УДК 371.32

«ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

© 2016

Козырева И.Е.,
учитель русского языка и литературы
школа № 70 г.о. Самара (Россия)

Задача нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Именно на школу возложено воспитание гражданина-патриота, так как детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к семье, природе, Родине.
Особое место в моей работе занимает «Литературно-музыкальная гостиная» (далее – «Гостиная»), которая является важной составляющей частью в воспитании школьников [1, c. 34] . Своеобразие данной формы определяется следующими критериями:
– добровольное участие класса;
– учет индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
– содержание гостиной зависит от инициативы учащихся;
– выбор подходящих по тематике произведений.
Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп (с 1-го по 9-й классы) и разного уровня подготовки. В ней участвуют учителя и родители, выпускники школы – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.
Цель проведения «Гостиных» – знакомство с жизнью и творчеством писателей, поэтов, художников и музыкантов, известных людей, чья жизнь является достоянием России, русского народа. Главная задача – создать атмосферу общения с прекрасным искусством, чтобы каждый ощутил особый эмоциональный настрой – лирический. Нравственное и эстетическое воплощается в слове, поэтому главный стержень в работе – общение с поэтическим словом. Чтобы избежать перегруженности «Литературно-музыкальной гостиной», желательно поэтические фрагменты сочетать с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном.
К подготовке «Литературной гостиной» привлекаются дети с разноуровневыми способностями. Неоценимую помощь оказывают учителя школы, например, учителя музыки, технологии, вокальная группа учителей.
Дети помогают подбирать материал, готовят музыкальное оформление, презентацию. С преподавателем технологии продумываем костюмы и элементы декораций. В ходе обсуждения приходим к общим выводам: как оптимально выстроить сценическое пространство, какое необходимо освещение, как гармонично скомпоновать сценарий, каково видение мизансцен, костюмов, декораций и т. д.
Литературный материал связан с высшими человеческими ценностями: совестью, благородством, достоинством, состраданием, честью, любовью, подвигом, самоотверженностью.
Длительная подготовка литературно-музыкальной композиции (несколько месяцев) позволяет ребятам «вжиться» в литературный материал, прочувствовать его.
Результат работы – небольшой спектакль (длительностью до часа) или литературно-музыкальная композиция. Нашими гостями становятся дети, родители, учителя и заинтересованные люди.
Незабываемыми стали «Гостиные», посвящённые творчеству М.Ю. Лермонтова «А он встает над волнами забвенья…», литературно-музыкальные вечера «Всё начинается с любви...», «Горжусь тобой, моя Россия» и др.
«Гостиная» в нашей школе приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где от лица поэтов и их окружения говорят сами ученики. Здесь возможен разговор «на равных», созданы условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика [2, c. 3]. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества.
«Литературные гостиные» выполняют следующие функции:
– формируют литературный вкус к слову, бережное отношение к русскому языку, литературному наследию;
– развивают связную, правильную, образную и эмоциональную речь, литературные и творческие способности, совершенствуют речевую культуру обучающегося;
– развивают интеллектуальную и духовно-нравственную сферы личности;
– повышают познавательную мотивацию обучающихся.
Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ, в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Учащиеся познают мир прекрасного [3, c. 5]. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы.
Таким образом, «Литературная гостиная» воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление.
Работа «Литературной гостиной» в нашей школе – это способ реализации творческого потенциала учащихся, увлекательная форма погружения в художественный мир прозаического или поэтического произведения, стимул для более глубокого постижения предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семенова Я.Г. Приглашаем на урок. Волгоград : Учитель, 2009. 173 с.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I, II : научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. 288 с.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок : практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж : ЧП «Лакоценин», 2006. 175 с.