УДК 37.02

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ШКОЛЬНИКА: ВЫБИРАЕМ КНИГИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

© 2016

Самыкина С.В.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Современный школьник – читатель особенный. Ему доступны самые разные источники информации, и зачастую он читает не для того, чтобы получить удовольствие от чтения, а с целью поиска учебной информации. Школьники читают и художественную литературу. Как свидетельствуют исследования [1; с. 3], в списке предпочтений современного младшего школьника – веселые, юмористические произведения, а также приключения и фэнтези. Привить любовь к чтению художественной литературы младшему школьнику – задача, которая должна стоять перед каждым учителем начальной школы.
Очень важно, чтобы нашему ученику попала в руки книга, которая увлечет, которая позовет в мир литературы. Мы составили свой список литературы для внеклассного чтения в 4 классе, для чтения на летних каникулах после окончания начальной школы. Есть мнение, что летом надо дать детям отдохнуть, не загружать их чтением. На наш взгляд, это ошибочная точка зрения. Самостоятельное чтение (при условии, что список книг будет разнообразным и грамотно составленным) может стать увлекательным и желанным делом.
Обычно мы рекомендуем следующий список для четвероклассников:
•  А. Пушкин «Руслан и Людмила», «Анчар», «Няне», «Песнь о вещем Олеге»;
• А. Куприн «Ю-ю», «Белый пудель»;
• В. Одоевский «Черная курица, или Подземные жители»;
• Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»;
• М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники», «Елка»;
• Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид»;
• А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»;
• В. Осеева «Динка» (девочкам);
• А. Свирский «Рыжик» (мальчикам);
• В. Крапивин «Ковер-самолет», «Дети синего фламинго»;
• А. Алексин «Похождения Севы Котлова», «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле»;
• Л. Каминский «Уроки смеха»;
• Д. Дефо «Робинзон Крузо» (детское издание);
• М. Твен «Принц и нищий»;
• Э. Поттер «Поллианна» (девочкам);
• Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой» (мальчикам);
• К. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф»;
• Д. Толкиен «Хоббит»;
• Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»;
• А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги», «Калле Блюмквист – сыщик»;
• Я. Корчак «Кайтусь-чародей»;
• Д. Пеннак «Собака Пес».
Составляя список, мы руководствовались рядом требований. Это читательские предпочтения современного младшего школьника, разнообразие (жанровое, а также представленность произведений разных эпох), гендерные различия в читательских интересах. Поясним подробнее содержание этих требований.
Во-первых, мы учитывали читательские предпочтения данной группы читателей – учеников 4-го класса. Согласно статистике, на первое место обучающиеся ставят веселые, юмористические произведения [1]. Это не значит, что весь список должен состоять из такого рода произведений, но включать их в рекомендации необходимо. В нашем списке это книга А. Алексина про Севу Котлова, рассказы Л. Каминского, рассказы М. Зощенко, повесть А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги». На втором месте в списке детских предпочтений – приключенческая литература. В нашем случае это произведения В. Одоевского, А. Некрасова, В. Крапивина, Д. Дефо, Э. Распе, М. Твена. Любители фэнтэзи с удовольствием прочитают книги К. Льюиса, Д. Толкиена, Л. Кэрролла.
Рекомендательный список литературы содержит произведения разных временных слоев: русскую и зарубежную классику, советскую, книги современных писателей. Учтено и жанровое разнообразие. Так, в нашем списке есть поэма, стихи, рассказы и повести, сказки, сказочные повести. Особое внимание уделено тому, чтобы школьники знакомились и с современной литературой на примере творчества Л. Каминского, Д. Пеннака.
Особенностью данного списка является то, что в нем учтены гендерные предпочтения школьников. Наш собственный педагогический опыт показывает, что мальчикам и девочкам-подросткам интересны разные книги. Об этом же пишут исследователи детского чтения: мальчикам нравятся приключения, книги про компьютеры и электронику, «в цене» фантастика, фэнтези. Девочки читают «романы», в которых главная героиня – девушка или женщина [2]. Поэтому мы предлагаем для чтения девочкам повести В. Осеевой и Э. Поттер, мальчикам – А. Свирского и Ф. Бернет.
Вышеизложенный список достаточно велик и изначально избыточен. Мы рекомендуем предоставить его учащимся полностью и предложить вместе выбрать произведения для внеклассного чтения и для чтения на летних каникулах.
Важно отметить, что предложенные книги не просто смешные или увлекательные. Они действительно сеют доброе и вечное, а юмор и занимательность сюжета лишь помогают подобрать ключик к непростому характеру современного читателя-школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чмель О.В. Литературное образование как фактор читательского развития младших школьников : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1996. 230 с.
2. Борисенко Н.А. Что они читают без нас? // Литература, 2005, № 4.