УДК 371.31

ВЗВОЛНОВАВ, ЗАСТАВИТЬ ЗАДУМАТЬСЯ

© 2016

Сумина Т.Б.,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 1 п.г.т. Суходол, Самарская область (Россия)

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», – считал К.Д. Ушинский [1, с. 69].
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строки, но проблема – через изучение русского языка – к познанию других наук – не только не пропадает, но и становится всё более актуальной. Умение школьников высказать собственную точку зрения, постичь внутренний мир человека, дать оценку происходящему остаются проблемными тем более, когда господствует компьютерный стиль общения: использование полуслов в «аське», неполных предложений, междометий, дворовой лексики. Решать эту проблему призваны, в частности, и уроки развития речи [2; 3].
Ни для кого не секрет, что уроки развития речи дети в основном не любят, поэтому нередки высказывания: «Опять сочинение!», « Только не изложение!». Услышав не единожды такие высказывания ещё в 5 классе, я задалась целью – исключить из словарного запаса учеников подобного рода высказывания.
Прежде всего, для себя чётко определила цель уроков: «взволновав, заставить задуматься». Моя задача – включить ученика в ситуацию, требующую разрешения, направить его мысль, то есть создать активную речевую среду. Задача ученика – найти ответы, сделать выводы. В этом мне помогли нестандартные подходы к проведению уроков развития речи [4, c. 34].
Во-первых, хочу сказать о положительной роли рейтинговой системы: в процессе подготовки к творческой работе дети набирают бонусы, которые могут использовать по-разному. Условия их использования и продолжительность накопления определяет учитель: это может быть и один урок, и серия уроков, и даже целая четверть. Кроме того, ученик имеет право подарить свои бонусы другому, но только один раз в четверть. За что начисляются бонусы? Активность в поиске информации любого вида (как дома, так и на уроке), редкий и точный ответ в процессе мозгового штурма [5, c. 4] по какой-либо проблеме, наиболее яркое художественное решение поставленной задачи и т. п. Чтобы рейтинговая система прижилась, необходимы честные, доверительные отношения между учениками и учителем и психологически комфортная обстановка на уроке [6, c. 4].
Во-вторых, на каждом уроке должен присутствовать элемент неожиданности, нестандартности, который может быть проведён в различных формах [7, c. 57]:
1) лингвистический эксперимент (анализ речи подростка на выявление грамматических, речевых, фактических ошибок или комментарий речевого поведения персонажей видеофрагментов (например, Ильф и Петров «Двенадцать стульев»);
2) ситуативно-ролевая игра: по предложенному тезису подготовить развлекательное, агитационное или информационное выступление;
3) работа с псевдотекстами («псевдо» от греч. «ложь»): разграничение смешения стилей, выделение текста из гипертекста, восстановление деформированного текста;
4) урок-игра «Редакция» (группы учеников – разные отделы редакции);
5) коммуникативные задания – составление экспромтов. Тематика различна:
а) нестандартные вопросы (назови место на земле, где бы ты мог чувствовать себя счастливым…, характер человека лучше всего раскрывается…, ни один человек не должен…);
б) о межличностных отношениях (напишите за 10 минут как можно больше качеств характера, необходимых для эффективного общения);
в) о современной молодёжи (что вы думаете о современной молодёжи, а затем прочитать высказывания философов Сократа, Гесиода (VII век до н. э.);
г) о самовоспитании, о любви, о мечтах и желаниях и т. п.
Нестандартные приёмы подготовки к устному выступлению или письменной работе использую на каждом уроке. Чтобы урок прошёл динамично, не придерживаюсь использования какой-либо одной технологии в чистом виде, чаще это сочетание различных приёмов: работа в парах, метод мозгового штурма, элементы игровых технологий, соревнований, элементы РКМЧП [8, c. 14]. Очень часто используется игра, которую мы назвали «Горячий стул»: когда один ученик садится на стул, за его спиной показывается какое-либо слово, понятие, дети описывают его, называют признаки, по которым он должен точно определить, что у него за спиной. На этот стул попадают и по желанию, и случайно: отклонения в поведении, пассивность, получение очередного бонуса и т. п.
При подготовке к написанию сочинения-рассуждения провожу аукцион по заданному тезису, где побеждает тот, кто последним приведёт аргумент. Отмечается и тот, чей аргумент оказался наиболее актуальным, вызвал интерес.
При подготовке к сочинению-описанию очень помогает компьютер, не только как источник информации, музыки, картин, но и как средство экономии времени.
При подготовке к написанию изложений использую ролевые игры, например: «В гостях у графа Толстого» (по дневниковым записям), пресс-конференция с К. Паустовским и т. п. Начинали с одного абзаца, потом я ориентировала на микротемы, меняли количество авторов. Очень редко в процессе такой работы возникает необходимость проведения словарной работы, потому что дети могут спросить, как пишется слово.
При выполнении письменных работ использую дифференцированный подход. Мы называем такие уроки «Уроками трёх шкатулок» [7, c. 25]: ученики сами выбирают себе задание из шкатулки (на «3», на «4» и на «5»). Они уже знают, что в первой шкатулке на карточке-помощнице может быть прописан алгоритм выполнения задания, содержаться какая-то дополнительная информация и слова-связки, во второй шкатулке – минимум наводящих вопросов, а в третьей шкатулке – дополнительное творческое задание.
Считаю очень важным этапом – оценку проведённого урока, поэтому рефлексия присутствует всегда: цветовое решение настроения, соотнесение своего состояния с каким-то из предложенных высказываний, «не проходи мимо» (ящик для предложений, пожеланий и для высказывания мнений). Ещё один важный момент: необходимо, чтобы работы были сданы до конца урока, пусть это будет черновой вариант. Только после прочтения творческой работы могу отдать её на доработку, чтобы избежать плагиата или работы родителей.
Как результат – 95% качества на итоговой аттестации в 9 классе, призовые места в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разных уровней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Выпуск 1. Родной язык в начальной школе. М. –Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1946. 456 с.
2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М. : Просвещение, 1975. 273 с.
3. Семенова Я.Г. Приглашаем на урок. Волгоград : Учитель, 2009. 173 с.
4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М. : Просвещение, 1982. 345 с.
5. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. 5–9 классы. М. : Просвещение, 1996. 285 с.
6. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М. : Просвещение, 1997. 473 с.
7. Русский язык. 9–11 классы: Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников / авт.-сост. И.В. Чевтаева и др. Волгоград : Учитель, 2011. 235 с.
8. Сагирова О. Русский язык с увлечением. Екатеринбург : «АРД ЛТД», 2003. 171 с.