УДК 37.01

ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ В УСЛОВИЯХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Ширшова И.А.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка (Россия)

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории [1, с. 37–40].
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Конечно, ценности личности, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственно-патриотическое развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, а  вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2, с. 30]. Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание [2, с. 31].
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Для организации такого пространства наша школа взаимодействует, прежде всего, с семьями учащихся, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для нравственно-патриотического развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Например, я веду дополнительные кружки «Юный патриот», «Моя малая Родина», внеклассные уроки «Основы православной культуры».
При организации внеурочной деятельности школьни¬ков необходимо понимать различие между результатами и эф¬фектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре¬одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб¬рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув¬ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия («действие для людей и на людях»), спектра занятий, направленных на развитие школьника [3, с. 81–86].
При организации внеурочной деятельности младших школьников я учитываю, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Я использую разные формы внеурочной деятельности для достижения ре¬бенком первого уровня результатов. Это конкурсы и выставки рисунков; тематические классные часы; этические беседы; разведение комнатных цветов; акция «Помоги природе» и т. д.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти¬ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят¬ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы¬хода в пространство общественного действия (то есть достиже¬ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени¬ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со¬циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж-ны быть в известной степени ограниченны.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос¬ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структур¬но близких форм.
Первый уровень результатов, может быть достигнут относи¬тельно простыми формами, второй уровень – более сложны¬ми, третий уровень –самыми сложными формами внеуроч¬ной деятельности. Например, в такой форме проблемно-ценностного обще¬ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно¬го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос¬новной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни¬ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер¬стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про¬веряет свои ценности) [3,с. 87–88].
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру¬гие формы –дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица¬тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от¬ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно-гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу.
Такая необходимость диктуется другой формой – проб¬лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер¬тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре¬де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) [3, с. 89–94].
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива. Вместе с тем, в ближайшее время педагогу приходиться  работать в условиях:
– расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
– плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
– резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
– ограниченности общения со сверстниками;
– неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
– разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности [4, с. 19–21].
Сегодня для нашего образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Поэтому учащихся моего класса и воспитанников внеклассных занятий я вовлекаю в исследовательские проекты, например, долгосрочный проект «70 лет Победе в ВОВ», «Украшаем школьную клумбу» (третий год мы работаем на пришкольном участке вместе с родителями). Участвуем с детьми в научно-исследовательских православных конференциях на уровне школы, района, округа, области. Проводим творческие встречи с ветеранами ВОВ и труда, «горячих точек»; совместные с родителями спортивные мероприятия, субботники, различные акции («День пожилого человека», «Доброе дело» и пр.), очные и заочные экскурсии по памятным местам нашей страны, в ходе которых обучающиеся учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Древние философы говорили, что воспитание – это сложный и длительный процесс ответов на вопросы:
– Что мы воспитываем?
– Как мы воспитываем?
– Зачем мы воспитываем?
Организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе является одним из важнейших направлений в приобщении к базовым национальным ценностям, показателем сформированности социального опыта детей, а нравственные нормы формируются, прежде всего, на патриотизме – это не только любовь к Родине, это чувство самоуважения, благородство и стремление трудиться на благо своей страны. Это осознание и оценка учеником самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведении [5, с. 88].
Главный результат нравственного и патриотического воспитания в начальной школе – это совместный поиск любого нравственного решения, чтобы создать сплоченный и дружный классный коллектив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исенко С.П. Духовно-нравственное воспитание учащихся в государственной системе образования // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 8. С. 37–42.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
3. Клепикова В.Н. Этические ситуации: Как спроектировать этические ситуации, влияющие на развитие у учащихся способности к нравственному самоопределению? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5. С. 81–94.
4. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 1. С. 19–21.
5. Новая иллюстрированная энциклопедия. М. : ООО «Мир книги» Научное издательство, «Большая Российская энциклопедия», 2003, Т. 16.