УДК 373.1

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2016

Кутузова О.Б.,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

С переходом российских школ на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (далее – ФГОС), введением в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среди актуальных проблем современного образования особое место занимает вопрос преемственности различных ступеней общего образования. Без обеспечения преемственности каждой ступени образования невозможно достичь цели, к которой стремится современная система образования, – помочь детям осуществить своё профессиональное и жизненное самоопределение, обеспечить высокий уровень развития, воспитать личность, способную осваивать новые социальные роли, без труда адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизни. Особую актуальность в данном контексте приобретает преемственность начального и основного общего образования.
Переход из начальной ступени общего образования в основное звено – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Многие пятиклассники сталкиваются со стрессовыми ситуациями в образовательном процессе, связанными с несогласованными требованиями разных учителей-предметников, с иной психологической атмосферой в классе. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания, выстраивает взаимоотношения с учениками. Меняется роль учащегося. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники». Если в начальной школе внимание учителя сосредотачивается на коллективе учащихся одного класса, то в основной и средней школе каждый педагог работает с несколькими классами и должен уделять внимание большому числу учеников. Пятиклассники особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке со стороны классного руководителя и учителей-предметников. Педагогам необходимо акцентировать внимание на выстраивании коммуникаций с учащимися в данный период. В.Ф. Шаталов писал: «педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится» [1]. Адаптационный период в пятом классе нередко сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является важнейшим внешним показателем их взросления.
Таким образом, необходимо выделить следующие возможные причины трудностей школьников при переходе из начальной в основную школу: увеличение учебной нагрузки, изменение роли ученика, смена режима дня, изменение стиля общения учителей с детьми, психологического климата в классе (появились новые учащиеся, а некоторые ученики перешли в другую школу), различие требований учителей-предметников, нестыковка основных образовательных программ начальной и основной школы, программ внеурочной деятельности. В связи с этим возникает необходимость серьезно взглянуть на проблему преемственности в начальной и основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями современной нормативно-правовой базы в сфере российского образования.
Изучение самого понятия преемственности в образовании позволяет сделать вывод о том, что это комплексное понятие. Российская педагогическая энциклопедия даёт следующее определение: «Преемственность в обучении – это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению» [2]. Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ, преемственность сопровождения педагогов в переходе на ФГОС.
Ключевой фигурой в решении проблемы преемственности в школе является учитель. Преемственность содержания образования, прежде всего, обеспечивается через содержание рабочих программ учителей начальных классов и учителей-предметников основной школы. При разработке рабочих программ предметов учителям следует обратить особое внимание на характеристики выпускника соответствующей ступени образования (так называемый портрет выпускника), в соответствии с которыми должны планироваться образовательные результаты. Основная цель педагогов начального образования – научить ребёнка учиться. Это умение будет всю жизнь сопровождать человека, и от того, насколько успешно оно сформировалось в начальной школе, будет зависеть дальнейшая успешность личности. Задача развития умения учиться у школьников становится значимой для их первичного профессионального самоопределения.
Школа может решить проблему преемственности лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. В школе должна быть система взаимопосещения уроков педагогов начальных классов и учителей-предметников. Эффективным будет совместное проведение срезовых контрольных работ в четвёртом классе. Необходимо как можно раньше определить классного руководителя для будущих пятиклассников с целью предварительного знакомства с классом через посещение классных часов и родительских собраний. Психологический настрой родителей пятиклассников не менее важен, чем самих детей. Тревожность родителей может передаваться и детям.
Преемственность должна также касаться и занятий внеурочной деятельности. Если ученики начальной школы мотивированно и успешно занимались определёнными видами внеурочной деятельности, проявляли своё творчество, раскрывали свои таланты, демонстрировали свои достижения на различных мероприятиях, то при переходе в основное звено общего образования они чаще всего хотят продолжать заниматься любимым делом. Для реализации преемственности во внеурочной деятельности необходим общешкольный план реализации данной деятельности.
Указанные мероприятия могут послужить основой для разработки комплексной программы школы по обеспечению преемственности между ступенями начального и основного общего образования. Без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Безусловно, решение проблемы преемственности в общем образовании не простое и требует времени, усилий всего педагогического коллектива, управленческих решений администрации. Успех возможен через пробы и ошибки, без которых, как правило, не решается ни одна проблема. Как отмечал Т. Рузвельт, «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять свои ошибки» [3].
Отсутствие преемственности в общеобразовательной школе может привести к серьёзным негативным последствиям. Прежде всего, это может выражаться в отсутствии у школьников интереса к дальнейшей учёбе, а как следствие этого, в нежелании профессионально самоопределяться, строить планы профессиональной карьеры и всей последующей жизни. Ш.А. Амонашвили отмечает: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаёшь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»» [1].
В целях решения проблемы преемственности педагогическому коллективу общеобразовательной организации можно порекомендовать выполнить следующие мероприятия:
– разработать программу формирования универсальных учебных действий учащихся, затрагивающую все ступени общеобразовательной школы;
– учителям оформлять свои рабочие программы в структуре единого макета, при разработке программ выполнять требования ФГОС, Фундаментального ядра содержания общего образования;
– разработать план внеурочной деятельности школы;
– проводить диагностические мониторинги по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования;
– разработать программу психолого-педагогического сопровождения пятиклассников;
– учителям начальных классов и учителям-предметникам совместно разработать методические рекомендации по единой системе требований к учащимся начальной и основной школы.
Главная цель педагогического коллектива школы в работе по преемственности – объединение усилий педагогов для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и повышение уровня  качества образования. Успешное и последовательное решение проблемы преемственности в образовательном пространстве школы может повлечь за собой широкий спектр позитивных последствий: от готовности и стремления к непрерывному образованию в течение жизни и соответствующего поведения на рынке труда до формирования у значительной части подрастающего поколения основ гражданского сознания и самосознания. По мере этого и система образования обретёт мощный ресурс саморазвития, модернизируясь внутренними силами своих собственных субъектов – детей и взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  [Электронный ресурс]. URL: www.pedagogika-citaty-ob-obrazovanii.ru
2. Российская педагогическая энциклопедия // [Электронный ресурс]. URL: www.dic.academic.ru
3.  [Электронный ресурс]. URL: www.citater.ru.