УДК 331.3:9
ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. В НОВЫХ ЛИНЕЙКАХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
© 2017
Манюхин И.С.,
кандидат исторических наук, доцент,
заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Пивоварова М.В.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОО СОШ № 78 г.о. Самара (Россия)
Аннотация: Статья посвящена освещению Великой российской революции в историко-культурном стандарте, новых линейках учебников. Анализируются содержательный, методический, полиграфический компоненты учебников издательств «Дрофа» и «Просвещение».
Ключевые слова: учебно-методический комплекс по отечественной истории; историко-культурный стандарт; Великая российская революция; новые учебники по истории; системно-деятельностный подход.
THE GREAT REVOLUTION ОF 1917, THE NEW RULERS OF TEXTBOOKS ON HISTORY OF RUSSIA
© 2017
Manuikhin I.S.,
candidate of historical Sciences, associate Professor, head of the Department of historical and socio-economic education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Pivovarova M.V.,
Deputy Director on educational work
school MBOU № 78 g.o. Samara (Russia)
Abstract: The Article is devoted to the great Russian revolution in the historical and cultural standard, the new rulers of textbooks. Examines content, methodological, printing components textbooks of publishing house «Drofa» and «Enlightenment».
Keywords: educational-methodical complex on national history; history; historical-cultural standard; the Great Russian revolution; new textbooks on the history; system and activity approach.
В связи со 100-летним юбилеем революции 1917 г. в России особую важность приобретают вопросы, связанные с изменением в трактовке и методике преподавания этого периода в новых учебниках. Для того чтобы разобраться в указанных изменениях нами были проанализированы содержание и методический аппарат пособий издательств «Просвещение» и «Дрофа» для 10 класса [1; 2]. Сразу оговоримся, что объектом исследования были именно учебники, а не весь учебно-методический комплекс указанных издательств, который включает в себя электронные учебники с интерактивными функциями, рабочие тетради, атласы и хрестоматии, контрольные материалы, пособия для учителей по «трудным вопросам» российской истории, в том числе по «нашему» вопросу: «причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне».
Учебники написаны в соответствии с требованиями ФГОС СОО и Историко-культурного стандарта (далее – ИКС) [3], что определяет их интерактивный характер и новое содержание.
С введением Историко-культурного стандарта изменилась хронология изучения Российской истории в школе.
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству.
Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.
Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII веках: от царства к империи.
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.
Подраздел: Февраль-Ноябрь – Великая российская революция.
Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.
Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
Раздел IX. Российская Федерация в 1991–2012 гг.
Появился Раздел V. Россия в «годы великих потрясений» 1914–1922 гг., а в нем – отдельный период с февраля по ноябрь 1917 г. – Великая российская революция. Вместе с хронологией изменилось и содержание периода, появился список понятий и терминов, персоналий, событий и дат, обязательных для изучения (Таблица 1).
Основные этапы и хронология революции 1917 г. |
1. Февраль-март: восстание в Петрограде и падение монархии. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. 2. Весна-лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. 3. Июльский кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 4. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. |
Понятия и термины |
Временное правительство, «двоевластие», Советская власть, Учредительное собрание, Российская коммунистическая партия (большевиков) – РКП(б), диктатура пролетариата. |
Персоналии |
А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Николай II, М.В. Родзянко, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, Я.М. Свердлов, Л.Г. Корнилов, Л.Д. Троцкий, Патриарх Тихон, Ф.Э. Дзержинский |
События/ Даты |
26 февраля 1917 г. – расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход части воинских частей на сторону восставших; 27 февраля 1917 г. – формирование Временного комитета Государственной думы; 2 марта 1917 г. – отречение Николая II; 1 сентября 1917 г. – провозглашение России республикой; февраль–ноябрь 1917 г. – Великая российская революция; ноябрь 1917-1922 гг. – Период Гражданской войны; февраль 1917 г. – Февральский переворот и падение монархии; 25–26 октября 1917 г. (7–8 ноября по новому стилю) – Октябрьский (большевистский переворот). |
Основное изменение в трактовке Февраля и Октября заключается в их объединении в качестве этапов одной революции и включении в один раздел с Первой мировой и Гражданской войнами. Прежняя точка зрения о Февральской революции как отдельной буржуазно-демократической, а Октябрьской как пролетарской отвергается как идеологически ангажированная.
Подчеркнем также, что процессуальный взгляд на революционные события в России выглядит оправданным и в сравнительно-историческом контексте. Так, в революциях в Нидерландах в 1566–1579 гг., в Англии 1642–1660 гг., Франции 1789–1799 гг. выделяются четыре таких этапа в каждом случае, а не четыре отдельных революции. При внимательном рассмотрении можно обнаружить определенное сходство в последовательности революционных событий, их логике и последствиях в России и за рубежом, что и дало повод к их переосмыслению. В России в начале XX в. можно говорить о двух революциях – Первой революции 1905–1907 гг., и Второй – 1917 г.
В советской историографии подчеркивалась неизбежность, закономерность пролетарской революции вследствие неразрешимых и нарастающих противоречий: загнивания правящего режима, конфликта между правящим режимом и остальным народом, буржуазией и пролетариатом, помещиками и крестьянами, центром и национальными окраинами, что считалось вместе с Первой мировой войной объективными причинами революции [4]. В ИКС отражена современная точка зрения на альтернативность путей развития России в это время, одним из которых был путь революционных преобразований. Подчеркивается прогрессивный характер модернизационных изменений в России в конце XIX – начале XX вв., связанный как с позитивными тенденциями, так и с определенными издержками (например, переселение более 1 миллиона крестьян в Санкт-Петербург и Москву в начале ХХ века, которые превратились в малоимущие слои, позднее легко воспринявшие революционные лозунги, желание людей жить лучше в связи с нарастанием доходов населения и повышения уровня грамотности и т. д.). Большое внимание уделяется психологии массового сознания. Воздействия на население информации, газет, плакатов, живого слова (агитации, допустим в войсках, послужившей развалу армии и краху попыток использовать военную силу в подавлении революции, таких как Корниловский мятеж, поддержка вооруженных сил революции в Петрограде и т. д.). Подчеркивается роль в этом процессе либеральной буржуазии, особенно в дискредитации Николая Романова, его окружения.
Анализ учебников проведен на трех уровнях: содержательном, методическом и полиграфическом в соответствии с разработанными критериями (Таблица 2-4).
События Февраля и Октября помещены в 1 главу учебников «Россия в годы великих потрясений».
Таблица 2. Анализ содержания учебников
Элементы |
Просвещение, учебник |
Дрофа, учебник |
2.1. Наличие введения с общей характеристикой периода |
Есть |
Нет |
2.2. Главы, параграфы, общий объем |
Глава 1, параграфы 3-4, с. 27–44. |
Глава 1, параграфы 3-5, с.23–50. Объем – на 15% больше. |
2.3. Структура текста |
Параграф 3. «Великая российская революция: февраль 1917 г.». Параграф 4. «Великая Российская революция: октябрь 1917 г.». |
Параграф 3. «Народное восстание в Петрограде. Падение монархии». Параграф 4. «Временное правительство и нарастание общенационального кризиса». Параграф 5. «Большевики захватывают власть» |
2.4. Насыщенность текста: персоналии, даты (подсчеты по разделу) |
Упомянуты 23 деятеля, 39 дат |
Упомянуты 30 деятелей, 36 дат |
2.5. Восприятие текста |
Субъективно легче |
Субъективно сложнее |
2.6. Иллюстративные ряды (подсчеты по всей 1 главе) |
Плакаты, карикатуры – 3; Карты – 2; Картины – 6; Фото – 25; Всего – 36. Формат иллюстраций больше. |
Плакаты, карикатуры – 18; Карты – 4; Картины – 15; Фото – 7; Всего – 44. Формат иллюстраций меньше. Для ЕГЭ лучше. |
2.7. Таблицы, диаграммы (подсчеты по всей 1 главе) |
Всего – 1 (Потери в Первой мировой войне основных стран участниц). |
Всего – 2 (Итоги выборов в Учредительное собрание, Состав Учредительного собрания). |
2.8. Тексты документов (по разделу) |
Всего – 3. Помещены в конце параграфа. К ним вопросы. Для разбора документов удобно. |
Всего – 4. 3 помещены в начале параграфа (эпиграф). Являются основой для формулировки главного вопроса параграфа вместе с иллюстрациями. 1 документ помещен в конце. |
Таблица 3. Анализ методической части учебников
3.1. Наличие рубрики «Как работать с учебником? |
Есть |
Есть |
3.2. Наличие главного вопроса к параграфу |
Сформулирован, иногда сформулированы два вопроса |
Формулируется вместе с учителем или самостоятельно |
3.3. Наличие вопросов и заданий в тексте параграфа (подсчеты по всей 1 главе) |
4 вопроса |
17 вопросов |
3.4. Всего вопросов и заданий к 1 главе |
73 вопроса |
132 вопроса |
Из них: знаниевых, репродуктивных вопросов (Кто? Что? Когда?) |
40 вопросов |
66 вопросов |
Проблемных вопросов (Почему?) |
33 вопроса |
66 вопросов |
3.5. Рубрики после параграфа |
1. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа; 2. Работаем с картой 3. Изучаем документ 4. Думаем, сравниваем, размышляем Задания более стандартизированы |
1. Вопросы и задания; 2.Вопросы для тех, кто хочет больше знать Задания более разнообразны |
3.6. Хронологическая таблица |
Отсутствует |
Есть |
Таблица 4. Анализ макетов учебников.
Параметры |
Просвещение, учебник |
Дрофа, учебник |
4.1. Разделение |
Учебник в 3 частях |
1 учебник |
4.2. Обложка |
Мягкая |
Прочная (картон) |
4.3. Шрифт |
Более мелкий |
Более крупный |
4.4. Цветовая гамма |
Беднее, преобладают фиолетовые и серые тона. |
Разнообразная, преобладают цветные иллюстрации красного, желтого тонов. Восприятие более жизнерадостное. |
Комментарии к Таблице 2. Анализ содержания учебников.
Для удобства учебник издательства «Просвещение» обозначим как 1, а учебник издательства «Дрофа» как 2.
2.1. Нам представляется, что наличие общей характеристики периода, которая помещена в 1 учебнике является желательной, поскольку, создает смысловой образ изучаемого отрезка времени, облегчает последующее изучение материала.
2.2. В 1 учебнике революции в России посвящены Глава 1, параграфы 3-4, с. 27–44. Во 2 – Глава 1, параграфы 3–5, с. 23–50. Во втором случае объем материала примерно на 15 % больше. Разница в объеме не сказывается на качестве изложения материала.
2.3. Структура текста в обоих случаях логична и позволяет раскрыть основное содержание темы по параграфам.
2.4. Насыщенность текста персоналиями (подсчитано упоминание участника событий в тексте. Личности Н.А. Романова, В.И. Ленина, А.Ф. Керенского и некоторых других упоминаются многократно, но в подсчетах отражаются только один раз) показывает преобладание таких упоминаний в тексте учебника 2 – 30 против 23 в 1 учебнике, при примерном равенстве дат/ событий (36 и 39 дат соответственно).
2.5. По мнению авторов, восприятие текста субъективно легче в 1 учебнике. Текст разделов по российской революции в 2 учебнике выглядит более информационно насыщенным и сложным.
2.6. В этом пункте выявились интересные приоритеты в выборе визуальных источников. В 1 учебнике таких источников 36, из них большинство – 25 представлены фотографиями, картины – 6, плакаты/карикатуры – 3, карты – 2. Во 2 учебнике визуальный ряд существенно больше – 44, из них преобладают плакаты/карикатуры – 18, затем идут картины – 15, фотографии – всего 7, далее карты – 4. Формат современного ЕГЭ по истории предполагает работу с визуальными источниками разных видов. В этом отношении подбор иллюстративного материала во 2 учебнике кажется предпочтительнее.
2.7. Одна информативная таблица «Потери в Первой мировой войне основных стран участниц» есть в учебнике 1, 2 качественные диаграммы – «Итоги выборов в Учредительное собрание, Состав Учредительного собрания» во 2 учебнике, что выглядит достаточным, поскольку учащимся предлагается заполнить таблицы в рубрике домашние задания учебника и рабочих тетрадях.
2.8. Фрагменты документов (3) в 1 учебнике помещены в конце параграфов вместе с заданиями к ним, что традиционно и удобно. Во 2 учебнике небольшие фрагменты текста (3) помещены в начале параграфов как материал для формулирования проблемных вопросов, что менее привычно, но функционально, один фрагмент текста традиционно размещен в конце параграфа.
Комментарии к Таблице 3. Анализ методической части учебников.
Учебники составлены в соответствии с системно-деятельностным подходом. Их методический аппарат содержит стандартные компоненты, но различается содержанием этих компонентов.
3.1. В обоих учебниках изложение основного содержания предваряет рубрика: «Как работать с учебником?», что является обязательным требование к новым линейкам учебников.
3.2. В начале параграфа в учебнике 1 помещен один или два проблемных вопроса, ответы на которые учащиеся находят в тексте. В учебнике 2 проблемные вопросы учащиеся должны сформулировать вместе с педагогом на основе эпиграфов, иногда дополненных визуальными источниками, размещенными в начале параграфа.
3.3. В учебнике 2 17 вопросов размещены непосредственно в тексте первой главы. В 1 учебнике таких вопросов всего 4.
3.4. Общее количество вопросов к содержанию учебников существенно различается. Так во 2 учебнике их 132, почти в два раза больше, чем в первом – 73. Существенная разница наблюдается в количестве репродуктивных – 40 и 66, проблемных 33 и 66 вопросов соответственно. Из этого факта не следует делать выводы о большей «проблемности» учебника 2. Требуемые результаты можно получить при работе с каждым из рассматривемых учебником. Тем более что в рубриках «Как работать с учебником?» оговаривается, что выполнение всех заданий не является обязательным. Тем не менее, учебник 2 представляет более широкий выбор вопросов.
3.5. Также в рубриках после параграфов задания в учебнике 2 более вариативны, чем в учебнике 1.
3.6. Обратим внимание на присутствие общей хронологической таблицы по всему периоду ХХ – ХХI вв. во 2 учебнике (что удобно), и отсутствие таковой в учебнике 1.
Комментарии к таблице 4. Анализ макетов учебников.
4.1. Учебник один представлен в 3 частях. Учебник 2 – в одной, что удобнее.
4.2. Обложка учебника 1 мягкая, учебника 2 твердая из картона, что функциональнее.
4.3. Шрифт различается по величине, но в обоих случаях удобен для работы.
4.4. Цветовая гамма учебников существенно различается. В 1 учебнике преобладают сдержанные фиолетовые и серые тона. Во 2 – более позитивные красные и желтые.
Предварительные размышления: Мы сознательно не делаем однозначного вывода о том, какой учебник лучше. Это было бы методологически неправильно. Для заключений необходимо было проанализировать весь состав Учебно-методических комплексов. Отметим, что оба учебника отвечают требованиям ИКС, написаны в системно-деятельностном подходе. Учебник издательства «Просвещение» более традиционный (консервативный), учебник издательства «Дрофа» более новаторский. Апробация их в школе еще не прошла. Выводы о преимуществах и недостатках делать рано. Критерием истины здесь может служить только практика. Оба учебника выглядят достойно. Выбор за школами, учителями и учениками с родителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., Семененко И.С., Токарева А.Я., Хаустов В.Н., Хлевнюк О.В., Шестаков В.А. История России : учебник для общеобразовательных организаций / под ред. А.В. Торкунова. Ч. 1. М. : Просвещение, 2016. 175 с.
2. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России. Начало XX – начало XXI века: учебник. М. : Дрофа, 2016. 367 с.
3. Федеральный портал «История России» [Электронный ресурс] URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebnomietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения: 10.10.2017).
4. Шестаков В.А. Великая русская революция 1917 г. Дискуссионные вопросы : пособие для учителей общеобразовательных. М.: Просвещение, 2015. 58 с.