УДК 159.9

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОПАГАНДЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

© 2016

Ярушкин Н.Н.,
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Для современного периода характерно острое политическое противостояние Запада и России, которое отражает не прежнюю идеологическую конфронтацию, а борьбу разных подходов к модели дальнейшего развития общества. Западная модель явно предполагает доминирование западных ценностей, оставляя на втором плане ценности и жизненные интересы всех остальных народов, включая Россию. При этом используются различные средства, в том числе замаскированные формы поощрения экстремизма и терроризма, что в настоящее время наблюдается в Сирии, а до этого – в Ливии, Ираке, на Украине и на Кавказе. Используются давно проверенные методы воздействия на противоположную сторону: «Разделяй и властвуй» и «Цель оправдывает средства».
Наряду с попытками силовыми методами решить все вопросы в свою пользу, все больше внимания обращается на психологическую обработку населения противоположной стороны с помощью информационных технологий. Эти технологии широко используют массовые коммуникации в целях эффективного воздействия на сознание и поведение людей.
С.П. Расторгуев [1], ссылаясь на высказывание одного из руководителей Пентагона, определяет цель информационной войны, которая состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума. Скрытость многих информационных воздействий имеет не последнее значение при применении информационного оружия, то есть объект этих воздействий может вовсе и не замечать тех изменений, которые происходят в его сознании.
Одним из серьезных преимуществ информационного оружия является его относительная дешевизна по сравнению с другим видом вооружения. По критерию эффективность/стоимость оно значительно выигрывает у любого другого вида оружия. Цель любой войны заключается в изменении поведения противника, в постановке его на то место, где его хотелось бы видеть. Но если все предыдущие войны вели к желаемому результату через запугивание и уничтожение, то при информационной войне это делается непосредственно, напрямую.
Особое место в таком информационном воздействии отводится Интернету, который стал мощным средством психологического «зомбирования» части населения с помощью различных приемов манипулирования сознанием людей. По мнению Е.Л. Доценко [2], манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Опасной особенностью манипуляции является то, что она характеризуется скрытым воздействием на людей с опорой на их автоматизмы и стереотипы. При этом широко используются такие ее формы, как провокация, обман, интрига.
Наиболее часто используется искажение информации, которое варьируется от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.  Другой прием – утаивание информации, что в наиболее полном виде проявляется в умолчании, сокрытии определенных тем. Широко используется прием частичного освещения или избирательной  подачи материала [3].
Нередко такое психологическое воздействие осуществляется с целью формирования враждебного отношения к людям иной расы, национальности, веры, культуры, политических взглядов. При этом эксплуатируются человеческие влечения, которые должны действовать безотказно: потребность в безопасности, чувстве общности и т. д. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможна тогда, когда организатору воздействия известны специфические качества интересующего его слоя населения или группы людей.
Анализ современной ситуации показывает, что интернет-ресурсы в настоящее время становятся решающим фактором в борьбе за умы людей. В первую очередь, такое воздействие направлено на российскую молодежную аудиторию, не имеющую жизненного опыта и четких жизненных ориентиров. Кроме того, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения России, упор делается на наиболее «живучие» стереотипы и предрассудки: этнические, националистические, религиозные и т. д.
Среди различных негативных информационных материалов в интернет-ресурсах чаще всего встречаются проявления национализма и религиозной нетерпимости, что может способствовать формированию негативных чувств и побуждений к деструктивному поведению у некоторой части аудитории. Опрос студентов показал, что 44% из них сталкивались в Интернете с подобными материалами.
При этом используются разнообразные средства психологического воздействия и манипуляции с целью создания нетерпимого и неприязненного отношения представителей одних этнических групп к другим в виде оскорбительных высказываний, порочащих фотографий и рисунков, что способствует возбуждению взаимной неприязни и агрессии, тем самым провоцируя условия возникновения межэтнических конфликтов в обществе.
Для привлечения внимания и оказания более значимого воздействия на сознание воспринимающей аудитории используются приемы комбинированного психологического влияния: вербальные и невербальные средства, музыка, пение, шумовые и световые эффекты, остросюжетные кадры и т. д.
Не меньшую угрозу для общества представляет собой стремление играть на религиозных чувствах людей. Например, анализ информации некоторых сайтов указывает на их стремление возбудить неприязнь и страх по отношению к мусульманам, а других сайтов – направленность на дискредитацию Русской православной церкви. Результатом таких информационных спекуляций на почве этнических и религиозных проблем могут возникать определенные деформации сознания, в первую очередь, у молодежной аудитории и, как следствие, обострение межэтнических и межконфессиональных конфликтов в российском обществе.
При этом широко используются различные манипулятивные приемы, имеющие адресную направленность. Рассмотрим основные направления манипулятивного воздействия, представленные в некоторых материалах Интернета.
Одно из направлений связано с формированием нетерпимого и неприязненного отношения к людям неславянской принадлежности, в частности, к представителям кавказских и среднеазиатских республик. Основанием для такого вывода могут служить используемые в материалах Интернета оскорбительные прозвища людей данных национальностей. Целенаправленному формированию негативных психологических установок по отношению к представителям неславянских народов способствует не только содержание материалов, но и достаточно обширный арсенал изобразительных средств в виде различных фотографий, рисунков, националистической символики.
Другое направление: делается попытка через внушение аудитории опасности, исходящей от ислама, призвать ее к активному противостоянию. Систематическое восприятие подобной информации может способствовать некоторым структурным изменениям личности: мировоззренческих позиций, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации, социальных установок.
Третье направление: представленные на исследование материалы направлены на формирование нетерпимого и неприязненного отношения к русским людям, которое проявляется в оскорбительных названиях представителей данной национальной общности. Формирование неблагоприятного образа России и россиян и созданию на этой почве негативных социальных настроений и установок, благоприятствующих восприятию экстремистских призывов по отношению не только граждан России, но и граждан Украины русской национальности. Вторая цель данных материалов заключается в стремлении подтолкнуть украинцев к насильственным действиям по отношению к русским.
Четвертое направление: антисемитская пропаганда – целенаправленное формирование негативных психологических установок по отношению к евреям. Этому способствует не только содержание материалов, но и их форма в виде песенного жанра, в котором садистские насильственные действия представлены в виде своеобразного массового развлекательного шоу.
Пятое направление: формирование ненависти и страха перед мигрантами. Используются различные визуальные приемы для создания у читателя чувства страха и незащищенности перед увеличивающимся потоком мигрантов. При этом используются ряд других приемов.
Так, на изменение личности подобные материалы могут оказать влияние при многократном обращении к ним. В этом случае в структуре личности претерпевают изменение такие важные ее составляющие, как убеждения, ценностные ориентации, мотивация, идеалы, жизненные цели и т. д., что способствует формированию у коренного населения негативных социальных стереотипов в форме предубеждений, которые впоследствии в значительной мере могут определять отрицательное отношение и поведение ко всем этим группам.
Комбинированные приемы воздействия: сначала у пользователей сайта формируется негативное отношение к представителям кавказских народов и государственной власти, а затем происходит переход к призывам к конкретным насильственным действиям по отношению к ним.
Формируются негативные социальные установки у аудитории. Являясь элементами структуры личности, эти установки могут способствовать деформации личности и оказывать воздействие на ее поведенческие реакции.
Одно из направлений: стремление к оказанию психологического воздействия на аудиторию верующих. Признаком такого воздействия является комплексное использование таких средств, как эмоциональный «разогрев» аудитории с помощью ритмичной музыки, пения, танцевальных движений, проведение проповеди с использованием элементов манипулирования, которые проявляются в стремлении сформировать у верующих чувство выраженной идентификации к конкретной религиозной секте. Умело используемые психологические средства воздействия на аудиторию оказывают на нее существенное психологическое влияние, это проявляется в групповом ритме движений и песнопениях. Пение проповедника сопровождается профессиональной «подтанцовкой». Все это способствует в массовой аудитории возникновению эффекта «эмоционального заражения» и снижению уровня рационального мышления.
Внушенное психическое состояние аудитории создает благоприятные условия для формирования у нее желаемой для организаторов данного мероприятия психологической установки, то есть психологической готовности к какому-то конкретному поведению.
В немалой степени приобщению людей к данному религиозному сообществу способствует достаточно насыщенная программа работы с различными категориями прихожан (праздник пожилого человека, еврейские курсы, ночная молитва, концерты, кинопоказы, участие в конференциях, в том числе в Москве).
В целях психологического воздействия проводится подтасовка, передергивание фактов и стремление сформировать ложные представления у российской общественности о якобы сформировавшейся в стране практике  политических преследований людей, не согласных с проводимой в стране государственной политикой, прослеживается стремление придать политическую окраску некоторым резонансным уголовным делам. Например, Сергею Магнитскому создают имидж борца с коррупцией среди государственных чиновников и пострадавшего за эту борьбу, хотя подозревался он, наоборот, в участии в финансовых махинациях.
Эксплуатируется тема патриотизма русских, при этом не принимаются во внимание многонациональный состав России и права каждой нации в ней, что, безусловно, провоцирует межнациональную рознь и межнациональные конфликты в стране. В адрес людей иной национальности в содержании стенограммы допускаются оскорбления, унижающее человеческое достоинство. Имеются призывы к конкретным насильственным действиям. Всё это может порождать ответные такие же негативные и агрессивные реакции со стороны представителей национальных меньшинств России. Тем самым создаются условия для проявлений экстремизма и межнациональных конфликтов внутри страны.
Пропагандируются культ силы и образ белого сверхчеловека, что соответствует нацистской идеологии.
Для пропаганды радикального национализма используются не только рисуночные, словесные, но и вокало-музыкальные средства, с помощью которых усиливается внушающий эффект представленной информации.
Следует учитывать масштабность этого воздействия: общая численность пользователей персональных страниц сети «ВКонтакте», зарегистрированных с указанием страны «Россия», составляет десятки тысяч человек, поэтому с содержанием этих страниц может ознакомиться неограниченное число лиц.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящем противоречивом мире с помощью самых современных информационных технологий осуществляется попытка переформатировать сознание молодого поколения, используя при этом различные манипулятивные приемы. Поэтому важнейшей профилактической задачей должно быть формирование у молодежи понимания негативного воздействия различных информационных технологий на деформацию ее сознания, а также умений противостоять соответствующим манипулятивным приемам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Расторгуев С.П. Информационная война. М. : Издательство «Радио и связь», 1998. 221 с.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.
3. Goodin R.E. Manipulatory politics.Yale U.Pr. N. Haven; L., 1980. 250 p.