УДК 372.851

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2017

Афанасьева С.Г.,
доцент кафедры физико-математического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Бунцева Н.Е,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 22, г.о. Чапаевск (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается использование внеурочной деятельности по школьному предмету математика. На основе проведённого исследования был разработан внеурочный курс по геометрии «Стереометрия» с использованием программы для дву- и трёхмерного моделирования AutoCAD.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; занимательная математика; программное средство AutoCAD; стереометрия.

EXTRAORDINARY MATHEMATICAL ACTIVITIES AS THE RESOURCE OF THE REALIZATION OF THE SECOND GENERATION GEF

© 2017

Afanasyeva S.G.,
associate professor of the Department of Physics and Mathematics Education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Buntseva N.E,
teacher of mathematics
State Educational Institution of School № 22, Chapaevsk (Russia)

Abstract: The article deals with the use of extracurricular activities in the school subject of mathematics. On the basis of the conducted research the extra-hour course on geometry «Stereometry» was developed, using the program for 2D and 3D modeling of AutoCAD.
Keywords: after-hour activity; entertaining mathematics; software tool AutoCAD; stereometry.

Приоритетом современного образования становится обучение, которое ориентировано на саморазвитие и самореализацию личности. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие творческого потенциала учащегося. Внеурочная деятельность рассматривается как зона ближайшего развития образования и как вариативное образование, в основе которого лежат идеи опережающего развития. Цель внеурочной деятельности учащихся (рисунок 1) состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию. А главное, в условиях внеурочной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени/
Постановка перед современными педагогами задачи повышения качества школьного образования, развития интереса к изучаемым предметам, успешной сдачи итоговой государственной аттестации, вызывает необходимость внесения новых методов достижения поставленных целей, расширение узких рамок школьных программ путем использования возможностей внеурочной деятельности [1; 2].
Рисунок 1. Задачи, решаемые внеурочной деятельностью по математике

02Результаты внеурочной деятельности классифицируются тремя уровнями:
1 уровень – приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
3 уровень – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
При внеурочной деятельности по «Занимательной математике» в пятом классе учащиеся решают логические задачи, задачи со спичками, головоломки, составляют математические ребусы, кроссворды. Результатом работы курса стало создание буклета «Способы быстрого устного счета».
При решении олимпиадных задач в шестом классе рассматриваются математические фокусы с числами. Итогом работы является подборка математических фокусов, оформление буклета «Удиви друзей». Учащиеся занимаются исследовательской работой, изучают разные объявления на занятиях, составляют памятку для пожилых людей, чтобы те не стали жертвами мошенников. Учащиеся моделируют процесс, готовят выступление перед пожилыми людьми в районе с разгадками объявлений по теме «Будьте внимательны при чтении газет и журналов: бесплатный сыр только в мышеловке». Например, учащийся пятого класса подготовил исследовательскую работу и стал победителем окружного этапа областной научной конференции обучающихся в секции «Математика» в 2016 году, победителем ХI Открытой Международной научно-исследовательской  конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» в 2017 году.
В качестве внеурочной деятельности по геометрии в разделе «Стереометрия» происходит изучение программы AutoCAD как «помощника» в повышении уровня успеваемости по математике. Обычно в школах предпочитают такие компьютерные программы, как Компас-3D, MathCAD, «Живая математика», но они не дают таких визуальных преимуществ, которыми обладает современная версия AutoCAD.
Для школьников раздел «Стереометрия» является самым трудным и непонятным, так как далеко не все учащиеся могут понять аксиомы стереометрии. Благодаря программе AutoCAD процесс обучения данному разделу геометрии облегчит понимание изучаемых пространственных тел. Стоит отметить, что AutoCAD является наиболее наглядной программой, которая обеспечивает (с помощью трехмерного моделирования) возможность развития пространственного мышления у школьников [3, с. 42]. С помощью возможностей трехмерного моделирования в программе AutoCAD учащиеся имеют возможность заглянуть «внутрь» решаемой ими математической задачи, возможность создавать и редактировать пространственные модели из поверхностей и твердых тел [4, с. 23].
Программа AutoCAD используется достаточно давно, но применение ее в школьном процессе – это новое явление. AutoCAD  – это мощная система автоматизированного проектирования. Продукт предназначен для двумерного проектирования и черчения, подготовки проектной документации, а также для выполнения основных задач трехмерного моделирования по геометрии [5, с. 76].
Использование в школьном курсе AutoCAD не ставит задачи сделать из учащегося высококлассного пользователя программы. Необходимо научить его хорошо использовать нужные для поставленной задачи приемы и команды, которые в дальнейшем помогут совершенствовать свои навыки. Учитывая вышесказанное, разработано внеурочное планирование (таблица 1), рассчитанное на тридцать часов аудиторной работы для изучения компьютерной программы AutoCAD, направленной на улучшение математических знаний учащихся, в разделе «Стереометрия».
Таблица 1. Внеурочная деятельность по геометрии раздела «Стереометрия» средствами AutoCAD


п/п

 

Наименование тем занятий

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие: что изучает стереометрия и программа AutoCAD

2

2

-

2

Основные фигуры стереометрии

2

1

1

3

Интерфейс и панель инструментов AutoCAD

2

-

2

4

Параллельность прямых и плоскостей, построение их в AutoCAD

2

1

1

5

Признаки параллельности плоскостей

1

1

-

6

Параллельное проектирование, в программе AutoCAD

1

-

1

7

Параллельные проекции плоских фигур и их изображение в AutoCAD

3

1

2

8

Сечение многогранников

1

1

-

9

Изображение «золотого сечения» в AutoCAD

1

-

1

10

Центральное проектирование, в программе AutoCAD

2

1

1

11

Многогранники: их свойства и построение в AutoCAD

5

2

3

12

Теорема Эйлера и принцип Кавальери

3

2

1

13

Сравнение объёмов конуса и шара, в AutoCAD

2

1

1

14

Фигуры вращения и их построение в AutoCAD

3

2

1

 

Всего:

30

15

15

В заключении стоит отметить, что с целью повышения эффективности усвоения компьютерной программы AutoCAD и раздела «Стереометрия» учащиеся разделяются на группы и выполняют творческий проект, к которому готовятся в течение всего времени изучения программы. Учащиеся самостоятельно подбирают материал, моделируют чертежи и защищают проект. В оценивании работы учитывается не только умение чертить в AutoCAD, но и уровень математической культуры.
Различные формы и методы внеурочной деятельности способствуют положительному отношению учащихся к школе, к сверстникам, повышению уровня школьной мотивации, что в целом способствует повышению успешности, расширению и углублению представлений учащихся о прикладных аспектах математики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 222 с.
2. Лучшие задачи на смекалку / Ю.В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов. М. :АСТ-ПРЕСС, 1999. 302 с.
3. Соколова Т.Ю. AutoCAD 2012. Начали! СПб. : Питер, 2012. 576 с.
4. Соколова Т.Ю. Проектирование AutoCad 2007. Спб. : Питер Принт, 2008. 446 с.
5. Погорелов В.И. AutoCAD: моделирование в пространстве для инженеров и дизайнеров. СПб. : БХВ-Петербург, 2009. 368 с.