УДК 372.4
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
© 2016
Антипова М.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара (Россия)
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) впервые результатом обучения младших школьников становится сформированность универсальных учебных действий, то есть совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования [2].
Среди прописанных в Стандарте (пункт 12) метапредметных результатов нам представляется необходимым выделить следующие:
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [1].
Достижение данных результатов конкретизируется в Примерной основной образовательной программе начального общего образования. В разделе «Планируемые результаты», пункте 2.1.2 «Формирование ИКТ-компетентности учащихся (метапредметные результаты)» прописано: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете» [3, с. 23].
Раздел «Программа формирования универсальных учебных действий» содержит подпрограмму «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которой прописан вклад каждого предмета. Рассмотрим вклад такого предмета, как «Литературное чтение»:
«Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио-фрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете» [3, с. 26].
Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для формирования умения работать в информационном пространстве, для развития универсальных учебных действий младшего школьника. На уроках литературного чтения ребята работают на интерактивной доске, в нетбуках в программе SMARTNotebook, со словарями и справочниками. Для системы контроля и мониторинга используем пульты системы PROClass.
Представляю фрагмент урока литературного чтения в 4 классе, отражающий опыт применения информационно-коммуникативной технологии, технологии создания учебных ситуаций по теме «Литературные сказки. Обобщение».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Технологические приемы, методы и средства обучения |
Организационный момент
|
Приветствует детей, создает эмоциональный настрой урока, организует обучающихся. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на позитивное общение. |
Регулятивные УУД: проявление волевого усилия, самоконтроль в организации своего рабочего места. Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Эмоциональное воздействие. |
Формулирование темы урока |
Просит детей сформулировать тему урока. Звучит песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» (музыка В. Дашкевича, стихи Ю. Кима) - Ребята, как вы думаете, о чём будет наш урок? - А кто любит читать и слушать сказки? - Эпиграфом к нашему уроку литературного чтения будут слова А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки…»
|
Формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные УУД: логические умения. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос.
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом. |
Актуализация знаний
|
Предлагает задания. Организует самостоятельную работу в парах по определению вида сказки. - У вас на столах лежат красные карточки. На них – отрывок из сказки. У кого синяя – название сказки. Как только соединяется пара – выбираем вид сказки. |
Внимательно слушают задание. Зачитывают отрывки из сказок, соединяют с названием, определяют вид сказки. |
Регулятивные УУД: выполнять и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.
|
Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
Выявление и фиксация затруднений |
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Обратите внимание: четыре пары ребят с видами сказок стоят в одной стороне, а одна пара – отдельно. Почему вы так решили? Как можно объединить эти группы сказок? - Чем отличается литературная сказка от фольклорной? |
Отвечают на вопросы учителя, испытывают затруднение в определении отличий авторской и фольклорной сказки. |
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос. |
Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
Формулировка темы и цели урока
|
Подводит учащихся к формулировке учебной цели, создает мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Совместно с учителем формулируют учебную цель: - Найти отличие авторской сказки от фольклорной. |
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: построение грамотного речевого высказывания. |
Фронтальная работа. |
Обобщение, наблюдение и систематизация
|
Развивает умение сравнивать эпитеты в фольклорных и авторских сказках на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в программе SMARTNotebook.
|
Выполняют задание в нетбуках, сравнивают эпитеты, обсуждают в парах правильность выбора. Одна пара работает у доски с последующей проверкой. |
Познавательные УУД: анализ объектов. Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи. Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook |
Парная работа. Самоконтроль. Взаимоконтроль. |
|
Развивает умение делать выводы о дополнении фольклорных эпитетов авторскими в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в программе SMARTNotebook.
|
Выполняют задание в нетбуках, обсуждают в парах правильность выбора и делают вывод. Проверка на интерактивной доске. |
Познавательные УУД: логические умения. Регулятивные УУД: самоконтроль. Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи. Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook. |
Парная работа. Самоконтроль. Взаимоконтроль. |
|
Развивает умение находить отличие и сходство фрагментов литературной сказки А.С. Пушкина с фрагментами сказок няни великого классика – Арины Родионовны. Мотивирует и организует самостоятельную деятельность обучающихся при выполнении задания. - Ребята, к нам на урок пришла няня Александра Сергеевича со своими сказками. Ваша задача: внимательно прослушать отрывок сказки и найти в тексте авторской сказки А.С. Пушкина именно этот фрагмент. Для работы предлагаю вам объединиться в малые группы. |
Внимательнослушают отрывки из сказок в исполнении девочки из класса (исполняет роль Арины Родионовны). Находят в группах и зачитывают фрагмент сказки. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение договариваться, распределять работу.
|
Работа в малых группах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
|
Напоминает детям о литературном состязании А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Предлагает понаблюдать за преображением немецкой сказки Б. Гримм «Шиповничек» в русскую сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». - Ребята. Какую еще авторскую сказку мы читали? Василий Андреевич Жуковский перевел сказку с немецкого языка, однако его сказка получилась русской. Подумайте, что именно делает её такой? |
Делают вывод о литературном состязании А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Выполняют задание на фоне музыки вальса из балета П.И Чайковского «Спящая красавица». Находят в малых группах сходство с русской сказкой (имена героев, детали быта и др.).
|
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: умение договариваться, распределять работу, умение строить устное высказывание, объясняя решение. |
Работа в малых группах. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2014. 31 с.
2. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. М. : Просвещение, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://bershetperm.ru/pdf/formirovanie-inf-komp.pdf
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: fgosreestr.ru.
УДК 372.4
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
© 2016
Антипова М.В., учитель начальных классов
МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара (Россия)
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) впервые результатом обучения младших школьников становится сформированность универсальных учебных действий, то есть совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования [2].
Среди прописанных в Стандарте (пункт 12) метапредметных результатов нам представляется необходимым выделить следующие:
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [1].
Достижение данных результатов конкретизируется в Примерной основной образовательной программе начального общего образования. В разделе «Планируемые результаты», пункте 2.1.2 «Формирование ИКТ-компетентности учащихся (метапредметные результаты)» прописано: «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете» [3, с. 23].
Раздел «Программа формирования универсальных учебных действий» содержит подпрограмму «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», в которой прописан вклад каждого предмета. Рассмотрим вклад такого предмета, как «Литературное чтение»:
«Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио-фрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете» [3, с. 26].
Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для формирования умения работать в информационном пространстве, для развития универсальных учебных действий младшего школьника. На уроках литературного чтения ребята работают на интерактивной доске, в нетбуках в программе SMARTNotebook, со словарями и справочниками. Для системы контроля и мониторинга используем пульты системы PROClass.
Представляю фрагмент урока литературного чтения в 4 классе, отражающий опыт применения информационно-коммуникативной технологии, технологии создания учебных ситуаций по теме «Литературные сказки. Обобщение».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Технологические приемы, методы и средства обучения |
Организационный момент
|
Приветствует детей, создает эмоциональный настрой урока, организует обучающихся. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на позитивное общение. |
Регулятивные УУД: проявление волевого усилия, самоконтроль в организации своего рабочего места. Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Эмоциональное воздействие. |
Формулирование темы урока |
Просит детей сформулировать тему урока. Звучит песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» (музыка В. Дашкевича, стихи Ю. Кима) - Ребята, как вы думаете, о чём будет наш урок? - А кто любит читать и слушать сказки? - Эпиграфом к нашему уроку литературного чтения будут слова А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки…»
|
Формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные УУД: логические умения. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос.
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом. |
Актуализация знаний
|
Предлагает задания. Организует самостоятельную работу в парах по определению вида сказки. - У вас на столах лежат красные карточки. На них – отрывок из сказки. У кого синяя – название сказки. Как только соединяется пара – выбираем вид сказки. |
Внимательно слушают задание. Зачитывают отрывки из сказок, соединяют с названием, определяют вид сказки. |
Регулятивные УУД: выполнять и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.
|
Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
Выявление и фиксация затруднений |
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Обратите внимание: четыре пары ребят с видами сказок стоят в одной стороне, а одна пара – отдельно. Почему вы так решили? Как можно объединить эти группы сказок? - Чем отличается литературная сказка от фольклорной?
|
Отвечают на вопросы учителя, испытывают затруднение в определении отличий авторской и фольклорной сказки. |
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для классификации. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать; умение строить устное высказывание, отвечая на вопрос. |
Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
Формулировка темы и цели урока
|
Подводит учащихся к формулировке учебной цели, создает мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Совместно с учителем формулируют учебную цель: - Найти отличие авторской сказки от фольклорной. |
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: построение грамотного речевого высказывания. |
Фронтальная работа. |
Обобщение, наблюдение и систематизация
|
Развивает умение сравнивать эпитеты в фольклорных и авторских сказках на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в программе SMARTNotebook.
|
Выполняют задание в нетбуках, сравнивают эпитеты, обсуждают в парах правильность выбора. Одна пара работает у доски с последующей проверкой. |
Познавательные УУД: анализ объектов. Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи. Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook
|
Парная работа. Самоконтроль. Взаимоконтроль. |
|
Развивает умение делать выводы о дополнении фольклорных эпитетов авторскими в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Предлагает выполнить задание в персональных нетбуках в программе SMARTNotebook.
|
Выполняют задание в нетбуках, обсуждают в парах правильность выбора и делают вывод. Проверка на интерактивной доске. |
Познавательные УУД: логические умения. Регулятивные УУД: самоконтроль. Коммуникативные УУД: развитие грамотной речи. Формирование ИКТ-компетентности: умение работать в программе SMARTNotebook.
|
Парная работа. Самоконтроль. Взаимоконтроль. |
|
Развивает умение находить отличие и сходство фрагментов литературной сказки А.С. Пушкина с фрагментами сказок няни великого классика – Арины Родионовны. Мотивирует и организует самостоятельную деятельность обучающихся при выполнении задания. - Ребята, к нам на урок пришла няня Александра Сергеевича со своими сказками. Ваша задача: внимательно прослушать отрывок сказки и найти в тексте авторской сказки А.С. Пушкина именно этот фрагмент. Для работы предлагаю вам объединиться в малые группы.
|
Внимательнослушают отрывки из сказок в исполнении девочки из класса (исполняет роль Арины Родионовны). Находят в группах и зачитывают фрагмент сказки. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение договариваться, распределять работу.
|
Работа в малых группах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.
|
|
Напоминает детям о литературном состязании А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Предлагает понаблюдать за преображением немецкой сказки Б. Гримм «Шиповничек» в русскую сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». - Ребята. Какую еще авторскую сказку мы читали? Василий Андреевич Жуковский перевел сказку с немецкого языка, однако его сказка получилась русской. Подумайте, что именно делает её такой?
|
Делают вывод о литературном состязании А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Выполняют задание на фоне музыки вальса из балета П.И Чайковского «Спящая красавица». Находят в малых группах сходство с русской сказкой (имена героев, детали быта и др.).
|
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: умение договариваться, распределять работу, умение строить устное высказывание, объясняя решение. |
Работа в малых группах. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2014. 31 с.
2. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. М. : Просвещение, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://bershetperm.ru/pdf/formirovanie-inf-komp.pdf
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: fgosreestr.ru