УДК 372.4

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

© 2016

Антипова М.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара (Россия)

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) впервые результатом обучения младших школьников становится сформированность универсальных учебных действий, то есть совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования [2].
Среди прописанных в Стандарте (пункт 12) метапредметных результатов нам представляется необходимым выделить следующие:
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [1].
Достижение данных результатов конкретизируется в Примерной основной образовательной программе начального общего образования. В разделе «Планируемые результаты», пункте 2.1.2 «Формирование ИКТ-компетентности учащихся (метапредметные результаты)» прописано: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете» [3, с. 23].
Раздел «Программа формирования универсальных учебных действий» содержит подпрограмму «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которой прописан вклад каждого предмета. Рассмотрим вклад такого предмета, как «Литературное чтение»:
«Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио-фрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете» [3, с. 26].
Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для формирования умения работать в информационном пространстве, для развития универсальных учебных действий младшего школьника. На уроках литературного чтения ребята работают на интерактивной доске, в нетбуках в программе SMARTNotebook, со словарями и справочниками. Для системы контроля и мониторинга используем пульты системы PROClass.
Представляю фрагмент урока литературного чтения в 4 классе, отражающий опыт применения информационно-коммуникативной технологии, технологии создания учебных ситуаций по теме «Литературные сказки. Обобщение».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Технологические приемы, методы и средства обучения

Организационный момент

 

Приветствует детей, создает эмоциональный настрой урока, организует обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на позитивное общение.

Регулятивные УУД: проявление волевого усилия, самоконтроль в организации своего рабочего места.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Эмоциональное воздействие.

Формулирование темы урока

Просит детей сформулировать тему урока. Звучит песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» (музыка В. Дашкевича, стихи Ю. Кима)

- Ребята, как вы думаете, о чём будет наш урок?

- А кто любит читать и слушать сказки?

- Эпиграфом к нашему уроку литературного чтения будут слова А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки…»

 

Формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: логические умения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос.

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Актуализация знаний

 

Предлагает задания. Организует самостоятельную работу в парах по определению вида сказки.

- У вас на столах лежат красные карточки. На них – отрывок из сказки. У кого синяя – название сказки. Как только соединяется пара – выбираем вид сказки.

Внимательно слушают задание. Зачитывают отрывки из сказок, соединяют с названием, определяют вид сказки.

Регулятивные УУД: выполнять и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.

 

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Выявление и фиксация затруднений

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Обратите внимание: четыре пары ребят с видами сказок стоят в одной стороне, а одна пара – отдельно. Почему вы так решили? Как можно объединить эти группы сказок?

- Чем отличается литературная сказка от фольклорной?

Отвечают на вопросы учителя, испытывают затруднение в определении отличий авторской и фольклорной сказки.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Формулировка темы и цели урока

 

 

Подводит учащихся к формулировке учебной цели, создает  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Совместно с учителем формулируют учебную цель:

- Найти отличие авторской сказки от фольклорной.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: построение грамотного речевого высказывания.

Фронтальная работа.

Обобщение, наблюдение и систематизация

 

Развивает умение сравнивать эпитеты в фольклорных и авторских сказках на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в программе SMARTNotebook.

 

Выполняют задание в нетбуках, сравнивают эпитеты, обсуждают в парах правильность выбора.

Одна пара работает у доски с последующей проверкой.

Познавательные УУД:

анализ объектов.

Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи.

Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook

Парная работа. Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Развивает умение делать выводы о дополнении фольклорных эпитетов авторскими в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в  программе SMARTNotebook.

 

Выполняют задание в нетбуках, обсуждают в парах правильность выбора и делают вывод.

Проверка на интерактивной доске.

Познавательные УУД: логические умения.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи.

Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook.

Парная работа. Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Развивает умение находить отличие и сходство фрагментов литературной сказки А.С. Пушкина с фрагментами сказок няни великого классика – Арины Родионовны.

Мотивирует и организует самостоятельную деятельность обучающихся при выполнении задания.

- Ребята, к нам на урок пришла няня Александра Сергеевича со своими сказками. Ваша задача: внимательно прослушать отрывок сказки и найти в тексте авторской сказки А.С. Пушкина именно этот фрагмент. Для работы предлагаю вам объединиться в малые группы.

Внимательнослушают отрывки из сказок в исполнении девочки из класса (исполняет роль Арины Родионовны). Находят в группах и зачитывают фрагмент сказки.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться, распределять работу.

 

Работа в малых группах. Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

 

 

 

Напоминает детям о литературном состязании А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Предлагает понаблюдать за преображением немецкой сказки Б. Гримм «Шиповничек» в русскую сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна».

- Ребята. Какую еще авторскую сказку мы читали? Василий Андреевич Жуковский перевел сказку с немецкого языка, однако его сказка получилась русской. Подумайте, что именно делает её такой?

Делают вывод о литературном состязании  А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Выполняют задание на фоне музыки вальса из балета П.И Чайковского «Спящая красавица». Находят в малых группах сходство с русской сказкой (имена героев, детали быта и др.).

 

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться, распределять работу, умение строить устное высказывание, объясняя решение.

Работа в малых группах.  Самоконтроль.

Взаимоконтроль.  

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2014. 31 с.
2. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. М. : Просвещение, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://bershetperm.ru/pdf/formirovanie-inf-komp.pdf
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: fgosreestr.ru.

УДК 372.4

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

© 2016

Антипова М.В., учитель начальных классов

МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара (Россия)

 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) впервые результатом обучения младших школьников становится сформированность универсальных учебных действий, то есть совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования [2].

Среди прописанных в Стандарте (пункт 12) метапредметных результатов нам представляется необходимым выделить следующие:

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [1].

Достижение данных результатов конкретизируется в Примерной основной образовательной программе начального общего образования. В разделе «Планируемые результаты», пункте 2.1.2 «Формирование ИКТ-компетентности учащихся (метапредметные результаты)» прописано: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете» [3, с. 23].

Раздел «Программа формирования универсальных учебных действий» содержит подпрограмму «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которой прописан вклад каждого предмета. Рассмотрим вклад такого предмета, как «Литературное чтение»:

«Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио-фрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете» [3, с. 26].

Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для формирования умения работать в информационном пространстве, для развития универсальных учебных действий младшего школьника. На уроках литературного чтения ребята работают на интерактивной доске, в нетбуках в программе SMARTNotebook, со словарями и справочниками. Для системы контроля и мониторинга используем пульты системы PROClass.

Представляю фрагмент урока литературного чтения в 4 классе, отражающий опыт применения информационно-коммуникативной технологии, технологии создания учебных ситуаций по теме «Литературные сказки. Обобщение».


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Технологические приемы, методы и средства обучения

Организационный момент

 

Приветствует детей, создает эмоциональный настрой урока, организует обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на позитивное общение.

Регулятивные УУД: проявление волевого усилия, самоконтроль в организации своего рабочего места.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Эмоциональное воздействие.

Формулирование темы урока

Просит детей сформулировать тему урока. Звучит песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» (музыка В. Дашкевича, стихи Ю. Кима)

- Ребята, как вы думаете, о чём будет наш урок?

- А кто любит читать и слушать сказки?

- Эпиграфом к нашему уроку литературного чтения будут слова А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки…»

 

 

Формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: логические умения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос.

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Актуализация знаний

 

Предлагает задания. Организует самостоятельную работу в парах по определению вида сказки.

- У вас на столах лежат красные карточки. На них – отрывок из сказки. У кого синяя – название сказки. Как только соединяется пара – выбираем вид сказки.

Внимательно слушают задание. Зачитывают отрывки из сказок, соединяют с названием, определяют вид сказки.

Регулятивные УУД: выполнять и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.

 

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Выявление и фиксация затруднений

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Обратите внимание: четыре пары ребят с видами сказок стоят в одной стороне, а одна пара – отдельно. Почему вы так решили? Как можно объединить эти группы сказок?

- Чем отличается литературная сказка от фольклорной?

 

Отвечают на вопросы учителя, испытывают затруднение в определении отличий авторской и фольклорной сказки.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Формулировка темы и цели урока

 

 

Подводит учащихся к формулировке учебной цели, создает  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Совместно с учителем формулируют учебную цель:

- Найти отличие авторской сказки от фольклорной.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: построение грамотного речевого высказывания.

Фронтальная работа.

Обобщение, наблюдение и систематизация

 

Развивает умение сравнивать эпитеты в фольклорных и авторских сказках на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в программе SMARTNotebook.

 

 

Выполняют задание в нетбуках, сравнивают эпитеты, обсуждают в парах правильность выбора.

Одна пара работает у доски с последующей проверкой.

Познавательные УУД:

анализ объектов.

Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи.

Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook

 

Парная работа. Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Развивает умение делать выводы о дополнении фольклорных эпитетов авторскими в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в  программе SMARTNotebook.

 

 

Выполняют задание в нетбуках, обсуждают в парах правильность выбора и делают вывод.

Проверка на интерактивной доске.

Познавательные УУД: логические умения.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи.

Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook.

 

Парная работа. Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

Развивает умение находить отличие и сходство фрагментов литературной сказки А.С. Пушкина с фрагментами сказок няни великого классика – Арины Родионовны.

Мотивирует и организует самостоятельную деятельность обучающихся при выполнении задания.

- Ребята, к нам на урок пришла няня Александра Сергеевича со своими сказками. Ваша задача: внимательно прослушать отрывок сказки и найти в тексте авторской сказки А.С. Пушкина именно этот фрагмент. Для работы предлагаю вам объединиться в малые группы.

 

Внимательнослушают отрывки из сказок в исполнении девочки из класса (исполняет роль Арины Родионовны). Находят в группах и зачитывают фрагмент сказки.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться, распределять работу.

 

Работа в малых группах. Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

 

 

 

 

Напоминает детям о литературном состязании А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Предлагает понаблюдать за преображением немецкой сказки Б. Гримм «Шиповничек» в русскую сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна».

- Ребята. Какую еще авторскую сказку мы читали? Василий Андреевич Жуковский перевел сказку с немецкого языка, однако его сказка получилась русской. Подумайте, что именно делает её такой?

 

Делают вывод о литературном состязании  А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Выполняют задание на фоне музыки вальса из балета П.И Чайковского «Спящая красавица». Находят в малых группах сходство с русской сказкой (имена героев, детали быта и др.).

 

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться, распределять работу, умение строить устное высказывание, объясняя решение.

Работа в малых группах.  Самоконтроль.

Взаимоконтроль.  

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2014. 31 с.

2. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. М. : Просвещение, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://bershetperm.ru/pdf/formirovanie-inf-komp.pdf

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: fgosreestr.ru