлением и рефлексией, но им свойственна потребность в защите и поддержке.
Для формирования познавательной активности личности обучающихся, развития социального опыта взаимодействия и продуктивной деятельности в объединении «Картинг» педагогом применяются следующие принципы воспитания:
Принцип культуросообразности – это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.
Принцип природосообразости – воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.
Принцип дифференциации – суть дифференциации в том, что в воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Принцип коллективности социального воспитания, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия особенности учащихся.
Принцип персонификации понимается как опора на личностные качества.
Последние принципы выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе [2].
Началом и высшим результатом самоуправления является управление самим собой. Сущность такого управления заключается в самопонимании, самоопределении, самореализации, самораскрытии.
Хочется отметить, что вся деятельность органов самоуправления в объединении носит личностно-ориентированный характер, а это – внимание к самочувствию, настроению, потребностям, склонностям и интересам  каждого обучающегося. С другой стороны, органы самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива.
Одной из важных функций самоуправления обучающихся является регулирование и корректировка отношений в объединении, для этого педагогом:
– разработана система морально-этических ценностей (законы, правила жизни, кодексы, заповеди и др.);
– с помощью врачей, психологов, психотерапевтов, специалистов семейных центров и других структур, выполняющих защитные функции, оказывается помощь воспитанникам, которые находятся в затруднительных ситуациях (некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, неважно учатся, имеют отклонения в поведении, страдают различными заболеваниями, ведут нездоровый образ жизни);
– созданы  и действуют такие подразделения, как Совет наставников, Совет родителей, Совет «Досуг», Совет справедливых.
С учетом возрастных особенностей детей в объединении «Картинг» педагог использует следующую модель самоуправления:

Высший орган самоуправления
«Конструкторское бюро»
(педагог + ребенок)

Рабочие органы самоуправления
•    Совет наставников
•    Совет родителей
•    Совет «Досуг»
•    Совет справедливых

Творческие микрогруппы:
•    Водители
•    Механики
•    Слесари
•    Судьи
•    Тренеры (тьюторы)

Чтобы данная структура работала, для каждого органа самоуправления разработаны права и обязанности, программы деятельности, Памятки.
Например, «Совет справедливых», который выполняет функции защиты прав, чести и достоинства обучающихся объединения «Картинг», решает вопросы их поощрения и порицания за соблюдение или нарушение законов и правил, разработанных и принятых в объединении «Картинг».
Кроме этого, в объединении существуют следующие правила:
1. Отношения взрослых и детей в объединении строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества.
2. Это объединение, в котором взрослые всегда помнят о том, что следует помогать младшим, новичкам.
3. Взрослые для младших членов объединения являются помощниками, наставниками, примером.
Обучающиеся объединения «Картинг» проходят следующие ступеньки личностного Роста:
– вступление в объединение;
– посвящение в технари;
– знатный мастер.
В качестве поощрения обучающимся за качественные показатели в конце учебного года присваивают следующие звания:
1. Звания для воспитанников объединения: умельцы.
2. Звания для родителей: любимые спонсоры, болельщики, помощники.
3. Звания для взрослых друзей: наставники, просто друзья.
4. Звания, присваиваемые учащимся объединения за особые заслуги перед своим объединением: «так держать», «лучшей конструктор», «рационализатор», «мастер золотые руки», «ты молодец», «самому справедливому», «самому примерному», «лучший пилот», «юный умелец».
В объединении «Картинг» используются как индивидуальные, так и групповые формы обучения, то есть организуются разновозрастные «производственные» группы по обслуживанию и ремонту картингов, по подготовке их к соревнованиям (за каждой группой закрепляется  свой картинг), в которых распределены следующие роли: водитель, механик, слесарь, тренер. В течение учебного года роли каждого обучающегося меняются (как правило, после очередных соревнований). Для эффективной деятельности обучающихся разработаны технологические рабочие карты (наряды).
Результатом командной работы являются зачётные соревнования, после  каждого из них педагог с учащимися проводит разбор деятельности каждого экипажа при выполнении работ по подготовке и проведению соревнований.
1. Работа в команде строится с учетом следующих принципов:
2. Никогда не унижать, не оскорблять друг друга, быть честными.
3. Больше общаться и просто разговаривать друг с другом.
4. Замечать в окружающих достоинства и не заострять внимания на их недостатках.
5. Не брать на себя больше, чем ты в состоянии сделать.
6. Сотрудничать друг с другом, родителями и педагогами.
7. Быть самостоятельным и деятельным.
8. Стремиться быть справедливыми во всем и ко всем, не доводить ситуацию до конфликта.
Большую роль педагог уделяет массовым внеклассным мероприятиям: проводит экскурсии в Государственный Технический музей г. Тольятти, в АТП с. Кинель-Черкассы, организует просмотр видеофильмов по различным тематикам, связанным с историей, развитием картинга в России и мире, правилами безопасной езды.
Опыт работы по развитию самоуправления в объединении «Картинг» показывает, что у обучающихся улучшаются образовательные и социальные достижения, формируются ценности субъекта культуры и гражданственной личности.
Как справедливо отмечает В.М. Лизинский: «Смысл самоуправления видится в том, чтобы учащиеся получали социально-значимую практику ответственности, обязательности и социальной направленности личных и коллективных действий, осуществляемых по строгим и привычным правилам игры» [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р. [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
2. Основополагающие принципы обучения и воспитания [Электронный ресурс] URL: https://www.kazedu.kz/referat/173870
3. Лизинский В.М. Советы классному руководителю, воспитателю, родителям и учителю. М. : Педагогический поиск , 2011. 160 с. [Электронный ресурс] URL: http://cinquanta.ru/entry/1511282/