УДК 37.01

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

© 2017

Зизикова С.И.,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Актуальной задачей в сфере физической культуры становится внесение изменений в образовательный процесс, продиктованных необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности. Уроки физической культуры и спорта можно рассматривать как ориентированные, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей. Особое место сегодня занимают уроки физической культуры, которые направлены на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности обучающегося в образовательной школе. В статье рассматриваются некоторые методические особенности проведения уроков по физической культуре с обучающимися общеобразовательной организации.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность; обучающиеся; физическая культура; образовательный процесс; уроки физической культуры; типы уроков; типовые задания; ситуативное задание; универсальные учебные действия.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL FEATURES OF THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE IN ACCORDANCE WITH GEF

© 2017

Zizikova S.I.,
candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of a technique of physical culture and improving scheduled maintenance
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: An urgent task in the sphere of physical culture is making changes in the educational process, dictated by the need to achieve modern quality of education that meets the needs of the individual. Lessons of physical culture and sport can be seen as focused primarily on personal development, enhancing its activity and creativity. A special place today is the physical education lessons aimed at the formation of competent, physically cultural activity of the student in school. This article discusses some methodological features of carrying out of lessons of physical culture with the students of educational organizations.
Keywords: physical culture and sports activities; students; physical education; educational process; physical education lessons; types of lessons; model specification; case study; universal educational actions.

Современные условия развития общества предъявляют повышенные требования к физической подготовленности и здоровью граждан. Повышается социальная значимость физического воспитания в формировании гармонично развитой личности с высокой степенью готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Для повышения роста активности в сфере физической культуры и спорта необходимо разрешить возникающие противоречия между целями школьного физического воспитания и существующей практикой проведения уроков по физической культуре и спорту.
Повышение мотивации к занятиям физической культурой в рамках образовательной организации стало одним из основных проблемных вопросов учителей и преподавателей физической культуры. Возникла необходимость коренным образом изменить содержание образования по предмету «Физическая культура», чтобы оно было направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности обучающегося [1].
В соответствии с ФГОС результатами обучения по предмету должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в том числе универсальных учебных действий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве [2].
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры.
Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями обучающихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению.
Это требует переосмысления теоретического, методического, практического процесса в обеспечении познавательной активности, в обучении учащихся на уроке физической культуры.
От степени чувства познавательной активности зависит характер внимания учащихся на уроке, критичность умственного понимания, творческий подъем учащихся.
Однако урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность и характеризуется высокой моторной плотностью и перед учителем возникает вопрос, как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного и тренировочного образовательного компонента познавательной активности, как организовать деятельность обучающихся на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности и способности усвоения программы.
Анализируя содержание материала, учитель намечает дидактические задачи урока, и определяет соотношение учебного материала с задачами воспитания, с уровнем развития учащихся определенного года обучения, с учетом психики отдельных обучающихся, с их собственным психологическим состоянием и жизненным опытом.
При разработке урока появляется возможность поставить ученика в позицию активно мыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи. Для этого учителю необходимо обладать умением увидеть урок глазами обучающихся, понять их особенности, с учетом которых познавательная деятельность организуется более успешно [2].
Одновременно с этим возникает представление о том, как обучающиеся будут овладевать двигательными навыками и умениями: что позволит им выйти на самостоятельный уровень деятельности, а где потребуется помощь; что из пройденного материала следует повторить, на что из повторенного опереться при изучении нового, как закрепить новое, что будет для учащихся интересным и легким, а что будет вызывать затруднения. Необходимо довести до сознания обучающихся цель урока, помочь им достичь ее.
Для этого каждому обучающемуся необходимо осознать и принять цель, затем перевести ее с внешнего уровня осознания на внутренний. Осознание обучающимися поставленных задач, стоящих перед ними определяет успехи в учении и отношении к предмету.
Чтобы рассчитать реальность приближения к цели, обучающимся нужно определить свои возможности, сопоставляя их с требованиями данного этапа урока. Используются различные приемы целеполагания. В одном случае цель урока сообщается и разъясняется учителем, в другом, – чтобы активизировать обучающихся, сконцентрировать их внимание и научить их ставить перед собой цель, учитывая свои силы и возможности, чтобы подвести школьников к определению содержания урока и принятию цели, задается ряд вопросов-ориентиров.
Например, при обучении одному из видов легкой атлетики – бегу на короткие дистанции – после ознакомления нескольким ученикам предлагается выполнить задание. Выполнение упражнения рекомендуется в парах, где один обучающийся более сильный и лучше выполняющий это действие. Далее в форме диалога анализируется выполнение задания: кто быстрее преодолел указанную дистанцию и почему. Тем самым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены на процесс учения, обучающиеся становятся активными участниками познавательной деятельности, а не исполнителями воли учителя.
На каждом уроке в конкретном учебном материале выделяется самое существенное. Важно научить обучающихся выделять сначала более грубые ошибки, определять пути их устранения, затем – менее существенные ошибки и детали техники [3].
Проявлению активности в данном случае способствует сформированность определённых знаний.
Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели.
Особое внимание уделяется формированию знаний учащихся по организации и формам самостоятельных занятий физическими упражнениями. Делается это с учётом возрастных особенностей и степени подготовленности школьников.
Интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов (биология, физика, математика) является одной из форм развития познавательного интереса [4]. Так, обучая основным знаниям по предмету, следует опираться на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Данные знания дополняют теорию физической культуры, а также способствуют расширению кругозора обучающихся.
Как отмечают учителя, познавательная активность обучающихся является  мощным двигателем образовательного процесса, от нее зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий процесс усвоения школьной программы, что позволяет приобрести практические навыки в формировании положительного отношения к урокам физической культуры в частности, и всего учебного процесса в целом [3].
Выделяется несколько этапов организации учебной деятельности, обеспечивающих условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся.
Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе [5].
Для выполнения ситуативного задания учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление выполнения двигательного действия. Результатом является выполнение и представление ситуативного задания.
Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Система оценки выполняет функцию обратной связи, которая призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов учебной программы по физической культуре.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию предмета «Физическая культура», в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Таким образом, данная форма урока обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) результатов. Оценка предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся, что является средством обеспечения качества образования. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность обучающимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
3. Шпет В.В. Методические аспекты формирования познавательной активности учащихся на уроках физической культуры в школе // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 19 февраля 2017 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары:  ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 29–31.
4. Кудрявцев М.Д., Пашкова Н.В. Обучение двигательным действиям в баскетболе на основе теории учебной деятельности : учебно-методическое пособие. М. : АПК и ППРО, 2005. 113 с.
4. Зизикова С.И., Добровидова Н.А., Зюзюкина Д.Э. Использование кейс-технологий в рамках курсовой подготовки повышения квалификации учителей физической культуры // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 17 июля 2017 г.) в 2-х ч. Ч. 1. Стерлитамак : АМИ, 2017. С. 32–38.