УДК 37.034

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

© 2017

Гатауллина Г.Г.,
руководитель СП «Созвездие»
ГБОУ СОШ с. Камышла м.р. Камышлинский Самарской области (Россия)

Аннотация: Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории.  Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение, изучение которого  способствует повышению  нравственности, развитию творческого потенциала как средства познания и изменения мира. Для образования и социализации обучающихся, краеведческая деятельность имеет огромное значение и  является актуальной, так как идет формирование нового поколения российских граждан и проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики, а соответственно, и новые подходы к  воспитанию личности как к части процесса ее жизненного самоопределения и становления.
Ключевые слова: краеведение, межнациональная и межконфессиональная толерантность, социализация, национальная культура.

EVALUATION OF THE RESULTS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CHILDREN'S SELF-GOVERNMENT WHEN ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES IN LOCAL HISTORY

© 2017

Gataullina G.G.,
head of the joint venture «Sozvezdie»
GBOU SOSH with. Kamyshla m. Kamyshlinsky of the Samara Region (Russia)

Abstract: The modern stage of the spiritual development of society is characterized by a tremendous growth of interest in history. One of the most active and creative forms of familiarizing people with history has long been the study of local lore, the study of which contributes to the improvement of morality, the development of creative potential as a means of cognition and change in the world.
For the education and socialization of students, the study of local lore is of great importance and is topical, since a new generation of Russian citizens is forming and the problem of patriotic upbringing acquires new characteristics and, accordingly, new approaches to the education of the individual as part of the process of her life self-determination and becoming.
Keywords: study of local lore; interethnic and interconfessional tolerance; socialization; national culture.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них,
приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать
свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачёв

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь навек вперед – воспитай человека».
Действительно, педагогика на современном этапе провозглашает главной целью воспитание и развитие личности ребенка. Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями выступают дети и их родители, а также общество и государство. Из приоритетных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация обучающихся, в ходе которой ребенок усваивает систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Социализация обучающихся рассматривается как задача, процесс и результат работы педагога с ребёнком, предполагая адаптацию человека к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность. Определены те предметы воспитания, которые сегодня максимально влияют на детей. Это приобщение обучающихся к историко-культурным традициям, формирование гражданско-патриотических чувств, обеспечение творческой самореализации и профессионального самоопределения, воспитание лидеров.
Реализовать это возможно, если удастся:
– создать такие условия, при которых социум может стать воспитывающим;
– развить педагогику творчества;
– развить движение наставничества;
– поднять значимость профессионального самоопределения как фактора позитивной социализации;
– сформировать систему воспитания лидеров;
– восстановить приоритеты духовности, нравственного и физического воспитания.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1].
И конечно, в связи с этим, в своей деятельности мы стремимся к тому, чтобы в сознании каждого ребенка утвердилась вера в собственные силы, гордость за свою малую Родину и Отечество в целом. Мы пытаемся активизировать детей к краеведческой работе по изучению природных особенностей и национальных ценностей родного края, позволить им почувствовать себя причастным к творению истории. Ведь изучение истории родного края необходимо для всех людей независимо от возраста. Мы все обязаны помнить, что история – это история людей, традиции своего народа. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом. А если ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.
Первый уровень указывает на наличие знаний, понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества, способность к осмыслению своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности.
Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми, осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации.
Третий уровень свидетельствует о том, что у ребёнка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию.
Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации.
Сегодня перед краеведением в системе дополнительного образования стоят следующие задачи:
– использовать историко-краеведческий потенциал для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;
– объединить усилия школы, педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;
– продолжить изучение родного края через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность).
В структурном подразделении «Созвездие» важнейшим элементом внеурочной деятельности является исследовательская деятельность на основе краеведческого материала. При этом формируется особая развивающая и образовательная среда. Изучение малой Родины, исследование различных страниц ее истории и этнографии, культурных традиций, трудовых подвигов – это и есть единственно верный путь к формированию у детей любви к Отчизне и патриотизма. Реализация программ дополнительного образования по теме краеведения вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения средствами краеведческой деятельности, а также подготовки квалифицированного краеведческого актива – организаторов туристско-краеведческой работы, экскурсоводов, журналистов, педагогов. Содержательная сторона программ демонстрирует важность раннего знакомства обучающихся с различными направлениями научных исследований, самостоятельного выполнения творческих исследовательских работ, апробирование вариантов деятельности, которые будут полезны для их дальнейшей социализации.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств обучающихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Именно в сельской местности, а таковым является наш муниципальный район Камышлинский Самарской области, есть большие возможности для развития краеведения, как основного направления исследовательской деятельности обучающихся. Пока живы бабушки и дедушки – носители этнографических знаний, жива память о событиях, истории сёл нашего района.
Перед краеведением в системе дополнительного образования Камышлинского района стоят следующие задачи:
1. Развитие у обучающихся познавательной, творческой деятельности.
2. Изучение истории нашей малой Родины.
3. Обучение детей проведению исследовательской работы.
4. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и вспомогательных материалов.
5. Формирование чувств патриотизма и уважения к народу.
6. Воспитание духовности, нравственности.
Камышлинский район характеризуется исторически сложившимся многонациональным составом, разнообразием, взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. На территории района вместе с татарами дружно живут русские и чуваши, мордва и украинцы, башкиры и грузины и многие-многие другие народности. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и национальная кухня, одежда и прочее. Все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции. Использование историко-краеведческого потенциала родного края, элементов национальной культуры в образовательном и воспитательном процессе СП «Созвездие» позволяет реализовать задачи:
– развития у учащихся позитивных национальных чувств;
– формирования позитивного интереса к национальным культурам;
– этнокультурного просвещения обучающихся;
– формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности.
В каждом образовательном учреждении нашего района (в зависимости от преобладания в поселении жителей той или иной национальности) складывается своя система краеведческой работы. Комплекс используемых педагогами и обучающимися приёмов и методов зависит от возраста детей, уровня их подготовки. Главное, что педагоги постоянно обогащают и совершенствуют свою систему краеведения, ориентируясь на реализацию поставленных целей и задач.
Если мы начнем свою экскурсию с северо-востока нашего района, то окажемся в селе Неклюдово. «Маленькая Швейцария» – так называют это село, которое расположено в живописной природной местности. Населяют село в основном украинцы. В самом центре села находится усадьба помещика Ивана Васильевича Неклюдова, а также могила деда Сергея Тимофеевича Аксакова. 27 июля 2012 года в селе возведена церковь во имя Казанской иконы Божьей матери. Педагоги и учащиеся детских  объединений «Свежий ветер» и «Содружество» в 2012–2014 гг. совместно с волонтёрами из Самарской области, Франции, Германии и Польши (в рамках международной молодёжной социальной практики «Мост дружбы») занимались очисткой и благоустройством территории усадьбы дворянина Степана Неклюдова (родственника писателя Сергея Аксакова). Неклюдово и быт его помещиков описаны в книге Аксакова «Детские годы Багрова-внука». В настоящее время в с. Неклюдово сохранился сад, имеющий статус памятника природы, с многовековыми соснами и елями, липовая аллея, место церковного кладбища. Воспитанница СП «Созвездие» Амирова Карина в 2014 году стала финалисткой Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева с проектом «Культурно-исторический комплекс «Неклюдово».
Также наши воспитанники Азеля Загретдинова, Тимур Сафин, Ильназ Каримов, Гузалия Ахмадуллина в 2015 году побывали на ежегодной детской профильной смене «Миллэтебез хэзинэлэре» – «Сокровища нации», который проходит на базе Молодежного центра «Волга» (п. Боровое Мотюшино) республики Татарстан. Эта профильная смена – школа лидера организована для татарских детей из регионов Российской Федерации. География участников широка: это и Астраханская, и Новосибирская, и Оренбургская, и Рязанская, и Самарская, и Свердловская, и Ульяновская, и Челябинская области. Кроме того, в их числе и республики Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, а также такие города, как Москва, Нижний Новгород, Тольятти и Тюмень. Мероприятие направлено на объединение татарских детей, проживающих в регионах Российской Федерации и странах СНГ на почве этнической самобытности, развития национального самосознания, родного языка, самоидентификации детей в качестве носителей и продолжателей многовековых традиций татарского народа. Цель данного мероприятия – выявление и оказание поддержки татарским детям, активистам татарских молодежных организаций (объединений). Организаторами Татарской детской школы лидера являются Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Федеральная национально-культурная автономия татар и Государственное бюджетное учреждение Молодежный центр «Идель». На протяжении 14 дней детям были предложены различные занятия по языку, истории, культуре и танцу. Ребята смогли попробовать себя в творческих мастерских по прикладному искусству и кулинарии, журналистики, ди-джейства. Для участников были организованы экскурсии в Казань и Болгар, а также увлекательные игры и другие национальные мероприятия. Для более интересного обучения родному языку детям выдавались учебники одновременно на трех языках – русском, татарском и английском. Наши воспитанники уже окончили школу и поступили в высшие учебные заведения, и необходимо отметить, что те лекции и практические занятия, круглые столы и диспуты очень помогли им в их дальнейшей жизни и деятельности.
Важная роль в сохранении культурного наследия отводится музеям. Музеи дают возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Обучающиеся приобретают очень много практических навыков. Это навыки поисковой работы, умение описывать исторические события, сопоставлять факты. В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Воспитанники детских объединений «Краеведение» и «Родничок» (на базе ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково), являясь активистами, экскурсоводами краеведческого музея, занимаются поисковой работой, ведут исследовательскую деятельность. Силами этих учащихся созданы исследовательские проекты «Туган ягыбыздагы исемнәр» («Топонимика и антропотопонимика родного села»), «Хәмзә мәзәкләре» («Анекдоты Хамзы»), «Авылым мячетляре» («Мечети родного села»), «Милли киемнәр» («Татарская национальная одежда»), «Солдаты Победы», «Военная юность»; собран краеведческий материал для книги «История села Старое Ермаково». Кружковцы являются организаторами и участниками мероприятий этнокультурной направленности, встреч с интересными людьми.
18 ноября 2016 года в селе Татарский Байтуган Камышлинского района Самарской области открылся музейный комплекс автора татарского букваря «Алифба» Салея Гататовича Вагизова. Салей Гататович – уроженец Татарского Байтугана. Инициатором создания музея стала местный фельдшер Нурания Абзалова. Музейный комплекс создан на месте дома, где он провёл детство и юность. Строительство стало возможным благодаря поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова, Всемирного конгресса татар и администрации муниципального района Камышлинский Самарской области.
По инициативе главы Камышлинского района Самарской области Рафаэля Багаутдинова был приобретен под музей родной дом Салея Вагизова, создана рабочая группа по решению организационных вопросов. На строительство музея из бюджета Татарстана был выделен 1 миллион 280 тысяч рублей. Строительные работы начались в апреле 2016 года. В результате была воссоздана усадьба зажиточного крестьянина конца XIX – начала XX века. Благодаря энтузиастам создавался фонд будущего музея. Среди собранных экспонатов – кухонная утварь, орудия труда, домашние станки для обработки шерсти и льна, вышитые полотенца и тканые ковры. Музейный комплекс Салея Вагизова стал достоянием для жителей всего района, так как каждый человек татарской национальности учил свой родной язык именно по книге «Алифба». На сегодняшний день музейный комплекс еженедельно принимает желающих на экскурсию. Местный экскурсовод, учитель истории Ильфат Бадртдинов (необходимо отметить, что он является финалистом областного конкурса «Где родился, там и пригодился»), придумал со своими воспитанниками интереснейшую экскурсионную программу для всех посетителей музея. Также воспитанники Ильфата Айратовича занимаются поисково-исследовательской деятельностью, изучают культурные традиции нравы и быт народов, населяющих поселение Байтуган (это русские, татары и чуваши). Ильфат Айратович является человеком с активной жизненной позицией, настоящим патриотом и мастером своего дела. Неоднократно он выступал со своими докладами и презентационными работами по теме краеведения перед педагогами дополнительного образования на районных семинарах и методических объединениях. Кроме того, началось сотрудничество активистов краеведов с музеем «Алифбы», которое было открыто в Арском педагогическом колледже имени Габдуллы Тукая 29 марта 2014 года, где многие годы Салей Гататович со своей супругой Рамзиёй Валитовой вели преподавательскую деятельность. В Арском педагогическом колледже была открыта памятная доска в честь супругов-сподвижников. Такой опыт сохранения культурной памяти стал поддержкой для жителей Татарского Байтугана в их желании создать музей, посвящённый знаменитому земляку и национальным культурным традициям.
27 ноября 2016 года в селе Старое Ермаково состоялось торжественное открытие мемориальной доски известному мастеру по изготовлению гармоней-тальянок Гали Гаряеву. Занавес мемориальной доски прикрепили на дом, где жил и работал наш земляк. Увековечивание имени мастера состоялось по инициативе Самарской областной татарской национально-культурной автономии при поддержке ГКУ СО «Дружба народов» в рамках реализации проекта «Имена и события в истории Самары» [2]. Открытие провели под звуки тальянки. По словам Главы района Рафаэля Багаутдинова, благодаря таким мастерам, как Гали Абубакарович Гаряев, сохраняются традиции и обычаи татарского народа. «Мастера давно нет среди нас, но Гали Гаряев и его тальянка стали культурным наследием не только Камышлинского района, но и всего великого татарского народа», – сказал он.
Свои первые уроки по изготовлению тальянки Гали Абубакарович получил в 12 лет и посвятил этому ремеслу всю свою жизнь. Заказы на его инструменты приходили в Старое Ермаково со всех городов Советского Союза, а также с Финляндии, Америки. Гали Гаряев создал несколько сотен тальянок. В каждой из них была особая изюминка. В родном селе без его тальянки не проходит ни одно мероприятие. Земляки и поклонники его таланта чтят память о мастере. Так, в 2012 году в районе в честь него был организован первый межрегиональный фестиваль гармонистов «Уйнагыз, Гали гармуннары!» (Играйте, гармони Гали). С тех пор фестивали гармонистов, которые собирают талантливых людей со всей округи, стали традиционными.
Обучающиеся детских объединений по краеведению с огромным интересом изучают творчество и деятельность знаменитых земляков. Устраивают вечера памяти с приглашением детей знаменитых земляков, пожилых односельчан, которые помнят и могут поделиться своими воспоминаниями. В школьном музее Старо-Ермаковской школы мастеру Гали Гаряеву посвящён уголок. Ни одно мероприятие в селе Старое Ермаково не обходится без тальянки Гали и знаменитой на всю Россию «Ермаковской топотухи». Из поколения в поколение передаётся мастерство исполнения этого национального танца. На всю Россию прославил этот танец татарский народный фольклорный ансамбль «Ак каен» («Белая берёза»), выступающий на фестивалях и конкурсах областного, регионального и Всероссийского уровня. Наряду с взрослым коллективом, работает детское хореографическое объединение «Ак каен» («Белая берёза»). 15 апреля 2017 года в МБУК Дом культуры «Заря» г.о. Самара прошел XXI областной детско-юношеский фестиваль татарской культуры «Мирас» («Наследие»). Воспитанники детских танцевальных объединений «Созвездие» и «Ак каен» стали лауреатами фестиваля. Это мероприятие позволило детям познакомиться с культурой и музыкальным наследием татарского народа, что обогатило их представления о многонациональности России, культурном наследии разных народов, помогало осознать наше единство и дружбу народов.
Только за прошедший учебный год воспитанники данного объединения стали участниками мероприятий, посвященных 120-летию открытия первой земской школы, юбилеи поэтов-земляков Зия Ярмаки, Халика Садри, просветителя села Ахун хазрат Хуснуллы Багаутдина. Старшие воспитанники объединения в составе татарского народного фольклорного ансамбля «Ак каен» участвуют на межрегиональных и всероссийских фестивалях «Татарский народный танец» и «Тугарак уен».
Детским объединением «Краеведение» при ГБОУ СОШ с. Камышла собран бесценный материал по истории пионерии с. Камышла. Созданы исследовательский проект и фильм «Татарское педагогическое училище с. Камышла». Ведётся дальнейшая работа по сбору материала об истории системы образования Камышлинского района. При школе работает краеведческий музей и музей Боевой Славы, где занимается исследовательской деятельностью детское объединение военно-патриотический клуб «Вымпел». На базе музея и ВПК проводятся экскурсии для учащихся школы, местных жителей и гостей села и района; тематические классные часы; осуществляется изучение творческих работ жителей района; организуется работа учащихся с архивными документами музея; ведется подбор материалов для научно-исследовательских работ; организовываются встречи с ветеранами «Вахта Памяти».
С краеведением тесно связана также деятельность двух детских объединений «Юный патриот», работающих на базе ГБОУ СОШ с. Камышла и ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково. Воспитанники этих объединений ведут шефскую работу над памятниками; команды юнармейцев занимают призовые места в районных, окружных и областных военно-патриотических конкурсах. В знаменательные праздничные дни они стоят в почетном карауле у памятников воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Отряд «Юных краеведов» на базе ГКУ коррекционная школа-интернат детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, детей, лишенных родительского попечительства с. Камышла имени Абдуллы Акчурина ведёт шефскую работу над родниками «Варлан» и «Кара тэп». Ребята очищают, облагораживают и украшают территорию родников. С большим удовольствием эти дети посещают краеведческие музеи Камышлинского и других районов. Для детей с ОВЗ работа с краеведческим материалом – это возможность для расширения кругозора, развития воображения, наблюдательности, инициативы. Общественно-полезная экологическая деятельность, в свою очередь, позитивно отражается на коррекции недостатков их психофизического развития.
Углублению знаний детей о родном крае, его растительном и животном мире способствуют мероприятия туристско-краеведческой направленности: туристические походы, слёты, конкурсы. Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной. Она способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения; юные краеведы и туристы получают знания о географических, исторических, экологических особенностях окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений.
Через систему районных и областных мероприятий, таких как: фестиваль-конкурс «Созвездие талантов Камышлинского района», «Пою тебе, моя Россия», «Символы Великой России», «Национальная радуга Поволжья», Губернский фестиваль «Рождённые в сердце России» и др. осуществляется воспитание морально-этических норм, национального самосознания, уважительного отношения к национальным культурам разных народов. Качественному проведению этих мероприятий способствует деятельность вокальных и хореографических детских объединений СП «Созвездие». Народные танцы, которые разучивают с детьми наши педагоги, тесно связаны с музыкой, песнями, особенностями национального костюма. Через национальную музыку и танец создаются условия для формирования у ребёнка национальной самоидентификации, понимание уникальности других культур.
Приобщение наших воспитанников к краеведению происходит и на занятиях декоративно-прикладного творчества. При создании декоративных изделий дети знакомятся с традиционными ремеслами и промыслами, фольклором, традициями и бытом разных национальностей нашего района и области. Знакомя детей в яркой и доступной для них форме с народным творчеством, закладывая в них образные художественные представления, воспитывая эстетический вкус, педагоги учреждения формируют у них стойкий интерес к декоративно-прикладному искусству. Занятия с ярким и живым местным материалом содействуют пробуждению у учащихся интереса к родным местам, укрепляют чувство любви к ним и к Родине в целом. Работы наших воспитанников и педагогов являются украшением районных, окружных выставок, районных праздничных мероприятий, ежегодно участвуют в межнациональном областном фестивале «Радуга Поволжья».
Огромную роль в приобщении детей к народной культуре играют национальные праздники. Грандиозно после окончания весенне-полевых работ на территории района проходят народные праздники. Русские сёла отмечают праздник «Берёзка», чуваши отмечают «Акатуй», татары традиционно проводят «Сабантуй». При проведении праздников используются местные традиции, обычаи, игры. Обязательными участниками праздников становятся воспитанники детских танцевальных и вокальных объединений. Атмосфера праздников создает благоприятный климат, вызывает у детей чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству. В ходе проведения мероприятия дети чувствуют всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это заметно во всём: в оформлении праздника в национальном колорите, в национальной одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое. На этих праздниках в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землёй, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений. Велика роль этих праздников в формировании у детей позитивного интереса к национальным культурам, основ национальной гордости и межнациональной толерантности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что изучение краеведения необходимо. Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Оно помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к Родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по сохранению своих корней, быта, истории, традиций и культуры своей малой Родины [3; 4; 5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А.Я., Кодаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М. : Просвещение, 2009. 26 с.
2. Камышлинские известия. Газета муниципального района Камышлинский [Электронный ресурс] URL: http://kamizvestiya.ru/article/89686/
3. Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем // Проблемы школьного воспитания. Н. Новгород, 1999. № 3. С. 30.
4. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе / под ред. Н.С. Борисова. М. : Просвещение, 1982. 174 с.
5.  Буторина Т.С., Овчинников Н.П.. Воспитание патриотизма средствами  образования. СПб. : Каро. 224 с.