УДК 372.4

КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

© 2016

Шмачина И.А.,
учитель начальных классов
МБОУ Школа №10 «Успех» г.о. Самара (Россия)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и их участии в самоуправлении, общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Как показывает практика, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, а также развитию у детей желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет и выстраивает модель внеурочной деятельности для начальной и основной школы. Анализ литературы показал, что выделяются следующие типы организационных моделей внеурочной деятельности:
1. Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей).
2. Модель «Школа полного дня» (реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня).
3. Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, включая школу полного дня).
4. Инновационно-образовательная модель (опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении) [1].
Подробное описание моделей внеурочной деятельности представлено в письме департамента общего образования Минобрнауки РФ N 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [1].
В нашей школе реализуется модель «Школа полного дня». Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня (включая питание), сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
В рамках данной модели нами охвачены все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Используются следующие виды деятельности: игровая; познавательная; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Воспитательная парадигма нашей школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных творческих возможностей личности ребёнка, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
В нашем классе в рамках спортивно-оздоровительного направления действуют кружки «Подвижные игры» (2 часа) и «Футбол. Хоккей» (1 час). Программа кружка «Подвижные игры» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством комплекса оздоровительных мероприятий, развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
В рамках познавательного направления функционирует интеллектуальный клуб «Умники и умницы» (1 час). Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Программа разработана на основе методического пособия «Юным умникам и умницам» и программы курса «РПС» под редакцией О.А. Холодовой [2].
Общеинтеллектуальное направление представляет кружок «Занимательная информатика» (1 час). Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности). Кружок «Я – исследователь» (1час). Цель: развивитие  познавательных способностей младших школьников; формирование умений и навыков исследовательского поиска. Программа составлена на основе авторской программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова [3; 4].
Духовно-нравственное направление реализуется в рамках кружка «Мы живем в России» (1 час). Целью данной программы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, мотивами деятельности и поведения, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своей малой Родине, своему народу, своей семье, заботящегося о своем здоровье.
Социальное направление связано с работой кружка «Дорожная азбука» (1 час). Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма [5].
На наш взгляд, такое количество кружков оптимально и способствует достижению целей внеурочной деятельности:
– создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
– создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://zakonbase.ru/content/base/177079
2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей : методическое пособие, 1–4 классы. Курс «РПС». М. : РОСТ, 2012–2013.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Издательский дом «Федоров», 2006.
4. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М. : Академия, 2005.
5. Лобашкина В.А., Маслов М.В., Хренников Б.О., Яковлев Д.Е. Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»/ под ред. П.В. Ижевского. М. : Просвещение, 2009.