УДК 371.31
АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
© 2016
Иванова И.П.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка м.р. Кинель-Черкасский, Самарская область (Россия)
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. На этот и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В Примерной программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального образования.
На основании анализа базовых документов можно сделать следующий вывод: сегодня обществу нужны современно образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны и конструктивны. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация на личностно-ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета.
Исходя из Концепции профильного обучения необходимо обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса. Происходит интеграция электронных средств обучения с учебными средствами на традиционных носителях. Перспективным в этом отношении становится развивающее обучение. Реализация данной технологии позволяет создать пакет учебно-методических материалов, способных активизировать самостоятельные исследования учащихся, их воображение и творческие способности, осваивать в совместной деятельности с учащимися информационные технологии. Следует отметить, что развивающее обучение помогает ученикам осознать возможности и перспективы использования информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности; развития коммуникативных навыков и создания условий для вариативности и дифференциации обучения.
Базовые же документы подсказывают, что для методики современного урока русского языка актуальными являются:
– практическая ориентированность;
– достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
– направленность на формирование различных способов деятельности;
– формирование функциональной грамотности;
– компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая и др. компетентности) к обучению.
В свете вышеизложенного я задумалась над тем, что конкретно могу сделать для того, чтобы ученики достигли соответствующего современным требованиям уровня сформированности УУД. Что ждут от выпускника школы, в течение 11 лет изучавшего русский язык? В первую очередь, – грамотной устной и письменной речи, владения орфографическими и пунктуационными знаниями, соблюдения норм литературного языка. Но ещё важнее, чтобы выпускник школы умел самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы достижения, контролировать и оценивать деятельность и её результаты, быть толерантным, мобильным, владел компетентностями в любой предметной области познания [1, c. 78].
Обучая школьников русскому языку на основе применения крупноблочной технологии с 5 класса, я была уверена, что даю им глубокие и прочные знания по предмету. Это подтверждали результаты срезовых работ, например, проведённых в двух параллельных 7-ых классах, где в одном классе используется крупноблочная технология, а в другом – преподавание ведётся по традиционной технологии.
В 2008 году девятиклассникам пришлось сдавать итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме (ГИА), и результаты моих выпускников меня не порадовали. Они были неплохие, но подобные же результаты оказались и в двух параллельных классах, годовые оценки в которых гораздо ниже, чем в моём классе. Проведя среди учеников опрос, я поняла, что при всех своих прочных знаниях мои девятиклассники в условиях новой формы экзамена растерялись, им не хватило мобильности в мышлении, умения находить решение при нестандартной формулировке задания. А через 2 года – ЕГЭ, и его надо сдать успешно. Тогда я и начала активно работать над темой «Активизация развивающего обучения через применение опорных конспектов».
Цель работы – исследование применения опорных конспектов как условия активизации обучения учащихся.
Задачи: изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по применению опорных конспектов; разработать собственную систему работы по опорным конспектам; подобрать диагностические материалы, инструментарий для работы над проблемой; апробировать разработанную систему; проанализировать результативность работы.
Добиваться высоких результатов в обучении мне позволяет гармоничное сочетание элементов модульного обучения со всеми существующими формами, методами, средствами обучения.
Более 20 лет я, опираясь на опыт В. Шаталова и коллеги по школе Заслуженного учителя А. Мальцева [2, c. 34.], строю уроки русского языка на основе применения опорных конспектов (далее – ОК). Не удивительно, что ещё лет пять назад, услышав о модульном обучении, я начала пробовать применять его. А три года назад, когда начальные классы нашей школы перешли на обучение по ФГОС, решила не ждать, пока Федеральные стандарты второго поколения «доберутся» до средних и старших классов. Ведь модульное обучение полностью соответствует требованиям, целям и задачам ФГОС.
Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Оно базируется на теории развивающего обучения, основы которой заложены Л.С. Выготским [3, c. 28]. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ребёнок учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении я достигаю этого путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.
Мне импонирует то, что очень многое в модульном обучении используется из программированного обучения:
- планирование действия каждого ученика в определённой логике;
- опора на активность и самостоятельность действий;
- учёт индивидуализированного темпа обучения;
- постоянное подкрепление, которое осуществляется путём сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.
В качестве основы работы я выделяю учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной её реализации. Учебный материал делю на тематические блоки. Для лучшего усвоения содержания тематического поля следую жёсткой структуре модульного занятия: восприятие нового – осмысление – закрепление изученного – контроль.
Каждый этап урока начинаю с целевой установки и указания системы действий, заканчиваю контролем, позволяющим установить успешность обучения.
При помощи модулей я и управляю процессом обучения. На уроке моя роль как учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле [4, c. 44]. Мой опыт преподавания позволяет мне использовать любые методы и приёмы, известные в педагогике, так как модульное обучение является интегративной технологией.
Огромные возможности в этом плане даёт применение опорных конспектов (ОК). Во-первых, их правильное использование позволяет осуществлять здоровьесберегающие подходы к обучению, так как обеспечивает успешность работы каждого ученика в результате усвоения знаний на основе многократного вариативного повторения, увеличения времени на тренировочные упражнения, раскрытия и реализации возможностей каждого ребёнка; создание благоприятного морально-психологического климата обучения. Значит, применение ОК создаёт положительную мотивацию к изучению русского языка, способствует развитию познавательного интереса, так как позволяет использовать занимательный и исторический материал, возможности информационных технологий, разнообразные формы и методы учебных занятий, усиливает практическую направленность обучения [5; 6; 2].
Во-вторых, ОК позволяют настолько глубоко усвоить знания по теме, что ученик способен передать её не информативно, а деятельностно, то есть применить данные знания на другом материале и даже на уроках по другим предметам. А это уже метапредметный результат освоения материала.
Кроме того, работа с ОК позволяет развить следующие познавательные учебные действия:
– самостоятельное выделение и формулирование цели;
– поиск необходимой информации;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение устного и письменного высказывания;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут следующие умения: владеть общим приёмом решения задач, осуществлять поиск необходимой информации, использовать знаки, символы и схемы для решения поставленных задач, уметь выделять главную информацию, устанавливать аналогии, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения [7, c. 67].
Формировать названные УУД мне помогают подобранные для этого приёмы: приём толстых и тонких вопросов, карусель, мозговой штурм, перекрёстная дискуссия, сравнение вариантов составленных ОК, закончи предложение, различные игры. Не только я, но и менее опытный учитель имеет возможность применять на уроке многообразие приёмов и методов благодаря применению ОК, которые освобождают больше времени для практики.
В процессе модульного занятия я регулярно включаю самостоятельную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирую систему взаимопроверки и взаимооценки учеников. Это даёт возможность в условиях дефицита времени систематизировать и обобщить изученное при подготовке к итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ).
Опыт работы в этом направлении позволил мне создать два электронных пособия для подготовки к ГИА (2010 год) и к ЕГЭ (2012 год). Своё пособие «Опорные конспекты для подготовки к ГИА» я впервые представила на Международной Ярмарке педагогических инноваций в апреле 2010 года. С тех пор многие коллеги Отрадненского округа и РФ пользуются созданными мною ОК при подготовке к ГИА и на уроках русского языка. Отрадно, что данное пособие пользуется популярностью на тех сайтах, где я их опубликовала.
Второе электронное пособие (для подготовки к ЕГЭ) я презентовала на Региональной Ярмарке педагогических инноваций в ноябре 2012 года. Стала победителем Ярмарки, вместе с другими победителями представляла свою работу на Международной Ярмарке в апреле 2013 года в Ростове (Ярославская область), где я была награждена нагрудным знаком «Инновационная педагогика» за особые заслуги в развитии образования. Данные опорные конспекты для подготовки к ЕГЭ, с одной стороны, содержат базовую информацию из определённой области русского языка; с другой стороны, дают простор для импровизации, творчества ученика и учителя (Приложение 1).
Модульное обучение и применение опорных конспектов требуют от учителя регулярного использования ИКТ. В моём кабинете для этого есть всё необходимое: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Данную аппаратуру я использую практически ежедневно: работа с ОК (изучение готового ОК; совместное с учениками составление нового ОК), решение интерактивных тестов (приготовленных учителем или из базы Интернета) и т. д.
Другим важным фактором, обеспечивающим высокий результат в обучении русскому языку, я считаю использование индивидуальных образовательных траекторий (далее – ИОТ). Несколько лет назад мы посетили Псковскую гимназию, в которой всё обучение строится на ИОТ. С тех пор я и начала применять ИОТ в своей практике. Оказалось, что в старших классах не менее важно учитывать личностные возможности учеников.
Для реализации работы учащихся по индивидуальным образовательным траекториям я готовлю к урокам задания разного уровня – базового и повышенного (Приложение 2); веду контроль знаний по изученным модулям (Приложение 3). Эта кропотливая работа приносит свои плоды: выпускники даже физико-математического профиля справляются с заданиями не только базового, но и более сложного уровня, что подтверждается результатами срезовых тематических работ.
Последние три года я работаю в старших профильных классах и думаю, что именно индивидуальные образовательные траектории в сочетании с применением опорных конспектов позволяют мне добиваться успеха в достижении предметных результатов и в классе социально-экономического, и в классе физико-математического профиля [6, c. 23]. Это подтверждено результатами экспертизы качества образования учащихся, которая была проведена в 10–11 классах Кротовской школы «Региональным центром мониторинга в образовании». Мониторинг показывает, что выпускники владеют базовыми понятиями лингвистики, основными стилистическими ресурсами, нормами речевого этикета; освоили анализ различных единиц языка; осознают коммуникативно-эстетические возможности лексики русского языка; способны анализировать тексты, а самое главное, – любят и бережно относятся к родному языку, понимают его роль в жизни человека и общества.
Таким образом, с помощью модульного обучения, строящегося на основе развивающего обучения и системно-деятельностного подхода, мои ученики учатся делать выбор, принимать самостоятельные решения, прогнозировать результат деятельности [8, c. 4].
Одной из приоритетных задач Концепции модернизации российского образования является достижение современного качества образования [9, c. 4]. Решить эту задачу помогает система контроля и оценки качества образования. Для оценки качества обучения своих учащихся я регулярно провожу мониторинг, исходя из Требований к результатам освоения образовательных программ по ФГОС второго поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Мониторинг показывает следующее:
1) уровень всех результатов УУД в 11 классе повышается по сравнению с 10-ым классом;
2) наиболее высокий результат достигнут в разделе «Предметные результаты», где с высоким баллом 15 учащихся из 26 человек в классе. Хорошие результаты показали учащиеся и в личностных, и метапредметных результатах, где всего 1 учащийся имеет низкий уровень, а высокий уровень имеют 14 и 13 человек соответственно.
Таким образом, система моей работы помогает беречь здоровье учащихся, плодотворно использовать ИКТ, позволяет достичь высоких предметных и метапредметных результатов: выпускники владеют разнообразными видами речевой деятельности, умеют применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, на межпредметном уровне (литература, английский язык, история и др.), используют русский язык для получения знаний по другим предметам, владеют нормами речевого общения в различных ситуациях [5, c. 34].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 78–93.
2. Мальцев А.Н. Крупноблочная технология обучения физике с опорой на знаковые модели // Мастер-класс, 2005, № 6. С. 34–42.
3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. 136 с.
4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. 312 с.
5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 265 с.
6. Макарова Т.Е. Педагогические технологии: традиционные, личностно-ориентированного обучения. Самара : Изд-во СПГУ, 2006. 216 с.
7. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. Ростов-на-Дону : Феникс 2007. 243 с.
8. Семёнова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003, № 1. С. 4–13.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Издательский центр «Академия», 1998. 272 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3