УДК 34

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2016

Мельникова М.В.,
кандидат юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин
Самарский юридический институт ФСИН России, Самара (Россия)

Интерес к проблеме формирования гражданского общества в России обусловлен тем, что именно с развитием этого института связаны надежды россиян на упрочение демократических основ в нашем государстве, установление принципиально новых отношений между личностью и государством.
Одними из важных институтов гражданского общества являются религиозные организации. Особенно это актуально для такого поликонфессионального государства, как Россия, где процесс формирования гражданского общества связан с поиском религиозными организациями своего места в современном государстве.
Методологическую основу изучения данной проблемы составляют теоретические представления о церкви как социальном институте, а также теоретические концепции, рассматривающие условия и особенности формирования гражданского общества (как в России, так и за рубежом).
В результате демократических изменений в российском обществе и государстве в религиозной сфере также произошли важные изменения, которые нашли свое отражение в государственно-конфессиональной политике и, соответственно, в законодательстве государства. Еще более существенные перемены произошли в сознании людей: возросло доверие к религиозным объединениям, появились надежды на духовно-нравственное оздоровление общества.
Большинство демократических республик, в том числе и Россия, декларируют себя как светские государства. Основной принцип светского характера государства – отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом – устанавливает Конституция Российской Федерации (статьи 14, 28) [1]. Очевидно, что религиозные организации в структуре гражданского общества взаимодействуют не только с гражданами, но и с другими элементами структуры гражданского общества: общественными объединениями, предприятиями и учреждениями (в том числе государственными и муниципальными) по вопросам в первую очередь затрагивающим духовно-нравственную сторону общественной жизни. Это относится к подрастающему поколению, молодежи, вопросам укрепления семьи, благотворительной деятельности и поддержки социально незащищенных слоев населения, сохранения и развития ценностей национальной культуры, охраны памятников истории и культуры и т. д.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных организаций, является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. (с измен.) № 125-ФЗ [2]. В части 1 статьи 8 данного Закона сказано, что одним из обязательных признаков религиозной организации является регистрация их в установленном законом порядке в качестве юридического лица.
Важным условием формирования гражданского общества сегодня в России является достижение межнационального и межконфессионального мира и согласия. В последние годы в государственно-конфессиональных отношениях происходят изменения, направленные на смену формальному равноправию религий, развитие разносторонних связей государства с ведущими конфессиями страны при сохранении светского характера государства. Возникшая проблема религиозного экстремизма обусловила общность целей в борьбе с данными проявлениями в обществе, борьбе с преступностью, распространением наркомании, алкоголизма и другими социальными пороками общества. Все это объединяет государственные структуры и религиозные объединения, способствует еще большему укреплению государственно-конфессиональных связей. Одним из важнейших инструментов достижения этих целей является межрелигиозный диалог (горизонтальные связи в обществе) и диалог государство – церковь (вертикальные связи). Очень важны здесь, в первую очередь, горизонтальные связи в целях снятия противоречий между конфессиями. Религиозные деятели страны пришли к пониманию настоятельной необходимости такой формы сотрудничества, как диалог, который возможен только в случае взаимопонимания, когда ни одна из сторон не пытается доказать свое превосходство над другой. Именно такую форму диалога демонстрируют лидеры конфессий нашего государства в последние годы. Духовенство осознает свою роль в поддержании мира и спокойствия в нашей многонациональной стране, старается использовать миротворческий потенциал всех религий для поддержания в населении духа взаимопонимания между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Религиозные организации ориентируют людей на мирные отношения между различными народами, на укрепление общей для всех Родины – России. Мусульманские, христианские, иудейские священнослужители выступают в средствах массовой информации за уважение человеческой личности независимо от национальной принадлежности и вероисповедания.
Важную роль в налаживании конструктивного диалога между государственными институтами и религиозными организациями, безусловно, выполняют органы власти. От политики государства в этой сфере зависит стабильность в российском обществе. Необходимо и далее добиваться конструктивного взаимодействия органов государственной власти и религиозных конфессий в Российской Федерации, последовательно проводить в жизнь конституционный принцип свободы совести, решительно бороться с проявлениями религиозно-политического экстремизма и терроризма. Церковь может способствовать миру и согласию в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Религиозный фактор необходимо учитывать в политике даже в секулярных странах. Религиозные организации являются элементом гражданского общества и, следовательно, участвуют в обратных связях «общество – государство».
Часть 3 статьи 18 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Кроме того, верующие могут активно действовать на поприще защиты общественной нравственности, поскольку религия воспринимается в России как оплот национальной традиции и нравственности. Выступления религиозных организаций в защиту морально-нравственных ценностей в России консолидируют общество в воспитании подрастающего поколения.
Несмотря на то, что Россия – светское государство, однако, согласно части 3 статьи 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Влияние религии на политику в светском государстве ограничено законом. Согласно п. «л» части 3 статьи 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [3] и п. «м» части 6 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4] партиям и кандидатам на избираемые должности запрещено принимать пожертвования от религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций. Однако религия оказывает на политику косвенное влияние через мировоззренческие и моральные общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства.
Таким образом, современные взаимоотношения между государством и конфессиями представляют собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. В религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить взаимопонимание между нациями и народами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (с изменениями 2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». 1997. № 39. Ст. 4465.
3. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (с изменениями 2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». 2001. № 29. Ст. 2950.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями 2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». 2002. № 24. Ст. 2253.