УДК 37.01

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Иванова Л.А.,
старший преподаватель  кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Тузков А.П.,
старший преподаватель кафедры инженерной подготовки
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Самара (Россия)
Тузкова Н.Г.,
учитель географии
МБОУ «Школа № 85», Самара (Россия)

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе. Очевидна также связь между природными условиями и здоровьем человека. В настоящее время перед людьми стоит задача охраны здоровья и жизни человека как составной части природы.
Решению данной задачи помогают экологические туристические походы по родному краю.
Особенность процесса экологического воспитания в таких походах состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. Давно замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи, которые есть у нас в Самарской области: река Волга, Жигулёвские горы, поля, леса, степи, озёра и т. п. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм. В сохранении здоровья людей и их оздоровлении важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам (село Ширяево считается «Волжской Швейцарией» по количеству солнечных дней в году и количеству осадков), речному, горному и лесному воздуху, минеральным водам и целебным грязям, которыми богата наша область. Туристические маршруты по Самарской Луке позволяют полнее изучить Самарский край, узнать и полюбить его красоты. Путешествия могут быть пешеходные, автомобильные, автобусные, речные, велосипедные. В нашем крае есть такие места, которые достойны внимания любознательного путешественника. Одним из самых интересных и загадочных мест являются Жигулёвские горы и национальный парк Самарская Лука. Привлекательными местами являются село Подгоры, гора Манчиха, Каменное озеро, «Волшебное дерево», Крестовая поляна и Верблюд-гора, село Ширяево, Каменная Чаша, Дом-музей И.Е. Репина и многие другие [1, с. 104].
Экологические туристические походы – это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Данные факторы способствуют укреплению здоровья человека. Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстановление работоспособности.
Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие ученые. Установлено улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, проявляющееся в увеличение ударного объема крови, увеличение мощности вдоха, выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Так, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины – пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов – в лыжных. Многолетние (4–5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем [2, с. 87].
В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточности движения. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры дают лишь 11% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. [3, с. 307].
Кроме того, дети могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством, разнообразием и взаимодействием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т. д. И, что важно, могут своими глазами увидеть антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) одним из планируемых личностных образовательных результатов обучения должна стать сформированность экологической культуры, заключающаяся в осознании ответственного, бережного отношения к окружающей среде, а также получении опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [4, с. 7]. Следовательно, формирование экологической культуры должно осуществляться и в рамках внеурочной деятельности. Мы считаем, что «экологизация» туристической деятельности во многом способствует формированию вышеперечисленных образовательных результатов.
МБОУ Школа № 85 г.о. Самара работает в рамках реализации программы развития «Школа укрепления здоровья. Здоровое поколение». Здесь проводятся мероприятия для укрепления здоровья школьников через участие в экологических туристических походах по родному краю.
Туристические маршруты, разработанные учителями школы, имеют большое значение для изучения экологии родного края. Они знакомят экскурсантов с разными объектами природы, испытывающими антропогенную нагрузку, позволяют передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создают предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация походов способствует:
– проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
– созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
– приобретению педагогами и воспитателями опыта образовательно-воспитательной работы с детьми в природных условиях;
– изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы, дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы;
– формированию прикладных, жизненно необходимых умений и навыков, развитие ориентировки в экстремальных ситуациях
– укреплению здоровья детей.
Реализация такой работы основана на принципе приоритета оздоровления детей как основной ценности, позволяет создать единое пространство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; обеспечить взаимосвязь с семьёй и социальной средой.
В ходе наблюдений за детьми, участвующими в туристических походах, педагоги отметили у них снижение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ в течение всего учебного года.
Таким образом, мы считаем, что экологический туризм способствует укреплению здоровья, развитию познавательных УУД, воспитанию волевых качеств, помогает учащимся расти физически и духовно, познавать влияние природы на здоровье человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура : учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М. : Мастерство, 2002. 152 с.
2. Зелёная книга Поволжья. Самара : Самарское книжное издательство, 1995. 352 с.
3. Мокеев С.В., Пономаренко В.В. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности // Сборник XІІ Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XΧІ века». 3–4 июня 2014 г. Самара : СИПКРО, 2014. 342 с.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. 39 с.