УДК 37.037

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016

Бекеев Д.Д.,
учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 3 пгт. Смышляевка,
старший преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Охрана здоровья детей и подростков является предметом заботы государства, поэтому одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием, является воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил [1, с. 44].
В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 51 «Об охране здоровья обучающихся, воспитанников») сказано, что образовательные организации должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников [2, с. 87].
Федеральный государственный образовательный стандарт говорит нам о том, что образовательный и воспитательный процесс в образовательной организации должен быть выстроен на основе применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Другими словами, использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в урочной и внеурочной деятельности призваны педагоги всех категорий [3, с. 64].
Традиционно считается, что заниматься здоровьесбережением обучающихся в образовательной организации прерогатива учителей физической культуры. Не возникает сомнений, что физическая культура играет важную роль в формировании и сохранении здоровья обучающихся.
В рамках данной статьи мы рассмотрим один из возможных вариантов интеграции экологического знания в область физической культуры, поскольку для здоровьесбережения обучающихся следует иметь в виду необходимость формирования в том числе и экологической культуры личности. Предлагаем рассмотреть интеграцию знаний по экологии в рамках внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности, которая способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся [4, с. 112].
В настоящее время опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии [5; 6; 1]. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень занятий. Однако задача образовательной организации состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Экология нередко понимается как «макроэкология», то есть широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию. Обучить ребенка такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы внеурочной деятельности: занятия в кружке, экскурсии, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия; так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия [4, с. 86].
Автором статьи разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп пятиклассника». Данный кружок является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса. Занятия в кружке – это органичное продолжение учебных занятий по физической культуре. Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
В данной программе внеурочной деятельности решаются следующие задачи экологического воспитания обучающихся:
– расширение формирующихся в процессе игровой деятельности экологических представлений пятиклассников;
– углубление теоретических знаний обучающихся, в том числе и в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды;
– знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
В программе используются интерактивные методы образования, позволяющие адаптировать сложные, в том числе экологические и физиологические понятия. В программе внеурочной деятельности используются игры экологической направленности, сконструированные согласно способам, предложенным Дж. Корнеллом [6].
Приведем несколько примеров игр с экологической направленностью, используемых в программе кружка «Спортивный калейдоскоп пятиклассника».
Игра «Против ветра». Игра проводится на стадионе. Время проведения: весна или осень, ветреный день. Условия игры-эстафеты: пробежать как можно быстрее дистанцию с различными по площади и конструкции предметами в руках. Обучающиеся делятся на две команды. Каждый ребенок, как и в любой эстафете, должен пройти несколько этапов: а) бег против ветра с большим листом фанеры в руках, помещенным перед собой (можно с раскрытым большим зонтиком, причем его используют в двух положениях: ручкой к себе и от себя); б) бег со щитом в виде угла, расположенного вдоль тела, внутри прикреплена ручка; в) бег с палкой в вытянутых руках. Каждый этап эстафеты фиксируется во времени.
После такого спортивного мероприятия появляется предмет для обсуждения. Школьники сами приходят к выводу о наиболее подходящей форме тела животного, приспособленного к быстрому бегу на открытых пространствах, где обычны сильные ветры. Здесь осваиваются как экологические закономерности (приспособление к увеличению скорости передвижения организмов в воздушной среде), так и законы физики, на которых они основаны.
Игра «Спасаемся от холода». Место проведения игры: школьный двор. Время проведения: зимний день. Во время занятия детям предлагается придумать, как можно спастись от зимней стужи. Это могут быть прыжки на месте, догонялки, постройка снежной крепости, надевание толстой шубы, укрытие за имеющимися во дворе постройками, забором и др. Тут же свои варианты они должны применить на практике. В ходе игры дети вспоминают и имитируют движения животных, спасающихся от холода тем или иным способом (энергично прыгает и бегает заяц; укутывается в толстую шубу лиса; мыши, хомяки, медведи прячутся в снегу и теплых норах; птицы используют различные защищающие от ветра укрытия, нахохливаются, греют друг друга, сбиваясь в тесные компании; травы и кустарники прячутся под снежным одеялом и т. п.). Человек в разных ситуациях может использовать эти варианты. Впоследствии здесь же (на улице или в помещении) дети один за другим описывают свой способ спасения от холода. Можно предложить другим участникам занятия назвать животных или растения с подобным вариантом защиты, нарисовать этот организм. Затем дети обмениваются мнениями о том, чья защита от холода эффективнее.
Итак, необходимое для гармоничного развития обучающихся экологическое воспитание и двигательная активность, посредством которой осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой и его приспособление к изменяющимся условиям среды, являются необходимой формой работы для достижения гармонии в развитии личности. Экологические здоровьесберегающие технологии, используемые в подвижных играх внеурочной деятельности, помогают воспитывать у обучающихся любовь к природе, стремление заботиться о ней, способствуют приобщению учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность и укрепляющим физическое и духовно-нравственное здоровье обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И.Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 43–54.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn/2974
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/543
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
5. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология человека. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 343 с.
6. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми (перевод с англ. Е. Ламановой, Е. Кочетковой). Владивосток : ИСАР – Дальний Восток 1999. 103 с.