УДК 373.31

МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТОГО УРОКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ

© 2017

Иванова Л.А.,
старший преподаватель кафедры начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье представлен опыт работы по проведению «перевёрнутого урока» окружающего мира в 3 классе.
Ключевые слова: «перевёрнутый урок»; познавательные УУД; окружающий мир; групповая работа.

MODEL OF «THE TURNED LESSON» AS MEANS OF FORMATION INFORMATIVE UUD AT THE WORLD AROUND LESSON IN 3 CLASS

© 2017

Ivanova L.A.,
senior teacher of department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: Еxperience on carrying out «moved lesson» the world around in the 3rd class is presented in article.
Keywords: «the turned lesson»; informative UUD; world around; group work.

Один из важных моментов реализации ФГОС – формирование УУД. Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать новое, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [1, с. 27] . В связи с этим перед учителями возникает вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Материал учебников «Окружающий мир» составлен так, что после прочтения параграфа или объяснения новой темы учителем, дома ученики должны выполнить задания следующего характера: проанализируй, классифицируй, переведи информацию в графический вид, докажи, сравни, составь план и др. Но на этапе начального обучения дети только учатся выполнять данные действия с помощью учителя. И такое домашнее задание часто является неэффективным.
Повысить активность учащихся на уроке, формировать УУД и привить интерес к изучаемому предмету поможет «перевёрнутый урок».
Перевёрнутый урок подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся самостоятельно проходят тот материал, который должны были пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе – домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения [2].
Готовясь к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Природа в опасности», я поняла, что материала учебника будет достаточно для прочтения дома. На самом уроке, чтобы сделать его интересным и эффективным, надо организовать групповую работу по формированию познавательных УУД.
Для работы на уроке дети разделились на 5 групп. У каждой группы было своё задание.
Первая группа работала над созданием книги о Баргузинском заповеднике. Данная работа была построена в форме проектной задачи, которая содержала следующую проблему: «В учебнике «Окружающий мир»  ничего не рассказывается о Баргузинском заповеднике. Представлена только одна фотография. Используя данный учителем материал, сделайте книгу о «Баргузинском заповеднике» для будущих третьеклассников». Деятельность учащихся строилась по плану:
1. Рассмотрите карту.
2. Прочитайте о заповеднике.
3. Рассмотрите иллюстрации с видами заповедника.
4. Рассмотрите иллюстрации с изображением животных заповедника.
5. Найдите описание каждого животного и соотнесите его с иллюстрацией
6. Что такое заповедник? Выберете правильное определение.
7. Распределите между собой, кто будет делать следующие действия и начинайте собирать вашу книгу.
8. Наклейте на страницы книги иллюстрации и текст к ним.
9. Вырежьте правильное определение и наклейте на последнюю страницу книги.
10. Оформите обложку книги.
11. Покажите и расскажите классу о вашей книге.
Данная работа позволила учащимся расширить знания о Баргузинском заповеднике и была направлена на формирование таких познавательных УУД, как поиск, выделение и извлечение необходимой информации, смысловое чтение, создание способов решения проблем творческого характера.
Второй группе было дано практико-ориентированное задание: составить схему «Утилизация мусора», используя предложенные учителем иллюстрации и текст о проблемах утилизации. По схеме рассказать о них классу, а также о том, что они лично могут сделать, чтобы уменьшить количество мусора в нашем городе.
В ходе данной работы дети узнали о способах утилизации мусора, выполняли задания по формулированию проблемы, установлению причинно-следственных связей, синтезу изучаемых объектов.
Третья группа изучала «пищевые цепочки» с помощью кейс-метода. После прочтения научно-популярного и художественного текстов дети составляли «пищевые цепочки» и доказывали необходимость сохранения каждого звена в них.
Работа четвёртой группы была посвящена проблемам загрязнения Волги. Прочитав научно-популярный текст и рассмотрев иллюстрации, дети называли эти проблемы и пути их решения. И, самое главное, обсуждали, что могут сделать они лично, чтобы Волга была чище. Группа должна была оформить плакат в защиту Волги. Представляя плакат, учащиеся отвечали на вопросы учителя.
В ходе этой деятельности совершенствовались логические УУД (выведение следствий, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей), проявлялись творческие способности.
Пятой группе было дано задание сделать рекламу туристического маршрута по Национальному парку «Самарская Лука». Для этого нужно было создать коллаж, используя географическую карту и иллюстрации с изображением животных и растений «Самарской Луки». Далее представить себя сотрудниками туристического агентства, которым нужно привлечь туристов на экскурсию по «Самарской Луке». Дать название своему агентству. Выбрать рекламного агента, который  представит экскурсию, используя созданный группой коллаж. Данная работа направлена на формирование действий по самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера.
Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий показало, что в этой работе детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать – словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» [1, с. 141].
Такая деятельность учащимся очень понравилась. После урока они спрашивали, когда у них будет ещё подобное занятие, что является самой лучшей обратной связью [3].
На этапе рефлексии наблюдается высокая степень удовлетворённости учителя и учащихся уроком и его результатами.
Таким образом, «перевёрнутые уроки» направлены на формирование познавательных УУД. Кроме того, на таких уроках решаются основные задачи современного образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2014. 152 с.
2.  Курвитс Марина. Перевернутый класс. Урок природоведения Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=b0vcKhHCWLU (дата обращения: 04.10.2017)
3. Курвитс Марина. Что такое перевернутый класс и в чем его смысл [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=TGrWBrva5ks (дата обращения: 04.10.2017)