УДК 37.01

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

© 2016

Кривозубова О.А.,
заместитель директора по воспитательной работе,
Ясакова В.П.,
учитель истории
ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки (Россия)

Россия сегодня находится среди государств, в которых риски проявления экстремистских настроений достаточно велики, что объясняется многонациональным и многоконфессиональным характером нашего государства.
Обращаясь к этимологии слова «экстремизм», можно сказать, что оно является производным от латинского «extremus», то есть «крайний». В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т. д. [1]. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции. Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп являются подростки, молодежь. С точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, наиболее опасным является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» – «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. Действия молодых экстремистов более жестоки, так как в силу возраста они не боятся смерти, тюрьмы, физических травм, плохо представляют последствия своих поступков.
Выделяют несколько видов молодежного экстремизма: политический, национальный, религиозный, оккультный, спортивный, уголовный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет резко деструктивный, агрессивный, жестокий, не имеющий четкого адресата характер проявления. Попробуем разобраться в причинах возникновения молодежного экстремизма. К причинам возникновения молодежного экстремизма можно отнести следующие:
– недостаточную социальную зрелость;
– социальное неравенство, желание самоутвердиться;
– недостаточный профессиональный и жизненный опыт, невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус;
– возрастные особенности переходного периода, изначальная конфликтность молодежи, определяемая особенностями нервной и эндокринной систем;
– использование сети Интернет в противоправных целях.
В это непростое время между семьей, ребенком и обществом с его бесчисленными проблемами стоит школа, которая всегда была фактором стабилизации и основным государственным институтом, обеспечивающим общественное профессиональное воспитание подрастающих поколений. Совершенно очевидно, что школа не может жить и развиваться вне общества, в котором она существует, особенно если это школа государственная. Конечно, объективно существующая повседневность является основной реальностью школьной жизни. Не надо думать, что ее воспитательная система – закрытая, автономная система. Она взаимодействует со средой, осваивая ее и, по возможности, включая ее в сферу своего влияния. Но школа старается, прежде всего, высвечивать в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека, чтобы принятые в юности идеалы стали для него неплохой нравственной опорой.
Сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие качества. Ведь сегодня нужны не просто дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет не просто адаптироваться к «взрослой жизни», но и проявить себя как гражданин своей страны.
И взрослые, и дети хотят быть востребованными, хотят быть нужными, даже необходимыми. Если это своевременно не произойдет, многие прекрасные задатки, способности так и погибнут, не получив своего развития. Классическим примером может служить знаменитый монолог Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен, – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… я сделался нравственным калекой» [2]. Интересно, сколько наших юных современников подписались бы под этими словами? А ведь такое случается  в человеческой общности, построенной на ложных ориентирах и ценностях, в обществе людей, испытывающих глубокий духовный кризис. Очень вероятно, что наши выпускники, выйдя из школы, попадут именно в такую среду. Как им помочь выстоять и не сломаться в этом сложном мире, где кроме таких вечных понятий – добро и любовь, растет агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Ведь от детей, которых мы сегодня обучаем и воспитываем сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие нашего государства.
Совершенно очевидно, что в школе необходим комплекс мероприятий направленный на профилактику экстремизма.
В нашей школе профилактика экстремизма организована по следующим направлениям:
– организация досуга учащихся;
– патриотическое воспитание школьников;
– правовая грамотность и законопослушность обучающихся;
– воспитание толерантности.
Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму должна стать толерантность как условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.
Термин «толерантность» происходит от лат. tolerantia – «терпение». Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.
Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):
Ст. 1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости отказа от своих  или уступки чужим убеждениям…» [3].
Толерантность, являясь нравственным качеством, не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество, оно воспитывается, формируется с раннего детства, когда закладываются первоосновы человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т. д.).
Содержание учебных предметов и комплекс воспитательных мероприятий позволяют создать образовательную среду, способствующую воспитанию толерантного отношения к разным нациям, народностям, культуре народов мира и разным религиозным конфессиям.
При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение учителя используют возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература» и «История» помогают обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру и какой вклад внесли в развитие нашей страны. Данные дисциплины способствуют формированию у учащихся таких качеств и возможностей, как:
– чувство патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
– толерантность, терпимость к проявлению индивидуальности другими людьми;
– уважение прав других людей иметь разные точки зрения;
– способность самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
– умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
– осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
В нашей школе разработана целая система мероприятий, участвуя в которых, дети выражают свою позицию. Ярким примером такого мероприятия является фольклорный фестиваль «Все флаги в гости к нам», посвященный Дню народного единства и Дню конституции. На празднике дети знакомят гостей с обычаями и традициями народов России и ближнего зарубежья, представляя национальные костюмы, песни и танцы. Особо следует отметить активное участие родителей, общественности села, что служит примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка – школы и семьи. За десятки лет в школе сложилась система традиционных мероприятий, к числу которых относятся проведение патриотических акций «Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», «Бессмертный полк», социальных акций «Милосердие», «Забота», «Чистое село». Организуется в школе и месячник патриотического воспитания, уроки мужества, конкурсы рисунков и стихов, отражающие любовь к Родине. На базе нашей школы открыт краеведческий музей, где проводятся музейные уроки, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда; экспонаты музея часто используются на классных часах, открытых мероприятиях. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри; понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экстремизм
2. Лермнотов М.Ю. Герой нашего времени [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/geroi.txt
3. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995. Статья 1. Толерантность [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc