УДК 37. 01/.09

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

© 2017

Самыкина С.В.,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Особое значение на современном этапе внедрения ФГОС НОО отводится овладению навыками смыслового чтения. В статье рассматриваются приемы исследовательской работы с художественными и научными текстами: перепутанный текст, разрезанный текст, составление теста, сравнение текстов.  
Ключевые слова: смысловое чтение; исследование текста.

RECEARCH OF TEXTS AT THE LITERATURE LESSONS AS A WAY OF LEARNING HOW TO DO TO SEMANTIC READING

© 2017

Samykina S.V.,
candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of primary school
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: Ability to do semantic reading plays the leading role at a primary school according to the modern standarts of educations. In this article there are approaches of working with different types of scientific and fiction texts (text comparison, creating text, compilation of text, mixed text).
Keywords: semantic reading; text research.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду со многими, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя «осмысление цели и задач чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [1, с. 30].
Совершенствовать умения смыслового чтения можно разными способами: применяя технологию развития критического мышления, технологию продуктивного чтения, ТРИЗ.
Один из путей освоения информации, которую несет текст, – исследование текста. Применительно к начальной школе можно говорить об имитации исследования, так как учитель знает, к какому результату придет ученик в итоге и ведет ученика к этому результату. Имитируя исследовательскую деятельность, мы помогаем младшим школьникам освоить умения смыслового чтения, а также элементы литературоведческого анализа [2; 3]. Сделать исследование текста интересным для учеников – задача непростая. Мы предлагаем ряд приемов, которые помогут решить эту задачу.
Прием «разрезанный текст». Текст, который предстоит освоить ученикам, например, небольшой рассказ, «разрезается» на несколько частей. Сначала учащиеся (самостоятельно или в группе) «собирают» текст. В процессе сборки восстанавливается последовательность событий, осваиваются смыслы, элементы формы и языковые особенности текста. Кроме того, текст перечитывается многократно. Необходимо иметь в виду, что не всякий текст можно подвергнуть такой трансформации. Так, категорически не рекомендуется нарушать единство лирического произведения или прозаического повествования, несущего серьезный эмоциональный заряд. После восстановления текст анализируется: обучающиеся выполняют задания литературоведческого характера (определяют тему и главную мысль, жанр, исследуют художественные особенности).
Прием «перепутанные тексты». Ученикам предлагается работа по разграничению перепутанных прозаического и поэтического текстов на схожие темы. Например,
Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. Здравствуй, Лес! Вот я здесь! Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином-дубом. Я спешил! Я пришел! Бесшумно трепетали оставшиеся на осине  серебряно-серенькие листья. Выстрел! Лес встрепенулся. Дай кленовую ладошку, Лес, скучал по мне немножко? Ответил недовольным, обиженным эхом. Лапу дай еловую, Я ее потрогаю…
Как видно из примера, перемешались предложения о лесе из прозаического и поэтического текстов. Для того чтобы восстановить рассказ и стихотворение, ученик интуитивно ищет рифмы, отличает ритмическую речь стиха от неритмичной речи прозы, отмечает наличие лирического героя в стихотворении. Многократно перечитывая текст, ученики совершенствуют технику чтения, при этом перед ними не стоит задача многократного чтения, а ставится интересная познавательная задача. После того, как учащиеся разделят тексты, им предлагается система вопросов по освоению прозаического и поэтического текстов в их сравнении.
Ученики начальной школы с интересом распутывают тексты разных стилей, например, научный и художественный.
– Как дуб, говоришь, стоит? Крепко, говоришь, стоит? А ты проверял? – отец почти кричал. Корни служат для закрепления растения в почве, поглощения воды и минеральных солей, а также для запасов питательных веществ. Корневая система деревьев состоит из  крупных многолетних корней и множества небольших  боковых корней. – Не верю я, что крепко на земле можно стоять человеку без корней своих! Я долгую жизнь прожил и знаю, что Демидовы сильны были тем, что держались за семью, за старших по роду…
Распутывая тексты, ученики интуитивно опираются на лексический пласт, на знаки препинания, оценивают эмоциональный тон повествования. После того, как тексты приняли свой первозданный вид, школьники анализируют, что именно помогло разделить два текста, работают с каждым из них, заполняя сравнительную (концептуальную) таблицу.
Прием «придумай тест по тексту художественного произведения» можно использовать для того, чтобы ученики самостоятельно освоили смыслы текста. После прочтения произведения  предлагается завершить составление теста: в нем уже есть варианты ответов, но нет вопроса, или, напротив сформулирован вопрос, но нет вариантов ответов. При такой работе ученик должен контролировать исполнение задачи: среди вариантов ответов должен быть только один правильный, остальные – неверные. Так, после прочтения стихотворения В. Орлова «Кто кого боится» третьеклассники придумывают тест. Так как это работа повышенного уровня трудности, то выполняется она в паре.

1. В какой сказке мышка играет особую роль?
 А)
 Б)
 В)
2. ________________________________________________________________________
 А) монолог
 Б) диалог
Работая с подобным заданием, ученики «оказываются по другую сторону баррикад»: не  просто выполняют задания, а становятся авторами теста и учителями.
Прием «сравни тексты». Ученикам предлагается фрагменты 2-х текстов, например, научный и художественный, авторский и народный. Причем ситуации, в которые попадают герои произведений, схожи.
Текст 1
Бросил стрелок Андрей клубок перед собой, идет за ним следом. Дошел до леса, видит – стоит избушка на курьих ножках…
– Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом! Избушка повернулась, Андрей вошел и видит – на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
– Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.
Текст 2
– Избушка, избушка, – сказал мальчик, – а ну-ка повернись к лесу задом, а ко мне передом!
Избушка повернулась.
– Вот здорово! – удивился Митя. – А теперь налево! Раз-два!
Избушка повернулась налево.
– А теперь на месте шагом марш! Раз-два! Раз-два! Раз-два … – маршировала избушка, поднимая пыль. И слышно было, как внутри на полках гремели, перекатываясь, чашки и блюдца.
В данной статье мы приводим лишь неполные тексты задания. После знакомства с ними ставится задача открыть специфику авторской сказки, ее отличие от народной. Ученики наблюдают за образами Яги в обеих сказках, за образами главных героев. Третьеклассники анализируют их поведение, подчиненное канону в народной сказке, и вольное, авторское, в литературной. В ходе работы обучающиеся овладевают программным умением выявлять специфику народной и авторской сказки.
Перечисленные приемы мы использовали при создании учебных пособий для 3–4 классов. Работа с ними способствует активизации познавательной активности обучающихся на уроках, совершенствованию предметных и метапредметных результатов, повышению интереса к предмету, к чтению. Учителя, использующие пособия в практике, отмечают, что наибольший интерес у детей вызывают те работы, где использованы описанные приемы.
Очень важным для нас было показать юным читателям, что исследовать художественный текст – задача увлекательная, что путешествие в мир литературы – занятие интересное и полезное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М. :  Просвещение, 2011. 151 с.
2. Самыкина С.В. Литературное чтение : тетрадь для практических работ. 3 класс/ под ред. С.Г. Яковлевой. Самара : Издательский дом «Федоров», 2015.
3. Самыкина С.В. Литературное чтение : тетрадь для практических работ. 4 класс. Самара : Издательский дом «Федоров», 2016.