УДК 372.4

ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ: ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ И ИТОГИ

© 2016

Джаджа С.Е.,
кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Борисова Е.С.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры управления Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

В соответствии с распоряжениями министерства образования и науки Самарской области «О порядке определения соответствия образовательных учреждений Самарской области критериям оценки образовательной программы и результатов ее реализации для образовательного учреждения, обеспечивающего углубленное изучение отдельных предметов на уровне начального, основного и среднего общего образования» в Координационный совет учебно-методических объединений Самарской области были поданы заявления образовательных учреждений, осуществляющих углубленное изучение отдельных предметов на всех уровнях общего образования.
С 29 марта по 1 апреля 2016 года была проведена экспертиза по предметам основного и среднего общего образования, 21 апреля 2016 года – на уровне начального общего образования.
Координационным советом и экспертными группами проделана большая работа, в ходе которой не только решены поставленные задачи, но и выявлена необходимость совершенствования процедуры экспертизы.
В работе экспертных комиссий приняли участие 86 экспертов по 15 учебным предметам на уровне основного общего образования и 84 эксперта по 16 учебным предметам на уровне среднего общего образования.
По образовательным программам начального общего образования экспертизу на соответствие критериям оценки прошла программа по математике, представленная ГБОУ гимназией «ОЦ» «Гармония» г.о. Отрадный.
По образовательным программам основного общего образования все поступившие заявления были удовлетворены. Положительное заключение по 161 учебной программе получили 85 школ: 45 школ из Самары, 29 школ из Тольятти и 11 образовательных организаций из других территориальных образовательных управлений. От Западного, Кинельского, Поволжского, Северо-Восточного управлений участвовали по 2 школы, от Отрадненского, Центрального и Юго-Восточного – по 1 школе.
Количественный состав по территориальным управлениям представлен на рисунке 1.

01

Рисунок 1. Количество образовательных организаций, подавших заявления на экспертизу на уровне основного общего образования (по территориальным управлениям)

Количественный анализ заявлений по образовательным программам основного общего образования показал, что наибольшее число учебных программ, обеспечивающих углубленное изучение предметных дисциплин, заявлено по математике, английскому языку, русскому языку, физике (подробнее см. на рисунке 2).

02

Рисунок 2. Количество участников экспертизы на уровне основного общего образования (по предметам)

Следует отметить ряд показателей, по которым обозначились затруднения как на этапе подготовки материалов, так и их оценки.
Так, показатель «Содержание реализуемых основных общеобразовательных программ» был представлен одним критерием «Соответствие образовательной программы (в том числе УМК, рабочих программ по предмету, учебных планов) программам углубленного изучения предметов (примерным образовательным программам углубленного изучения предметов или программам, разработанным самостоятельно образовательным учреждением)», что вызвало определенные трудности как у большинства образовательных организаций, так и у экспертных групп в оценке реализуемых основных общеобразовательных программ.
Есть и такие показатели, которые выявили недостаточную готовность образовательных организаций к прохождению экспертизы. Например, по критерию 3.2. (Доля выпускников 9 классов, получивших положительную оценку на государственной (итоговой) аттестации по математике (все формы), от общего числа выпускников 9 классов, % (значение критерия: не менее 90% (от общего числа выпускников)) значительное количество школ получили 0 баллов. Это означает, что на протяжении 3-х лет положительную оценку на ГИА получали менее 90% выпускников 9 класса. Количественные результаты по учебным предметам представлены в таблице:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество заявок, не получивших баллов по критерию 3.2.

Показатель в %

Русский язык

20

3

15%

Биология

11

4

36%

Химия

8

3

37,5%

Английский язык

30

12

40%

Информатика

6

3

50%

Физика

16

11

68,7%

Математика

37

27

73%

Показательными являются результаты экспертной оценки по следующим критериям:
3.6. Наличие обучающихся 9-х классов, ставших участниками окружного этапа всероссийских олимпиад по предмету углубления (в соответствии с перечнем, определяемым минобрнауки Самарской области) (значение критерия: 0,5 балла за каждого участника (за последние 3 года), но не более 3 баллов);
3.7.Наличие обучающихся 9-х классов, ставших победителями и (или) призерами регионального этапа всероссийских олимпиад по предмету углубления (в соответствии с перечнем, определяемым минобрнауки Самарской области) (учитывались достижения также за последние 3 года, за каждого победителя (призера) присуждался 1 балл (но не более 5 баллов)).
Нулевой показатель, означающий, что в образовательной организации за последние 3 года не было участников окружного этапа всероссийских олимпиад по предмету углубления, получили программы по английскому языку (5 из 30 школ-участниц); русскому языку (1 из 20 школ), технологии (3 из 5 школ), информатике (2 из 6 школ), истории (1 из 6 школ), физике (2 из 16 участников). Положительный результат по критерию 3.6. выявлен у школ, представивших программы по математике, обществознанию, литературе, немецкому и французскому языкам, биологии, химии, физической культуре.
Количество школ, в которых есть победители и призеры регионального этапа всероссийских олимпиад по предмету углубления, отражено в таблице:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, имеющих победителей и призеров (критерий 3.7.)

Показатель в %

Французский язык

4

3

75%

Обществознание

3

2

66,6%

Биология

11

6

54,5%

История

6

2

33,3%

Информатика

6

2

33,3%

Математика

37

12

32,4%

Физика

16

4

25%

Немецкий язык

5

1

20%

Литература

5

1

20%

Химия

8

1

12,5 %

Английский язык

30

3

10%

По критерию 3.8. Наличие обучающихся 9-х классов, ставших участниками окружного этапа научно-практической конференции по предмету углубления (0,5 балла за каждого участника за последние 3 года, но не более 3 баллов) выявлено, что обучающиеся значительного числа школ не стали участниками окружного этапа научно-практических конференций по предметам: информатика (66,6% школ), химия (62,5%), русский язык (40%), математика (35,1%), английский язык (33,3%), физика (31%), биология (18%). Результаты экспертной оценки представлены на рис. 3. По предмету «Родной (нерусский) язык» выявлено 100% соответствие этому критерию.

 03

Рисунок 3. Результаты экспертной оценки по критерию 3.8

Результаты по критерию 3.9. Наличие обучающихся 9-х классов, ставших победителями и (или) призерами регионального этапа научно-практической конференции по предмету углубления (присуждался 1 балл за каждого победителя (призера), но не более 5 баллов):

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, имеющих положительную оценку по критерию 3.9.

Показатель в %

Биология

11

6

54,5%

Химия

8

3

37,5%

Математика

37

9

24,3%

Английский язык

30

6

20%

Русский язык

20

4

20%

Информатика и ИКТ

6

1

16,7%

Физика

16

1

6,25%

По критерию 4.3. Уровень квалификации педагогических работников по предмету углубления (удельный вес работников, имеющих квалификационную категорию, %) (значение критерия: не менее 80% от общего числа (из них не менее 40% с высшей категорией)) нулевое значение представлено 32 школами по предметам:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, не получивших положительную оценку по критерию 4.3.

Показатель в %

Русский язык

20

3

15%

Математика

37

12

32,4%

Информатика и ИКТ

6

2

33,3%

Английский язык

30

11

36,7%

Литература

5

2

40%

Технология

5

2

40%

Обществознание

3

2

66,6%

По критерию 4.4. Повышение квалификации педагогическими работниками по предмету углубления (не реже 1 раза в 3 года (курсовая подготовка не менее 144 часов, в том числе не менее 72 часов по профилю осуществляемой ими образовательной деятельности). Не менее 80%) положительные результаты продемонстрировали школы-претенденты по таким учебным предметам, как литература, химия, биология, физика, французский и немецкий языки, родной (нерусский) язык. Неполное соответствие этому критерию в разной степени выявлено по предметам: математика – 2 школы (5,4% от общего числа заявок по предмету), русский язык – 3 школы (15%); история – 1 образовательное учреждение (16,6%), английский язык – 9 школ (30%); информатика – 2 школы (33%);обществознание – 1 (33,3). Результаты представлены на рисунке 4.

04

Рисунок 4. Результаты экспертной оценки по критерию 4.4

Значимы результаты по критерию 4.5. Наличие учителей – победителей (призеров) конкурсов профессионального мастерства (значение критерия: 3 балла за каждого победителя (призера) на уровне региона; 5 баллов за каждого победителя (призера) на всероссийском уровне). Представленные на экспертизу материалы показали, что за последние 3 года в ряде образовательных организаций в конкурсах профессионального мастерства учителя не побеждали по предметам:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, не получивших положительную оценку по критерию 4.5.

Показатель в %

История

6

1

16,6%

Французский язык

4

1

25%

Физическая культура

3

1

33,3%

Литература

5

2

40%

Английский язык

30

12

40%

Немецкий язык

5

2

40%

Технология

5

2

40%

Биология

11

5

45,4%

Химия

8

4

50%

Родной (нерусский) язык

2

1

50%

Математика

37

19

51,3%

Русский язык

20

12

57%

Физика

16

10

62,5%

Информатика и ИКТ

6

4

66,6%

По обществознанию из заявленных 3-х школ ни в одной нет учителей – победителей конкурса профессионального мастерства.
Вместе с тем, возможностей для проявления профессиональной активности педагогов в этом направлении достаточно. Это не только конкурсы профессионального мастерства на областном уровне: «Учитель года Самарской области»; «Молодой учитель»; конкурс программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения; областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости; но и конкурсы образовательного портала «Школа-21-века» и другие Всероссийские конкурсы и гранты.
Необходимо отметить, что требования на соответствие показателю 5. Наличие оснащенного предметного кабинета (кабинетов), позволяющего реализовывать предмет на углубленном уровне, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий выполнены всеми школами (100%), участвовавшими в экспертизе этого года.
По нескольким показателям экспертиза начнется в 2017 году.
Интересна и такая статистика, как количество образовательных организаций, подавших на экспертизу три и более образовательных программ на уровне основного общего образования.

05

Рисунок 5. Количество образовательных организаций, участвовавших в экспертизе по трем и более предметам на уровне основного общего образования

Среднее общее образование

В ходе экспертизы было рассмотрено 208 заявлений от образовательных организаций. Положительное заключение получили 204 учебные программы из 83 школ Самарской области.
По территориальным управлениям заявления распределились следующим образом: Самарское управление – 43 заявления, Тольяттинское управление – 29 заявлений, Западное, Кинельское, Поволжское и Северо-Восточное – по 2, Отрадненское, Центральное и Юго-Восточное управления – по 1 заявлению.

06

Рисунок 6. Количество образовательных организаций, подавших заявки на экспертизу на уровне среднего общего образования (по территориальным управлениям Самарской области)

По учебным предметам заявления распределились следующим образом: наибольшее число учебных программ, обеспечивающих углубленное изучение, заявлено по математике, физике, английскому языку, русскому языку (подробнее см. на рисунке 7).

07

Рисунок 7. Количество участников экспертизы на уровне среднего общего образования (по предметам)

Проанализируем полученные значения по ряду показателей и критериев оценки образовательных программ и результатов ее реализации образовательными организациями.
Результаты экспертной оценки по критерию 3.6. Отсутствие учащихся, продемонстрировавших неудовлетворительные результаты по итогам проведения независимой экспертизы по предмету углубления на уровне среднего общего образования (значение критерия: 2,5 балла за каждую параллель классов) отражены на рисунке 8.

08

Рисунок 8. Результаты экспертной оценки по критерию 3.6. отсутствие учащихся, продемонстрировавших неудовлетворительные результаты по итогам проведения независимой экспертизы по предмету углубления

По критерию 3.8. Наличие обучающихся 10-11-х классов, ставших победителями и (или) призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету углубления (в соответствии с перечнем предметов, определяемым Минобрнауки РФ) (значение критерия: 1 балл за каждого победителя (призера), но не более 5 баллов. Учитываются достижения за последние 3 года) школы с нулевым показателем распределились по предметам следующим образом:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, не получивших положительную оценку по критерию 3.8.

Показатель в %

Немецкий язык

5

1

20%

Французский язык

4

1

25%

Биология

18

6

33,3%

Технология

3

1

33,3%

Английский язык

27

11

40,7%

История

9

4

44,4%

Информатика и ИКТ

6

3

50%

Литература

4

2

50%

Обществознание

15

8

53,3%

Математика

42

24

57,1%

Русский язык

26

15

57,7%

Химия

12

7

58,3%

Физика

29

18

62%

Физическая культура

3

2

66,6%

Экономика

3

3

100%

Результаты оценки по критерию 3.9. Наличие обучающихся 10-11-х классов, ставших участниками окружного этапа научно-практической конференции по предмету углубления (значение критерия:0,5 балла за каждого участника, но не более 3 баллов. Учитываются достижения за последние 3 года) отражены на рисунке 9.

09

Рисунок 9. Результаты экспертной оценки по критерию 3.9.Наличие обучающихся 10-11-х классов, ставших участниками окружного этапа научно-практической конференции по предмету углубления

Представим результаты по критерию «Кадровое обеспечение» и показателю 4.3. Уровень квалификации педагогических работников по предмету углубления (удельный вес работников, имеющих квалификационную категорию, %) (значение критерия: не менее 80% от общего числа (из них не менее 40% с высшей категорией)):

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, не получивших положительную оценку по критерию 4.3.

Показатель в %

Русский язык

26

3

11,5%

Обществознание

15

2

13,3%

Биология

18

3

16,6%

Физика

29

6

20,7%

Английский язык

27

6

22,2%

История

9

2

22,2%

Математика

42

10

23,8%

Литература

4

1

25%

Технология

3

1

33,3%

Информатика и ИКТ

6

2

33,3%

Экономика

3

1

33,3%

По показателю 4.4. Повышение квалификации педагогическими работниками по предмету углубления не реже 1 раза в 3 года (курсовая подготовка не менее 144 часов, в том числе не менее 72 часов по профилю осуществляемой ими образовательной деятельности) (значение критерия: не менее 80%) нулевое значение имеют 31 образовательные программы, из них по предметам:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, не получивших положительную оценку по критерию 4.4.

Показатель в %

Русский язык

26

1

3,8%

Биология

18

2

11,1%

Английский язык

27

3

11,1%

Математика

42

6

14,3%

Информатика и ИКТ

6

1

16,7%

Химия

12

2

16,7%

Физика

29

6

20,7%

Литература

4

1

25%

Обществознание

15

5

33,3%

История

9

3

33,3%

Физическая культура

3

1

33,3%

Представленные на экспертизу материалы показали, что по показателю 4.5. Наличие учителей (по предмету углубления) – победителей (призеров) конкурсов профессионального мастерства (значение критерия: 3 балла за каждого победителя (призера) на уровне региона; 5 баллов за каждого победителя (призера) на всероссийском уровне) за последние 3 года в конкурсах профессионального мастерства не побеждали учителя, реализующие программы по предметам:

Учебный предмет

Общее количество заявок

Количество школ, не получивших положительную оценку по критерию 4.4.

Показатель в %

Литература

4

1

25%

Французский язык

4

1

25%

Математика

42

14

33,3%

Информатика и ИКТ

6

2

33,3%

Физическая культура

3

1

33,3%

Английский язык

27

10

37%

Русский язык

26

10

38,5%

Немецкий язык

5

2

40%

Обществознание

15

6

40%

Химия

12

6

50%

Биология

18

10

55,6%

Экономика

3

2

66,7%

Технология

3

2

66,7%

Физика

29

22

75,9%

История

9

7

77,8%

Как и на уровне основного общего образования, показатель 5.1. Наличие оснащенного предметного кабинета (кабинетов), позволяющего реализовывать предмет на углубленном уровне, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий получил 100% выполнение всеми участниками экспертизы.
Количество образовательных организаций, представивших на экспертизу программы по трем и более предметам на уровне среднего общего образования показано на рисунке 10.

10

Рисунок 10. Количество образовательных организаций, участвовавших в экспертизе по трем и более предметам на уровне среднего общего образования

Таким образом, при всей успешности проведенной работы очевидна необходимость создания рабочей группы по совершенствованию критериев и показателей оценки образовательных программ и реализации программ образовательных учреждений, обеспечивающих углубленное изучение предметов на уровне начального, основного и среднего общего образования.