УДК 373.23
ТИМБИЛДИНГ КАК МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
© 2017
Савенкова С.В.,
заведующий
Зенченко Н.Е.,
старший воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»
ГБОУ ООШ № 19 г Новокуйбышевск, Самарская область (Россия)
Аннотация: В статье описан опыт деятельности дошкольной образовательной организации по созданию условий для формирования команды единомышленников, повышение сплоченности коллектива дошкольной образовательной организации, стимулирования профессионального и личностного роста педагогов с помощью тимбилдинговой политики.
Ключевые слова: модель управления; тимбилдинг; тимбилдинговая политика; команда.
TIMBILDING AS A MODEL OF MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2017
Savenkova S.V.,
head of the structural unit
Zenchenko N.E.,
senior tutor
Structural unit «Kindergarten «Golden Key»
of the state budgetary educational institution the basic comprehensive school № 19 of the city of Novokuybyshevsk, the Samara region (Russia)
Abstract: The article describes the experience of the preschool educational organization in creating conditions for the formation of a team of like-minded people, enhancing the cohesion of the pre-school educational organization, and stimulating the professional and personal growth of teachers through teambuilding policy.
Keywords: management model; team building; team building policy; team.
Важным вопросом для любой образовательной организации является вопрос о качестве образования. Каждое дошкольное образовательное учреждение вправе определить, разработать свою модель управления. В нашем детском саду в качестве такой модели была избрана технология тимбилдинга. Создание команды единомышленников – важная задача управленческой деятельности руководителя ДО, так как сплоченность, профессионализм, взаимоотношения в коллективе играют немаловажную роль в становлении организации для развития и повышения качества образовательной деятельности.
В этой работе нам и помогает разработанный нами проект «Тимбилдинг как модель управления в ДО».
Идея проекта – найти технологию, которая поможет эффективно создать педагогическую команду для решения задач развития дошкольной образовательной организации.
В ходе анализа теоретических аспектов литературы, выяснили, что тимбилдинг – это возможность лучше узнать свой коллектив, это способ сделать общение более эффективным, а также тимбилдинг – это стратегический инструмент формирования и укрепления команды, а не просто отдых с интересными конкурсами [1, с. 82]. Педагогам необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность.
Почему же команда, а не группа? Рассмотрев особенности сравнительной характеристики работы группы и команды [2, с. 14].
Характеристики |
Группы |
Команды |
Производительность зависит от… |
индивидуального вклада в работу |
индивидуального и группового вклада |
Оценка результатов труда… |
индивидуальная |
индивидуальная и групповая |
Участники заинтересованы в… |
достижении поставленных целей |
формулировании и достижении целей |
Работа определяется… |
целями, поставленными вышестоящими руководителями |
общими целями и обязательствами |
Сделали для себя вывод, что команды по своей сути «являются самоуправляющимися или частично управляемыми подразделениями организации» [2, с. 14]. Однако было бы неверным считать, что команды имеют полную независимость от контроля со стороны соответствующих органов организации. Они обязаны отвечать требованиям вышестоящих уровней управления, которые также могут быть организованы на основе командного принципа.
Команда – это «небольшое количество человек, имеющих общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности; принимающих на себя ответственность за конечный результат, способных изменять функционально-ролевую соотнесенность; имеющих взаимно определяющую принадлежность свою и партнеров к данной группе» [3, с. 15].
Поэтому мы для себя определили, что именно технология формирования (построения) команды – тимбилдинг – поможет превратить нашу дошкольную организацию в успешную для повышения качества образования.
Цель: создание условий для формирования команды единомышленников, повышение сплоченности коллектива ДО, стимулирование профессионального и личностного роста педагогов с помощью тимбилдинговой политики.
Задачи:
1. Формировать навыки успешного взаимодействия сотрудников коллектива в различных ситуациях.
2. Повысить уровень личной ответственности за результат;
– перейти из состояния конкуренции к сотрудничеству;
– повысить уровень доверия и заботы между членами коллектива;
– переключить внимание участника с себя на коллектив;
– повысить командный дух, получить заряд позитивного настроения;
– способствовать развитию профессиональных (организаторских, проектировочных, коммуникативных, управленческих и рефлексивных компетенций) и личностных качеств педагогов с помощью эффективных форм методической работы;
3. Разработать и апробировать технологию формирования педагогических команд профессионалов-единомышленников по различным направлениям деятельности.
Варианты тимбилдинга могут быть разные:
Варианты |
Содержание |
Участники |
Спортивный тимбилдинг |
Это веселые командные состязания, оригинальные аттракционы, необычные эстафеты, командообразующие конкурсы, азарт и спортивный командный дух. |
Сотрудники ДО |
Творческо-игровой тимбилдинг |
Составление концепции построения современного детского сада, развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. |
Воспитанники, сотрудники ДО, родители, партнеры |
Педагогический тимбилдинг |
Инновационная деятельность, методическое обеспечение образовательной деятельности, тематическая деятельность. |
Педагоги, родители, партнеры |
Сюжетно- игровой тимбилдинг |
Сочетание заданий, квеста, творческих конкурсов. Благодаря этому направлению участники смогут попробовать себя в конкурсах, соревнованиях, лучше узнают друг друга, побывав в нестандартных ситуациях, научатся распределять роли. |
Сотрудники ДО |
Творческий тимбилдинг |
Поможет проявить свои скрытые возможности и таланты, «Город мастеров» – это интерактивная ярмарка мастер-классов по разным видам деятельности с воспитанниками. Участники в итоге создадут собственное командное творческое произведение. |
Сотрудники ДО |
Социальный тимбилдинг |
Представляет собой различные мероприятия по сетевому взаимодействию с партнерами ДО. |
Воспитанники, педагоги, родители, партнеры |
Экологический тимбилдин. |
Предполагает облагораживание территории дошкольной организации: высаживание деревьев, разбивка клумб, создание «экологической тропинки» и т. д. |
Воспитанники с родителями, сотрудники ДО, партнеры |
Интеллектуальный тимбилдинг |
Интересные, захватывающие интеллектуальные игры, которые раскроют потенциал сотрудников и сплотят их для достижения главной цели – победы. |
Сотрудники ДО |
В ходе нашей деятельности организовали педагогические команды в соответствии с вариантами тимбилдинга, наметив определенные направления деятельности:
Варианты |
Творческий тимбилдинг |
Творческо-игровой тимбилдинг |
Педагогический тимбилдинг |
Социальный тимбилдинг |
|||
Педагогические команды |
«Икатэшка» (разработка мультимедийных презентаций, электронных дидактических пособий) |
«Что нам стоит сад перестроить» (создание развивающей среды ДО) |
«Педагоги-профессионалы» (организация деятельности по введению ФГОС ДО, пилотной площадки, по подготовке методических мероприятий) |
«Все мы – части командного проекта» (сетевое взаимодействие с партнерами - МБУК «Библиотечная информационная сеть», АНО «Баскетбольный клуб «Олимп», г. Новокуйбышевска, МБОУ ДО «Детская школа искусств «Лира», ГБУ СО «Новокуйбышевский ЦДиК») |
|||
Киностудия «Золотой ключик» (создание мультипликационных фильмов) |
«Познавательный календарь» (организация деятельности по подготовке мероприятий, посвященных памятным датам) |
«Спорт вызывает у всех уважение» (организация деятельности в мини-музеи спорта) |
|||||
«Информика» (разработка флипчартов для использования на интерактивной доске) |
«Современный педагог» (организация деятельности по подготовке к профессиональным конкурсам) |
«Поиск» (организация деятельности музейной, художественной экспозиции, уголке русского быта) |
|||||
Распределение ролей в командах (член команды может нести в себе одну или несколько ролей) |
|||||||
Координатор (руководство и организация работы) |
Генератор (идеи, предложения, анализ) |
Исследователь (анализ ресурсов) |
Реализатор (реализация деятельности, работник, «работу делает») |
||||
Планирование деятельности команды |
|||||||
Результаты деятельности, анализ, планирование |
Основными этапами реализации нашего проекта стали:
– подготовительный этап (определены направления тимбилдинговой политики в ДО, проведен анализ деятельности коллектива с использованием различных методик, выявлены приоритеты вариантов тимбилдинга, намечены определенные направления деятельности педагогических команд; составлен план мероприятий);
– основной этап (на основе утвержденного плана разработали мероприятия с педагогическими командами – тренинги, квест-игры, мастер-классы, методические посиделки, методсовет – защита инноваций, выпуск газеты «В стране «Золотого ключика», на сайте ДО оформлен раздел «Инновационная деятельность» и т. д. Все это направлено на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей);
– заключительный этап (анкетирование педагогов; проведена оценка психологической атмосферы в коллективе; подведена результативность деятельности педагогических команд, построена перспектива дальнейшей деятельности).
Работа по сплочению коллектива некоторым сотрудникам дала возможность раскрыть свой творческий потенциал, другим стать более терпимыми, научится находить компромиссы, договариваться друг с другом. Есть работники, которые «не прижились» в коллективе и ушли. С каждым разом в коллективных поездках, мероприятиях, праздниках участвуют все больше сотрудников и члены их семей.
На данный момент у нас в учреждении 100% наполняемость персонала. Это тоже немало важный показатель сплоченного коллектива.
Педагоги имеют устойчивую мотивацию к коллективному сотворчеству, совместной деятельности, что характеризуется развитым конкурсным движением.
За последние 2 года апробации деятельности по проекту мы добились следующих результатов:
– участие в творческих конкурсах командами позволило увеличить количество победителей и призеров на различных уровнях (более 25 Победителей и Призеров);
– молодые педагоги активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, так как в команде совместно с опытными профессионалами достигается высокий результат (3 Победителя на территориальном уровне, 1 Победитель на Региональном уровне);
– имеются более 30 публикаций методических материалов в СМИ и методических сборниках, разработанных педагогами в соавторстве с коллегами;
– разработаны методические рекомендации, пособия, апробированы новые формы работы с воспитанниками: спортмоб, интергейм, спортивно-игровой час и т. д.;
– проведены качественные, методически грамотные открытые мероприятия, в которых коллектив ДО показал себя командой единомышленников: методическая неделя, круглый стол, региональный семинар-практикум по физическому развитию для педагогов).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Mеждународной научной конференции (г. Челябинск, январь 2017). Казань : Издательство «Бук», 2017. 62 с.
2. Куликова Т.И. Тимбилдинг. Тула : Имидж Принт, 2015. 139 с.
3. Митин А.Э., Петрова Н.Б. Управленческая команда как фактор эффективного управления образовательным учреждением // Концепт 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. АRT 53612 [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2013/53612.htm.