УДК 372.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2016

Плешакова М.Ю.,
учитель высшей категории, учитель начальных классов
МБОУ Школа №10 «Успех» г.о. Самара, (Россия)

Интерактивное, цифровое оборудование в начальной школе – это фактическая реализация требований ФГОС в части материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса [1; 2; 3; 4]. Именно в таких условиях системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, находит свое отражение в практико-ориентированной деятельности обучающихся.
Интерактивная доска – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. С помощью специального маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчёркивать, обводить важные участки, рисовать схемы. Интерактивная доска также позволяет показывать слайды, видео, даёт возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.
Педагоги нашей школы используют интерактивную доску на уроках математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, окружающего мира, а также во внеурочной деятельности. Интерактивная доска – доска нового поколения, доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с интерактивными тренажёрами. Желающих выйти к доске всегда большое количество, что, несомненно, оживляет урок, вызывает огромный интерес, экономит время на уроке.
Находкой нашего оборудования являются нетбуки. Как радуются ребята работе на нетбуках на уроках и во внеурочной деятельности! В рабочей и игровой форме проходят занятия интеллектуального развития, тестирование, обмен информацией «учитель-ученик», демонстрация работ учащихся и др.
Использовать нетбуки можно на любом уроке, на любом этапе урока. Можно использовать как готовые программы и тренажеры, так и созданные учителем задания специально для данного урока.
Нетбуки позволяют организовать работу сразу всех учеников в классе. Интерактивная доска предполагает работу одного или двух учеников одновременно.
Цифровой микроскоп – инновационное средство обучения, преимуществом которого являются не только просмотр, но фото- и видеозапись увеличенного изображения микрообъектов на экране монитора и (или) визуализация на масштабном экране. Цифровой микроскоп мы используем на уроках окружающего мира, при проведении мероприятий внеурочной деятельности.
С использованием цифрового микроскопа во внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети с помощью микроскопа лучше понимают, что всё живое так хрупко, поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им было очень интересно увидеть в увеличенном виде различные предметы: человеческий волос, жилки листа, соцветие цветов, мелких насекомых (осу, пчелу, гусеницу, паука, мошку, комара), денежную купюру, кристаллики сахара и соли и т. д.
Один из уроков окружающего мира во 2 классе был посвящен теме «Клетка». На этом уроке ученики подробно смогли рассмотреть все составляющие части апельсина и сделать вывод: все состоит из клеток разной формы, размера, цвета.
Цифровой микроскоп позволяет изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера и на экран, дает возможность сохранить изображение.
Проведение таких экспериментов, исследований развивает любознательность и интерес к природе и технике, формирует первоначальные практико-ориентированные знания.
Документ-камера – это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что «видит» камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты. Например, можно показать муравья или географическую карту так, что на экране её со всеми подробностями увидит большая аудитория.
Документ-камеру мы используем на уроках технологии, изобразительного искусства. Она значительно облегчает работу учителя, позволяет со своего рабочего места продемонстрировать ученикам последовательность выполнения работы. Очень часто документ-камера используется нашими учителями на уроках окружающего мира, математики, русского языка, обучения грамоте и письму, когда в реальном времени пишется новая буква или слово учителем или учеником.
Интересна и результативна система контроля и мониторинга качества знаний PROClass. Ученикам раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.
Использовать систему голосования можно на любом этапе любого урока. Также с помощью системы голосования мы проводим итоговые классные часы и внеурочные мероприятия.
Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий PROLog включает в себя:
– цифровой измерительный модуль температура;
– цифровой измерительный модуль относительная влажность;
– цифровой измерительный модуль атмосферное давление;
– цифровой измерительный модуль звук;
– цифровой измерительный модуль освещенность.
С приходом цифрового оборудования в школу в практике начальных классов экспериментальная деятельность учащихся реализуется при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательских методах обучения.
Так, на уроке окружающего мира в 1 классе с помощью цифрового измерительного модуля температуры ученики опытным путем смогли узнать температуру холодной воды из-под крана и снега. Сравнить эти температуры и сделать вывод о том,какая из них ниже.
В 4 классе ученики самостоятельно проводили эксперимент с целью выяснить, где находится самое шумное помещение в школе во время урока и перемены. Подтвердилась гипотеза, что во время урока самое шумное помещение – это спортивный зал. А вот мнение детей, что во время перемены самое шумное место – это коридор, не подтвердилось. Наибольший уровень шума показали замеры, проведенные в столовой во время перемены.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что наличие учебно-лабораторного оборудования и его полноценное и эффективное использование в процессе обучения способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения материала, способствует повышению качества знаний и является одним из факторов, приводящих к усвоению ФГОС учащимися.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комплект № 1 учебно-лабораторного оборудования [Электронный ресурс]. URL: http://bogatoe-sosh.ru/joomla/images/docym/mater_texnich_osnach/oborydovanie_fgos_noo.pdf
2. Примерный перечень учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных школ [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Frono.40415s022.edusite.ru%2FDswMedia%2Fperechen-kaluga.doc&name=perechen-kaluga.doc&lang=ru&c=57c6ec7b6776
3. Оборудование по ФГОС для начальной школы [Электронный ресурс]. URL:  http://globural.ru/katalog/kabinet_nachalnoy_shkoly/
4. Учебно-лабораторное оборудование ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/06/ispolzovanie-uchebno-laboratornogo-oborudovaniya-v.