УДК 37.01
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ВЫБОРА УЧАЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МОЙ ВЫБОР»
© 2017
Правдина О.В.,
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры воспитательных технологий
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Аннотация: Важную роль в организации воспитательного процесса играют органы детского самоуправления. В статье рассматривается реализация в системе общего и дополнительного образования всероссийской образовательной программы «Мой выбор» в клубной деятельности как структуры самоуправления с использованием волонтёрства.
Ключевые слова: мой выбор; самоуправление; самодеятельность; социальная проба; социальная практика; социальный проект; волонтерство.
FORMING OF SOCIAL ACTIVITY AMONG YOUNG PEOPLE AS A PART OF CIVIL SOCIETY BY IMPLEMENTING OF ALL-RUSSIAN PROGRAM «MY CHOICE»
© 2017
Pravdina О.V.,
candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of educator technologies
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Abstract: The need for training and methodological materials as well as adaptive programs allowing a teacher and facilitating a teenager to become a mature personality responsible for decision-making and for the choice in his/her life is becoming more and more important today. The implementation of all-Russian training program within the system of additional training is studied.
Keywords: my choice; social test; social practice; social project; volunteering.
Современное гражданское общество предъявляет подростку совершенно новые вызовы времени, выражающиеся в частности в том, что совершеннолетнему молодому человеку необходимо обладать широкими разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельной жизни, быть социально активными, а также ответственными людьми, зрелыми личностями, обладающими определенным жизненным опытом.
Важную роль в организации воспитательного процесса играют органы детского самоуправления. Каковы они (совет клуба, совет дела, старостат, совет академии искусств и наук) во многом зависит от типа воспитательной системы. Для рационально-образовательной системы более органичен вариант «совет академии» или «старостат», в социально ориентированной системе оптимальной моделью будет модель демократического общества (министерства, парламент), в системе культурно-нравственной ориентации это, скорее, клубный вариант. Разберёмся сначала в понятиях.
Самоуправление – механизм, позволяющий каждому ребёнку участвовать наравне со всеми в принятии решений, а затем становиться равноправным (равно ответственным) участником их реализации. А ведь самоуправление и детское движение – это особый институт социального воспитания.
Самодеятельность – это деятельность, совершаемая по личному почину, во время которой проявляются такие качества человека, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество; это деятельность, направленная на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей.
Под личностно значимыми целями понимают стремление к самовыражению и самореализации во время самостоятельной деятельности, к исполнению различных социальных ролей в коллективе, к раскрытию своего творческого потенциала. Можно отметить следующие характерные черты самодеятельности:
– самодеятельность совершается на основе личного почина, по внутренней мотивации;
– в основе детской самодеятельности лежит интерес к деятельности, к общению с ровесниками и взрослыми;
– необходимым условием развития самодеятельности является наличие у детей практических знаний, умений и навыков для самостоятельного проведения дел, особое значение имеют организаторские и коммуникативные умения и навыки;
– сущность самодеятельности заключается в самовыражении личности, в раскрытии творческого потенциала;
– самодеятельность носит общественно полезную направленность, совершается на пользу коллектива, общества;
– развитие самодеятельности возможно только в том случае, если подросток выступает в качестве субъекта воспитания, на него возлагается ответственность за конкретные дела в соответствии с достигнутым уровнем развития самодеятельности;
– развитие самодеятельности происходит успешно при условии грамотного педагогического руководства, осуществляемого с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Развитие самодеятельности подростков – это целенаправленный и длительный процесс, протекающий поэтапно: от добросовестного выполнения указаний руководителя до самостоятельного выбора общественно полезного дела и его осуществления.
Таким образом, самоуправление можно рассматривать как реальную возможность для делового сотрудничества подростков и взрослых, лидеров и всего коллектива. Основой этого сотрудничества является совместное участие в практических делах, взаимное уважение, требовательность и ответственность.
Система детского самоуправления приобщает ребёнка к основам демократической культуры гражданского общества. На сегодняшний день в обществе велика потребность в организации различных видов детской самодеятельности, которые позволят педагогу помочь подростку вырасти зрелой личностью, осознающей личную ответственность как за свой выбор, так и за свою жизнь. Такой воспитательной программой может стать программа дополнительного образования учащихся «Мой выбор», которая создана на основе всероссийской образовательной программы «Мой выбор», реализуемой в Российской Федерации с 1999 года [1; 2].
Роль Программы заключается в том, чтобы помочь подростку приобрести ключевые понятия, ценности и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в современном обществе и информационном поле, получить профессию, найти достойную работу, создать собственную счастливую семью, воспитать своих детей, вести здоровый образ жизни, грамотно отстаивать свои гражданские права и.т. д.
Эта Программа даст возможность подростку понять особенности своей личности, и главное – сформировать навыки активного, здорового образа жизни, в том числе самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятое решение и в соответствии с этим уметь формировать и выстраивать свое социальное поведение, альтернативное девиантному.
Цель программы – формирование свободы выбора учащихся как компонента гражданского общества средствами реализации программы «Мой выбор».
Реализация цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:
– знакомство с основами технологии выбора;
– анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за своё решение;
– моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;
– создание условий для отработки умения выстраивать своё поведение в ситуации выбора (в типичных жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;
– приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи и др.;
– развитие способностей к самоопределению и самореализации.
Данная Программа отличается тем, что в результате её освоения ученик приобретает ощущение собственного «я» как частицы гражданского общества только тогда, когда он начинает понимать, что он индивид, живущий в обществе и являющийся его членом. Отсюда появляется потребность осмысливать и оценивать последствия своего решения, прежде чем действовать и совершать поступки.
Принципиальная новизна Программы заключается в том, что по завершении изучения курса у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности (личностные результаты):
– получение социально значимой информации из различных источников, её осмысление и интерпретация;
– использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор (первоначально – в учебных моделируемых ситуациях, затем – в жизненных ситуациях);
– оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;
– участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности, социальной практике;
– взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, жителями микрорайона, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими; взаимодействие с младшими: учащимися школы, воспитанниками системы дополнительного образования и т. д.;
– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
– совместная деятельность в учебных социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. Решать вопросы демократизации общества невозможно без формирования нового социального типа личности, обладающей не только творческим способностями, организаторскими навыками, инициативой и самостоятельностью, но и личной ответственностью, пунктуальностью, умением самостоятельно принимать решения нравственного, правового и социального характера.
Организация самодеятельности в рамках реализации программы «Мой выбор» можно использовать в специально организованных условиях и сформированных органах самоуправления или волонтёрских группах или в рамках клубной деятельности или детского объединения. Содержательной и методической основой к программе выступает пособие по воспитательной работе «Мой выбор». Каждый блок предусматривает теоретические, практические и тренерские занятия, а также методические рекомендации педагогам.
Так, модель ученического самоуправления на основе курса «Мой выбор» может выглядеть следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Структура самоуправления |
Содержание курса «Мой выбор» – направления работы |
Президент |
Координация работы по направлениям |
Министерство школьной политики |
«Я и политика» |
Министерство права |
«Преступление и наказание» |
Министерство здоровья и спорта |
«Моё здоровье» |
Межведомственная конфликтная комиссия |
«Учимся строить отношения» |
Министерство информации и печати |
«Четвёртая власть» |
Большой совет |
Анализ, оценка, планирование |
Новые формы самодеятельности представляют собой также поэтапное прохождение подростком лестницы социальной деятельности, включающей в себя типичные ситуации: социальную пробу – социальную практику – социальный проект (таблица 2). Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей.
Таблица 2. Структура социальной деятельности
Виды социальной пробы |
Виды социальной практики |
Виды социальных проектов |
Экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; встреча с компетентным представителем. |
Включенное наблюдение. |
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.); проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов. |
Под социальной пробой мы понимаем такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объек¬тах и явлениях, получает и осознает опыт своего социаль¬ного взаимодействия.
Социальная практика – это: во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, по¬знание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью – личностно-значимой проблемой и потребностью личности.
В основе лежат методики формирования правильного отношения к современной жизни: «Я свободный человек», «У меня как у свободного человека есть право выбора», «Я имею право знать все имеющиеся вари-анты выбора», «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта», «Я самостоятельно делаю свой выбор», «Я несу личную ответственность за свой выбор».
Принципиальной особенностью данного курса «Мой выбор» в системе как общего, так и дополнительного образования может стать также способ передачи его содержания и навыков по принципу «подросток – подростку» (то есть через движение волонтёров) методом тьюторства: «научился сам – научи другого». Привлечение волонтёров к реализации данной программы обусловлено тем, что общение со сверстниками происходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, а также одной из возрастных особенностей подростков – склонностью отрицать взрослых. Привлечение ребят-волонтёров позволит охватить этой работой достаточно большую подростковую группу; сформировать устойчивые позитивные установки на занятие добровольческой деятельностью у самих волонтеров и ребят, с которыми они занимаются; развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; сформировать через общественно-полезное дело навыки и умения, важные для взрослой жизни.
Работа в группе даёт возможность и самим волонтёрам, и ребятам, с которыми они будут заниматься, увидеть разные точки зрения на одну и ту же проблему, высказать свою точку зрения на эту проблему, сравнить её с точкой зрения других. Это способствует уменьшению сопротивления восприятию информации, даёт возможность получить опыт формирования собственного решения и принятия на себя ответственности за реализацию принятого решения. Программа даёт возможность пройти основы практики жизни в социальном пространстве прав и обязанностей в различных: социальных группах, в рамках социального проектирования.
Подготовка волонтёров по реализации программы «Мой выбор» должна быть построена таким образом, что постоянно ставит подростков в ситуацию выбора, тем самым формирует осмысленный подход к определению верной линии поведения в жизни и ответственности за свои поступки. В результате по курсу программы будут подготовлены группы учащихся, способных адаптироваться в сложных жизненных условиях и умеющих помочь сделать выбор сверстникам.
Роль педагога сводится к миссии наставника, друга, советчика, помощника, а не «назидателя», манипулятора и пр. В самой методике организации детского самоуправления на основе освоения курса «Мой выбор» средствами методического пособия по воспитательной работе заложено ещё одно свойство: у педагога появляется потребность на основе предложенных рекомендаций и подходов вырабатывать свои собственные приёмы. Сама методика побуждает педагога мыслить, творчески подходить к процессу обучения и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наумова Е.А. Учебный курс «Мой выбор» в системе воспитательной работы : учебно-методическое пособие для широкого круга педагогических работников, занимающихся вопросами воспитания школьников. М. : Калиграф, 2006. 148 с.
2. Правдина О.В. и др. Мой выбор : методическое пособие по воспитательной работе. М. : Издательство Ижица, 2002. 176 с.