УДК 372.4
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2016
Галкина Е.Е.,
учитель начальных классов, высшей категории
МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара (Россия)
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательные результаты внеурочной деятельности – духовно-нравственные приобретения ребенка через участие его в различных видах деятельности. Для первоклассников – это приобретение социальных знаний.
Кружок «Я – исследователь» относится к общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности. На занятиях предусмотрены следующие виды деятельности: эксперименты, наблюдения, групповая работа, деловая игра, игра-импровизация, конкурсы и т. д.
В настоящей статье представлена методическая разработка, отражающая опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии оценивания образовательных достижений, ИКТ–технологии в обучении младших школьников во внеурочной деятельности. При разработке занятия мы использовали следующие источники [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Технологическая карта занятия кружка «Я – исследователь» по теме «Непонятные слова» в 1 классе
Кружок |
«Я – исследователь» |
Тема |
Непонятные слова |
Класс |
1 |
Образовательная система |
«РИТМ» |
Тип занятия |
Получение новых знаний |
Цели предметные |
Познакомить с разными источниками информации. Учить работать с различными источниками информации. |
Цели метапредметные |
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать умение работать с инструкционной картой. Развивать умение работать в индивидуальных нетбуках. Развивать умение договариваться при работе в малых группах, учиться аргументировано отстаивать свою точку зрения и уметь выслушать и принять мнения других участников группы. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Планируемые результаты |
Знать различные источники информации. Уметь работать с различными источниками информации. Пополнить словарный запас обучающихся. Отрабатывать навыки исследовательской работы в малых группах. |
Ресурсы |
Для учителя: ПК, проектор, мультимедийная доска, презентация, проигрыватель. Для учеников: Карточки со словами (инфузория, нэцкэ, микроскоп, киви, эксперимент), индивидуальные нетбуки, электронный микроскоп, диск «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия», толковый словарь, статуэтки, фотографии нэцкэ, тексты для работы в малых группах, оборудование для опытов: препарат «Инфузория», окрашенные кристаллы соли, вода, мука, крахмал, сахар, пробирки. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Технологические приемы, методы и средства обучения |
Орг. момент. Мотивация к деятельности
|
Приветствует детей, создает положительный настрой на работу. Каждый ученик получает лист с «непонятным» словом. (Дети работают в группах, но листы со словами необходимо раздать так, чтобы в одной группе были разные слова) |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. 1. Рисуют значение данного понятия, как это себе представляют. Слова на листах: инфузория, киви, микроскоп, нэцкэ, эксперимент. 2. Листы-рисунки вывешиваются на доску по группам. 3. Каждый представляет свою работу |
Регулятивные: Принятие учебной задачи. Прогнозирование. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Познавательные: Выдвижение гипотез. Анализ, синтез, классификация объектов. Осознанное построение речевого высказывания |
Проблемный вопрос |
Постановка познавательной задачи
|
Учитель вводит термин «гипотеза» - это ваши предположения. Гипотезы необходимо доказать или опровергнуть. Как можно проверить ваши гипотезы? Каково тема сегодняшнего урока? Где мы можем найти информацию? |
Называют тему урока и формулируют цели. Выдвигают новые гипотезы |
Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Умение аргументировать свое мнение |
Фронтальная работа |
Физ. минутка |
Показывает движения под музыку «Фиксипелки - Помогатор» |
Повторяют движения |
Регулятивные: Принятие учебной задачи. Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества |
Игра |
Решение познавательной задачи |
Организация работы групп: инструкционная карта, оборудование, тексты. Учитель – консультант
Демонстрация видео и фотоматериалов во время презентации групп |
Каждая группа работает с разными источниками информации. 1 группа. Просмотр видеоролика про птицу киви. Чтение текста о фрукте киви. 2 группа. В толковом словаре находит статью «Эксперимент». Этой же группе предлагается провести эксперимент: проверить растворимость некоторых веществ (сахар, крахмал, мука). 3 группа. Изучает строение микроскопа по модели микроскопа и энциклопедической статье. Группе предлагается изучить строение кристаллов соли с помощью электронного микроскопа и индивидуального нетбука. 4 группа. Рассматривают фотографии, статуэтки нэцкэ, читают статью об искусстве нэцкэ. 5 группа. Исследует препарат «Инфузория туфелька» с помощью электронного микроскопа и индивидуального нетбука, читают статью. Презентация работы групп. Ответы на вопросы |
Регулятивные: Принятие учебной задачи. Определение правильности выполнения задания, коррекция. Самооценка. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: Умение договариваться. Взаимопомощь. Умение слушать собеседника. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения
|
Групповая работа. Работа с текстом. Проведение опытов. Работа со словарем
|
Итог занятия. Рефлексия |
Проводит обобщающую беседу по уроку. Формулирует с детьми главный вывод урока. Просит детей оценить свою деятельность на уроке. Благодарит за работу. Создает положительный настрой на дальнейшею работу. Подведем итоги сегодняшнего урока: - Какова тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Удалось ли достичь поставленных целей? Кто оказался прав в своих предположениях? (возвращаемся к гипотезам на доске). Какие новые понятия узнали? Что может быть источником информации? Можно ли наш урок назвать экспериментом? Оцените свою работу и работу вашей группы |
В диалоге с учителем подводят итоги урока. Проводят анализ своей деятельности в течение урока, самооценку и оценку работы группы |
Регулятивные: Оценка деятельности и самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: Построение речевого высказывания. Умение слушать собеседника. Личностные: Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, старанием. Познавательные: Структурирование знаний |
Рефлексия. Самооценка |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой толковый словарь русского языка : около 60000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 1286 с.
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки /авт.-сост. Н.Г. Юрина. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. 469 с.
3. Движение инфузорий [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JLlsKnyTI8k
4. Птенца белого киви показали журналистам [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7r7tejP9BBk
5. Киви, в чём польза [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_zc9IInmE6s
6. Фото нэцкэ [Электронный ресурс]. URL: http://humus.dreamwidth.org/4530888.html?style=light&view=flat.