УДК 37.01

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

© 2016

Горшкова Е.В.,
педагог-психолог
ГБУ ЦППМСП «Доверие», с. Красный Яр (Россия)

Уже много лет я работаю психологом в Новосемейкинской основной школе № 2. В рамках организации работы по профилактике здорового образа жизни школа тесно сотрудничает с Красноярским Союзом Молодежи (КСМ).
Члены КСМ постоянно организуют и проводят различные мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни, во всех школах нашего района. Я расскажу о мероприятиях, которые проходили непосредственно на базе школы № 2 п.г.т. Новосемейкино.
В ноябре 2013 года для учащихся 8–9 классов был осуществлен проект по профилактике жестокого обращения с детьми. Время проведения проекта – 6 часов. Сначала ведущие волонтеры провели с учащимися ознакомительную лекцию по видам насилия. Учащиеся активно задавали вопросы, приводили свои примеры. Далее работа проходила в виде большой игры. В конце мероприятия – просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом». Ребята внимательно смотрели фильм, затем все вместе его обсуждали. Разные точки зрения приветствовались. Несмотря на юный возраст учащиеся смогли правильно и грамотно высказаться.
В октябре 2014 года для учащихся 8–9 классов был проведен социальный проект «Маяк в будущее». Цель этого проекта – привлечь внимание молодежи к проблемам современного общества, связанным с заболеванием наркоманией и СПИДом, а также профилактикой данных заболеваний. В рамках проекта использовались материалы Всероссийского фонда «Здоровье и развитие» Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании». До проведения данного мероприятия активисты – старшеклассники нашей школы встречались с куратором проекта и обучались по предложенным методикам на районном слете актива КРОО «КСМ» «Мы – будущее России». Все предложенные материалы были просмотрены психологом школы, в них были внесены некоторые поправки соответственно возрасту слушателей.
В рамках данного проекта в школе реализовывались следующие мероприятия: 1) классные часы на тему «ВИЧ/СПИД»; 2) показ и анализ фильма «Дневник Насти»; 3) показ спектакля «Эликсир мнимого счастья», поставленного режиссером Федерации детских организаций Самарской области Екатериной Бегловой; 4) акция «Чистая Книга».
«Дневник Насти» – это учебный фильм с ярко выраженным развлекательным элементом, который эмоционально захватывает зрителя, заставляет сопереживать и, в конечном счете, усиливает обучающий и воспитательный эффект. После просмотра фильма учащиеся активно его обсуждали. В адрес сложившейся ситуации были высказаны противоречивые мнения. Фильм позволяет в новой оригинальной форме обсуждать с подростками аспекты такой проблемы, как ВИЧ/СПИД. К фильму разработано руководство, которое помогает преподавателям и подросткам-волонтерам проводить важный откровенный разговор, дискуссию о проблемах, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИДа в России.
Показ спектакля «Эликсир мнимого счастья» был организован с целью повысить престиж здорового образа жизни, усилить противостояние вредным привычкам.
В конце мероприятия проводилась акция «Чистая книга», которая дает возможность заявить о личном отказе участников от употребления наркотиков. «Чистая книга» – это документ, который может подписать любой человек (независимо от возраста, вероисповедания, пола), осознающий всю опасность распространения наркомании в мире и добровольно принимающий решение не употреблять наркотики.
Все мероприятия проходили в один день в присутствии школьного психолога. В конце мероприятий проводилась анкета «Обратная связь».
Представители КСМ на базе нашего центра постоянно обучают волонтеров навыкам взаимодействия, навыкам общения, кроме того, молодые люди занимаются самообразованием и саморазвитием и реализуют свои знания и умения, свои проекты во всех школах нашего округа. Несколько лет подряд КСМ проводит Сборы эффективного общения, которые основаны на методике сотрудничества ленинградского профессора Игоря Петровича Иванова (коммунарские сборы) и современных программах «Свежий ветер», «Лидер», «Молодежь на перепутье» и т. п.
Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников ребенок не может отработать необходимые взрослому коммуникативные качества.
Для того чтобы образующиеся группировки были на виду у взрослых, с целью положительного влияния на личность подростка, в нашей школе идет работа со школьниками разных возрастов (в том числе и с подростками с девиантным поведением) с использованием ведущей деятельности подростков – общения в группе.
Цель таких сборов может быть разной, но главное – это общение в подростковой среде. В ходе сборов организаторы имеют возможность изменить статус ученика, подбирая роли специально для него и организуя ситуацию успеха. Здесь создаются условия, способствующие активному процессу самоактуализации личности. Идет работа по формированию и развитию личностных качеств социально-активной личности, формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, выработки коллективного решения, формирование навыков бесконфликтного поведения, развитие творческих способностей  участников и лидерских качеств у волонтеров.
Сборы эффективного общения отвечают потребностям и запросам подростков. Они дают огромные возможности для самопроявления и социализации личности, реализации ее потребностей. Наблюдается рост самооценки, улучшение микроклимата в классных коллективах, снижение уровня тревожности и уровня негативных переживаний. Это происходит за счет создания системы самоуправления в школе: как правило, это старшеклассники – активисты, огромный авторитет приобретает совет старшеклассников, состоящий из ведущих групп – волонтеров.
Активисты знакомят волонтеров с правилами, техниками проведения сборов. Они подбирают необходимые упражнения на знакомство, доверие, сплочение и т. д. и обучают им заранее. Совместно продумывают программу сборов соответственно целям, возрасту и количеству отведенного времени. Цель может быть разной: и знакомство, и адаптация, и сплочение. Но в основе, как я уже говорила, лежит – общение. Такие сборы проходят у нас 3–4 раза в год в сопровождении школьного психолога, заместителя директора по воспитательной работе, педагогов, членов КСМ, по возможности мы привлекаем и выпускников школы.
Участники сборов получают опыт совместной эффективной работы, ожидания всех участников сборов реализуются полностью, что подтверждает высокий воспитательный потенциал технологии сборов.
Помните фильм «Доживём до понедельника»? Там один из главных героев написал сочинение из одной фразы: «Счастье – это когда тебя понимают». Это очень верно, особенно для подростков. Но эта фраза – лишь начало цитаты  Конфуция. А продолжение такое: «Большое счастье – это когда тебя любят. А настоящее счастье – это когда любишь ты» [1]. Вот такой непростой путь в общении нужно пройти. Это верно, особенно для подростков. Ведь на таких сборах мы видим, как из «изгоев» или «затюканных» мальчишек и девчонок получаются самые надежные, верные друзья, которые могут помочь, поддержать, понять. Или из мальчишек, которые имеют статус «хулигана», получаются очень творческие, сопереживающие товарищи. Именно здесь дети с нарушениями в общении чувствуют себя понятыми и нужными.
Учащиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в проектах, организованных КСМ, с большим желанием и гордостью вступают в ряды волонтерского движения.
В этом году наши девятиклассники самостоятельно организовали и провели сборы в рамках проектной деятельности, изучив коллективно-творческое дело, где все на равных – и педагог, и ребенок. Надо сказать, что они справились очень хорошо! На протяжении 6 часов ребята вели группы учеников 4–5 классов с целью адаптации. Закончились сборы как всегда рефлексией. Организаторы – волонтеры вместе с психологом обсуждали, что получилось, а что нет, кто как себя проявлял, кто помогал, какие были трудности и с чем и т. д.
Такие сборы дают положительный результат, это мощный эффективный тренинг для развития и самоактуализации личности.
На данный момент можно говорить об отдельных результатах работы: 1) повысилась мотивация к учебе у старших подростков; 2) в классных коллективах критерием успешности является положительная динамика межличностных отношений, сплочённости учащихся и удовлетворённость их общением, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров.
Как показывает динамика, идёт позитивное развитие коллектива, увеличивается процент учащихся, статус которых повышается, преобладает желание трудиться сообща; преобладает заинтересованность делами друг друга; виден рост чувства гордости за свой коллектив; рост индивидуальности. Жизненная позиция, сформированная у учащихся, определяет их активное участие в жизни класса, школы.
Сотрудничество с Красноярским Союзом Молодежи, который активно помогает в воспитании подрастающего поколения, вносит свой вклад в формирование и развитие личностных качеств детей и социально-значимой личности, идет на пользу как для специалистов, работающих с активной молодежью, так и для самих ребят и учащихся, которые видят перед собой пример сверстников с активной жизненной позицией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конфуций. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]. URL: http://quote-citation.com/author/confucius