УДК 159.9 + 37.01

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ

© 2016

Соловова Н.А.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

В эпоху глобализации, миграции народов, конфликтов на религиозной и этнической почве становятся крайне актуальными вопросы создания концепции формирования этнической идентичности представителей подрастающего поколения. Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
В публикациях последних лет исследователи проблем формирования этнической идентичности опираются на концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе, разработанную в 1951 году Ж. Пиаже [1]. Очевидно, что стремительные изменения мирового сообщества требуют современных исследований в области формирования этнической идентичности.
Развитие этнической идентичности швейцарский ученый Ж. Пиаже рассматривает как овладение понятием «родина», называя три этапа в ее формировании:
1) в 6–7 лет – первые знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для ребенка являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) в 8–9 лет ребенок идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык, просыпаются национальные чувства;
3) в 10–11 лет – этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
В последние годы формирование этнической идентичности у современных дошкольников происходит в пространстве семьи и детского сада. Как правило, такое пространство является поликультурным, поэтому воспитание получило характер поликультурного. Поликультурное воспитание, включает организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Кроме того, активное применение получили термины «кросскультурное образование», «межкультурное образование», «интеркультурное образование», «двукультурное образование» и т. п. [2].
Созданием и апробацией системы поликультурного воспитания занимается коллектив нашей автономной дошкольной образовательной организации «Город Детства» (АНО ДО «Город Детства» г.о. Кинель). Актуальность создания системы поликультурного воспитания в условиях детского сада доказывают результаты проведенного анкетирования родителей и педагогов, а также арт-диагностика воспитанников по поликультурному направлению в «Городе детства».
Анкетирование родителей позволило выявить следующее:
– 87% анкетируемых родителей – представители русской народности;
– 13% – представители мордовской, татарской, армянской, казахской, украинской народности;
– 64% анкетируемых родителей не знают и не соблюдают традиции своей народности;
– 89% родителей поддерживают поликультурное направление в воспитательно-образовательном процессе АНО ДО «Город Детства»;
– 71% согласны с формированием гражданственности своего ребенка и толерантного отношения к другим представителям народов Поволжья.
Анкетирование педагогов позволило выявить следующее:
– 92% педагогов поддерживают поликультурное направление в воспитательно-образовательном процессе АНО ДО «Город Детства»;
– 98% педагогов готовы учиться и реализовывать проекты поликультурной направленности;
– 77% педагогов считают актуальным данное направление работы.
Арт-диагностика детей показала:
– 20% детей не знают свою народность;
– 78% с воодушевлением воспринимали информацию о различных народностях.
В ходе диагностики особенностей формирования этнической идентичности в поликультурной среде детского сада были выявлены основные проблемы и противоречия:
1. Отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании.
2. Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность считать свою культуру лучшей, отвергая стандарты другой культуры как худшие, неправильные.
3. Этнические стереотипы, то есть упрощенные образы этнических групп.
Продемонстрируем этнические стереотипы, то есть упрощенные образы этнических групп в сознании воспитывающих взрослых. В проведенном анкетировании педагогов получены данные, свидетельствующие о приписывании определенных черт представителям разных национальностей (рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты анкетирования педагогов
11 15

На рисунке видно, что анкетируемые более высоко оценили положительные качества представителей русской национальности  и менее высоко оценили по некоторым качествам дагестанцев, узбеков, таджиков и др. Как видим, наличествуют социальные стереотипы восприятия людей разных национальностей.
Анализ полученных данных позволил сформулировать основные ориентиры системы формирования этнической идентичности дошкольников в условиях поликультурного воспитания. Основным ориентиром, на наш взгляд, должно стать объединение подходов к формированию этнической идентичности у всех воспитывающих детей взрослых, то есть создание единого поликультурного пространства – «семья-детский сад», построенного на принципах плюрализма, равенства, объединения.
В качестве характеристик данной системы в нашей дошкольной образовательной организации определены функции, цель, задачи поликультурного воспитания.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
– формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
– воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
– развитие компетенций взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Цель поликультурного воспитания – формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей
Задачами поликультурного образования являются:
– полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
– формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
– воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
– создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
– формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
– воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
– ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
– формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты;
– формирование чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической» памяти, пробуждение интереса к своей «малой» родине, историческим памятникам своего народа;
– создание условий для сохранения и развития родного языка, народной культуры, бережного отношения к окружающей этносреде, природе.
Таким образом, система поликультурного воспитания дошкольников начинается с введения их в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности, с воспитания умения общаться с представителями разных этносов, сохраняя при этом свою индивидуальность, что впоследствии обеспечит приобщение детей к инонациональной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2009. 368 с.
2. Чумичева P.M., Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности у детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. № 11. С. 6–15.