УДК 37.01

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

© 2016

Иванова Л.А.,
старший преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Горшкова О.А.,  
директор МБОУ «Школа № 155», Самара (Россия)

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время в этой области просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Анализ учебных курсов с экологической направленностью показывает, что вне поля зрения остаётся изучение экологии человека и, как следствие, не решается  проблема сохранения и укрепления здоровья человека. Взаимоотношение человека с окружающим миром рассматривается только со стороны влияния человека на природу и охраны окружающей среды. Эта однобокость приводит к тому, что в процессе обучения не достигается одна из важнейших целей экологического образования младших школьников, а именно: становление практически-деятельного отношения к своему здоровью на основе экологических связей.
Осознание себя как биосоциального существа, генетически связанного с другими формами жизни, формируется в средней и старшей школе. Формирование же экологических ориентаций – установок отношения к человеку как к части природы, необходимо осуществлять на этапе начального образования.
В имеющейся научно-методической литературе недостаточно освещены принципы и методы формирования знаний об экологии человека с оздоровительным направлением.
Для изучения данной проблемы было проведено исследование. Пятидесяти учащимся третьих классов, изучающим экологию, в ходе беседы предлагалось определить место человека в конкретной экологической цепочке, где, наряду с самим человеком, присутствовали мышь и зерно. Испытуемые приводили различные примеры влияния человека на мышей, правильно устанавливали пищевые связи, но никто из них не смог связать с человеком инфекционные заболевания, передающиеся людям от грызунов. Таким образом, выявлено, что учащиеся не имеют представление о природной очаговости некоторых опасных инфекционных заболеваний [1]. На повестку дня встаёт необходимость изучения сути их возникновения: человек может заразиться от животных, проживая в местах их обитания или случайно оказавшись там. Эти знания и соблюдение правил поведения с животными, могут сохранить человеку здоровье и жизнь.
Следующей целью беседы с испытуемыми было выявление знаний о влиянии состояния окружающей среды на здоровье человека. Учащиеся показали хорошее знание самих отрицательных факторов: загрязнение воздуха, воды, почвы. 70% опрашиваемых назвали болезни, возникающие из-за данных факторов – болезни лёгких и кишечника. Но никто не назвал такую патологию людей, как аллергия. Вопрос аллергизации населения в современном мире стоит довольно остро. Знание видов аллергенов может значительно сократить число заболевших. Тем более что некоторые виды аллергии возникают из-за аутоаллергенов – кусочков тканей, повреждённых при ожогах или обморожениях. После изучения данного вопроса те же учащиеся чётко определили правила поведения, которые помогут им избежать болезни или облегчить состояние при уже имеющейся аллергии.
Был проведён ещё один эксперимент, целью которого было выяснить насколько понятна для учащихся 7–11 лет связь между неблагополучной экологической обстановкой и онкологическими заболеваниями, а также их умение применять полученные знания в жизни. С разновозрастной группой из 10 человек было проведено занятие по теме «Канцерогенные вещества», на котором в доступной форме, с использованием изобразительных наглядных пособий педагог объяснил, откуда берутся канцерогены и как они влияют на организм человека, животных и растений, а также ознакомил учащихся с действием ультрафиолетового излучения. При проверке полученных знаний в конце занятия было отмечено полное понимание темы всеми возрастными группами. Данный эксперимент включал в себя и опрос родителей испытуемых через неделю после занятия. 90% родителей рассказали, что их дети предпочли варёную пищу жареной на масле, объяснив, что при жарке выделяются канцерогены. Причём, термин «канцерогенные вещества» (греч. «рождающие рак») запомнили 100% испытуемых [1]. 85% участвующих в эксперименте рассказали своим родителям о воздействии на кожу ультрафиолетового излучения и объяснили им, как надо правильно загорать на солнце. После проведения данного эксперимента был сделан вывод о том, что дети младшего школьного возраста хорошо усваивают материал и успешно применяют его в быту. Известно, что в младшем школьном возрасте информация усваивается и запоминается на всю жизнь [2] .
Таким образом, приобщение школьников к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья на основе единства рационального познания природного и социального окружения человека – это формирование экологической культуры [3] , это национальная задача, которую лучше всего решать, начиная с обучения экологии человека детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. 576 с.
2. Симонова Л.П.Экологическое образование в начальной школе. М. : Академия, 2000. 160 с.
3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М. : Педагогическое общество России, 2006. 176 с.