УДК 373.2

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Анфисова С.Е.,
старший преподаватель,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет», Тольятти (Россия)
Мартынова Н.А.,
методист,
Муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 26», структурное подразделение детский сад «Тополёк», Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы методического сопровождения педагогов в деятельности по реализации инновационных педагогических технологий как системно-организованной деятельности методической, психолого-педагогической службы и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для результативной, осознаваемой, ценностно-значимой деятельности в реализации технологии. В статье также рассмотрен подход к формированию профессиональных компетенций педагогов к творческой реализации педагогических технологий посредством технологии поэтапного овладения новыми профессиональными компетенциями, разработанный И.Ф. Слепцовой.
Ключевые слова: инновационные педагогические технологии; умения; методическое сопровождение; направления методического сопровождения; модель; компонент; профессиональные компетенции.

MODEL OF METHODICAL SUPPORT OF THE REALIZATION OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2017

Anfisova S.E.,
senior lecturer
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Togliatti State University», Togliatti (Russia)
Martynova O.N.,
methodist
The municipal budgetary institution «School № 26», a structural unit of the kindergarten «Topolok», Togliatti (Russia)

Abstract: The article considers the issues of methodological support of teachers in the implementation of innovative educational technologies as a system-organized and methodical, psychological-pedagogical services and pedagogical collective in which socio-psychological and pedagogical conditions for the effective, conscious, value-relevant activities in the implementation of the technology. Also in the article the approach to formation of professional competence of teachers to implement creative teaching technologies technology through a phased acquisition of new professional competences, developed by I.F. Sleptsova.
Keywords: innovative pedagogical technologies; skills; methodological support; directions methodological support; model; component; professional competence.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусматривает наличие у воспитателей дошкольных образовательных организаций в рамках общепедагогической функции обучение следующего умения: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде [1; 2, с. 98–101].
Инновационные педагогические технологии – это нововведения в образовательной области, в которых находит воплощение комплексное использование новейших достижений дидактики и перестройки образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личной ориентации обучающихся.
Специфика использования инновационных образовательных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) объективно ставит педагога перед необходимостью приобретения специальных умений, которые дают возможность педагогу осознать и личностно принять ценностное и смысловое значение реализации технологий для развития ребенка и собственного развития [3, с. 124].
Реализуя любую образовательную технологию, педагог должен уметь осуществлять:
– постановку целей в соответствии с прогнозом ожидаемых результатов;
– отбор содержания культурного материала и предметов развивающей среды в соответствии с поставленными целями;
– реализацию технологии в соответствии с ее алгоритмом,
– рефлексивную оценку текущих результатов и коррекционный процесс на её основании;
– оценку по итогам реализации технологического процесса и новое целеполагание [4, с. 24–30].
Показателями обеспечения эффективности деятельности педагога при реализации технологии выступают:
– теоретическая готовность к деятельности, включающая знание теоретических положений технологии;
– общепедагогические умения, обеспечивающие эффективность воспроизведения алгоритма технологии;
– умение конструировать и проектировать процесс реализации технологии в единстве цели и запланированного результата, в системности и целостности построения образовательного процесса;
– умение проектировать содержание образовательной деятельности с детьми в рамках технологии;
– направленность педагогической деятельности на достижение результата;
– умение обеспечить комфортные условия развивающей предметно-пространственной среды для реализации технологии;
– умение произвести эмоционально-значимую оценку, рефлексию технологического процесса и своей роли в нем;
– коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность взаимодействия участников образовательного процесса;
– личностная готовность к творческой реализации технологии;
– готовность к профессиональному совершенствованию в данном виде деятельности [4, с. 56–72].
Объективная значимость и сложность деятельности по реализации педагогических технологий предполагает наличие соответствующего методического сопровождения, которое должно обеспечивать эффективность их реализации.
Методическое сопровождение результативной, осознаваемой, ценностно-значимой деятельности педагогов ДОО по реализации педагогических технологий выступает целостной системно-организованной деятельностью методической, психолого-педагогической и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия [5, с. 65–71].
Методическое сопровождение деятельности педагогов в реализации педагогических технологий должно осуществляться системно, целенаправленно на основе модели, обеспечивающей эффективность данного вида деятельности.
Нами были выделены следующие направления методического сопровождения педагогов в процессе реализации ими педагогических образовательных технологий:
1) психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития мотивационно-личностной готовности и ценностно-смысловой осознанности деятельности педагога в авторском функционировании и творческой реализации технологий;
2) непосредственно методическое сопровождение формирования и развития профессионально-деятельностной готовности педагога к деятельности по реализации технологий в образовательном процессе ДОО;
3) сопровождение процесса обеспечения условий образовательной среды, способствующих реализации технологий, оптимальных для успешного раскрытия и развития личностного потенциала каждого участника;
4) сопровождение процесса обеспечения взаимодействия между участниками образовательного процесса, между методической, психолого-педагогической службами ДОО по вопросу реализации технологий.
В соответствии с данными направлениями методического сопровождения в Модели методического сопровождения реализации инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ДОО (далее – Модель) мы выделили четыре компонента: мотивационно-личностный, профессионально-деятельностный, средовой, социальный (на основе анализа трудов М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, В.И. Слободчикова, С.Н. Чистяковой, И.С. Якиманской и др.).
Мотивационно-личностный компонент включает деятельность по созданию, поддержке, повышению мотивации педагогов к деятельности по реализации технологий, и рассматривается как мотивационно-личностная готовность педагога к осознанному использованию технологий в педагогической деятельности. Также включает оказание помощи в определении индивидуального стиля деятельности педагога в процессе реализации технологии, помощь в осознании личностных мотивов к деятельности; стимулирование профессионально-личностного развития и саморазвития.
Профессионально-деятельностный компонент направлен на формирование теоретической и практической готовности педагогов к реализации технологий, а также методическое обеспечение данного вида педагогической деятельности (создание и пополнение методического комплекса, включающего рекомендации по реализации технологий; учебные и методические пособия; разнообразный дидактический материал). Эффективность реализации данного компонента обеспечивается согласованностью и скоординированностью действий методической и психолого-педагогической служб ДОО.
Средовой компонент методического сопровождения деятельности педагогов в реализации технологий направлен на обеспечение комфортной образовательной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие детей и педагогов при реализации технологий.
Социальный компонент методического сопровождения деятельности педагогов обеспечивает организацию эффективного взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников; между членами педагогического коллектива; между службами ДОО (методической, психолого-педагогической), между педагогическим сообществом.
Каждый компонент методического сопровождения является значимым, но определяющим в модели является профессионально-деятельностный. В профессионально-деятельностном компоненте ведущим элементом выступает профессионально-личностная компетентность педагога, включающая знание технологии, алгоритма, операциональных шагов, определение содержания, выбор методов, приемов, средств и др.
Мотивационно-личностная и профессионально-личностная готовность педагогов составляют основу для формирования профессиональных компетенций педагогов к творческой реализации педагогических технологий. Для формирования этих компетенций методической и психолого-педагогической службами ДОО может использоваться технология поэтапного овладения новыми профессиональными компетенциями, разработанная И.Ф. Слепцовой [6, с. 12–14].
Данная технология включает в себя пять этапов:
– мотивационно-целевой;
– теоретико-методологический;
– стажировочно-практический;
– проектировочно-развивающий;
– профессионально-практический.
Каждый этап предусматривает свои задачи, формы и методы работы с педагогами, которые в комплексе обеспечивают позитивную динамику профессионального роста педагогов в вопросе реализации педагогических технологий.
Основное содержание мотивационно-целевого этапа заключается в мотивации педагогов к предстоящей деятельности по реализации технологий с целью повышения их профессионального роста. На данном этапе используются следующие формы работы: анкетирование, собеседование, тренинги, «круглые столы» и т. д.
Первостепенная задача теоретико-методологического этапа – трансляция научных подходов, исследований лежащих в основе реализуемых технологий. На данном этапе используются практические занятия развивающего характера: диспут, «круглый стол», педагогические чтения, педагогический ринг и т. д. Активно используются такие методы, как дискуссия, «мозговой штурм».
Стажировочно-практический этап предусматривает содержательные, процессуальные и прикладные аспекты решения актуальных проблем педагогов по реализации технологий в образовательном процессе ДОО. На этом этапе эффективны следующие формы: постоянно действующий семинар-практикум, проводимый педагогами-стажистами, семинар-взаимообучение, деловая игра, мастер-классы, практические занятия по реализации технологии под руководством методиста, педагога-стажиста и т. д. Эти формы предусматривают использование активных, развивающих, деятельностных методов: анализ деятельности воспитателей, моделирование образовательной ситуации, разработка практических рекомендаций по реализации технологий, обсуждение организации образовательной деятельности с детьми с использованием видеоматериалов, деловая игра.
Проектировочно-развивающий этап предполагает обучение педагогов проектированию своей индивидуальной программы профессионального развития в вопросе реализации педагогических технологий. Педагоги должны научиться реализовывать рефлексию своих профессиональных действий, осуществлять целеполагание, проектировать содержание, прогнозировать результаты. Здесь эффективной будет деятельность различных творческих групп под руководством опытных педагогов.
Профессионально-практический этап предусматривает реализацию проекта в самостоятельной профессиональной деятельности – это значит проявление трудовых действий по реализации технологий в образовательном процессе (сначала в сопровождении методиста ДОО, а потом и самостоятельно).
Хотелось бы отметить, что система деятельности методической и психолого-педагогической служб ДОО по формированию профессиональных компетенций педагогов к реализации педагогических технологий в образовательном процессе на основе технологии поэтапного овладения новыми профессиональными компетенциями должна быть системой ориентировки самого педагога. Успеха следует ожидать только от того, кто сам осознает необходимость профессионального развития, мотивирован к освоению новых компетенций, заинтересован в своих достижениях.
Описанная нами Модель представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов, где планируемым результатом выступает эффективная деятельность педагогов, обладающих высоким уровнем компетенций по творческой реализации инновационных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Результатом такого сопровождения выступают:
– психолого-педагогическая и методическая (теоретическая и практическая) подготовка педагогов ДОО к реализации технологий на основе осознания и принятия ценностно-смыслового значения реализации той или иной технологии на основе интеграции личностной позиции и имеющегося у них общекультурного, психолого-педагогического, методологического багажа и индивидуального опыта;
– комфортная образовательная среда, способствующая творческой реализации и саморазвитию педагогов в деятельности по реализации технологий;
– взаимодействие служб ДОО (методической, психолого-педагогической) по обеспечению методического сопровождения деятельности педагогов, реализующих технологии;
– создание творческой атмосферы, мотивацию к творческому воплощению, поиск индивидуального стиля в реализации технологий;
– взаимообмен и распространение результативного опыта по реализации технологий.
Методическое сопровождение деятельности педагогов в реализации технологий создает возможность индивидуализировать профессиональную деятельность каждого педагога в плане её уникальности и неповторимости, позволяет обеспечить реализацию педагогических технологий не только с позиции формального воплощения, а придать личностную ценностно-смысловую осознанность деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) от 18 октября 2013 № 544н (ред. от 5 августа 2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] URL: document/consonsultant_doc_LAW_155553 2. Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: шаг второй – уровневая оценка профессионального учительского роста // Известия Российской академии образования. 2017. № 1 (41). Издательство: Московский психолого-социальный университет (Москва). С. 98–101.
3. Основина М. Профессия воспитателя: французский опыт // Детский сад от А до Я. 2012. № 5. С. 124–134.
4. Пермяков О.Е. Диагностика формирования профессиональных компетенций.  М. : ФИРО, 2010. 114 с.
5. Исса О.Ф. Проблемы методического сопровождения дошкольной образовательной организации на современном этапе // Наука и школа. 2014. № 4. С. 65–71.
6. Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.