УДК 37.01

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2016

Александренко Е.А., 
педагог дополнительного образования
СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с. Кошки (Россия)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно включает в себя формирование ценностного отношения к жизни, воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Как известно, наиболее значимым периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст, который характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в безусловность и необходимость всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью требований к другим, непосредственностью в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Но невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. К.Д. Ушинский отмечал, что воспитание должно быть народным. Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. Чрезвычайно малое количество часов, отводимое  на изучение народного творчества в содержании разных предметов школьного компонента, привело к недостаточному знанию детьми многих пластов традиционной народной культуры. Далеко не всегда родители ходят с ребенком в музей, для того чтобы познакомить его с историческим прошлым нашей страны, с укладом жизни наших предков, с их обычаями и традициями и так далее в зависимости от направленности музеев. Мы стали забывать историю нашей страны, мы растеряли народные ценности, мы забыли народные традиции и праздники.
В поисках выхода из сложившейся ситуации мной была разработана авторская программа внеурочной деятельности «Белый ключ», которая направлена на социально-личностное развитие младшего школьника, приобщение его к истокам русской народной культуры через познание культурных и духовных основ своего народа и всей страны, на знакомство с историей и культурой Самарского края, на внедрение новых форм работы с детьми и их родителями [1; 2; 3; 4; 5]. В ходе реализации программы у младших школьников необходимо воспитать отношение глубокого уважения к народным традициям и обычаям, понимание их сущности, желание их изучать, следовать примеру людей – носителей этих явлений.
Темы программы внеурочной деятельности не изучаются блоками, так как народные праздники изучаются по конкретным датам их проведения, чтобы дети осознавали актуальность и нужность получаемых знаний, имели возможность применить их в жизни. В наш «электронный» век нужно особенно бережно хранить эти знания, так как они являются историческим и культурным наследием человечества.
Программа включает в себя следующие темы: 1) Народная одежда; 2) Изба и её внутренний мир; 3) Народные праздники; 4) Народные промыслы; 5) Народные игрушки.
В каждом разделе подчёркивается связь человека с природой, его взаимодействие с окружающим миром. Детям очень нравится выполнять на занятиях творческие работы. Они с удовольствием выступают в роли подмастерьев и лепят посуду из солёного теста, делают макет русской избы, лепят жаворонков из пластилина. Обучающиеся выступали и занимали призовые места на районном конкурсе «Первоцвет» с проектами «Как люди на Руси жили», «Народные тряпичные куклы», «Из истории мяча г. Хотькова», участвовали в международной практической конференции в г. Самаре. Уже в 2016–2017 учебном году композиция тряпичных кукол «С ярмарки» заняла 3 место на областном межнациональном конкурсе.
В 1-м классе занятия разработаны в рамках подпрограммы «Народная игрушечка». Создавая программу, я поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народной куклы, со способами её изготовления. Рукотворная кукла – часть народной традиции, через куклу осуществляется связь между миром детства и миром взрослых. Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, в течение всей жизни. В процессе творческой работы над незаслуженно забытыми тряпичными  куклами открываются уникальные возможности воспитательной работы. Создавая куклу, ребёнок приучается к трудолюбию, усидчивости; развивается умение качественно доводить начатое дело до конца. Куклы неотделимы от фольклора, от весёлых закличек, от обрядовых и колыбельных песен, от народных детских игр, посредством которых формируется личность ребёнка: ум, физические и нравственные качества. Художественно-эстетическая деятельность специфична для детей: в ней ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, увидеть и ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом, реализовать себя как творческую личность. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют действия педагога, они вносят свое: выбирают новые способы изготовления и оформления куклы, расцветку ткани для создания наряда, украшения. Самой любимой куклой будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, согрета душевным теплом; та кукла, для создания которой ребёнок приложил свои усилия. Дети узнали, что каждая кукла имеет свое значение. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делались сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и ножниц: «Негоже другу больно делать». Обрядовые куклы использовались для каких-либо народных праздников, а значит, у нас появилась возможность познакомить с ними детей. И не только с праздниками, но и с традициями их проведения, обычаями, обрядами. Особое значение я придаю обереговым куклам. Они очень сильны своим терапевтическим эффектом в уверенности – всё будет хорошо! Надёжный оберег как мыслим, так и складывается. Недаром они активно используются в работе психологов. Но создание оберега для другого человека – это проявление заботы, внимания, любви. Эти чувства идут от души, а народная душа добра и красива.
Народные бабушкины куклы в настоящее время можно увидеть в музее. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, но по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Лицо у неё, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Но даже без лица передавался характер, кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
На Руси говорили: «В какие игрушки дети играют, такими они и вырастают». Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно, на сами игры. Недаром во времена Советского Союза работал Научно-исследовательский институт игрушки, в котором работали специалисты различных областей: педагоги, психологи, художники, искусствоведы, историки и др. Каждая игрушка проходила тщательный отбор, получала заключение всех специалистов и только после этого попадала в руки ребёнка.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью познавательного подхода невозможна. Новое время требует от детского образовательного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игры и праздники Московии: научное и программно-методическое издание / сост. Е.В. Борисов, С.В. Григорьев. М. : Московия, 2002. 180 с.
2. Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами. Сборник фольклорных материалов. М. : Либерия, 2003. 544 с.
3. От осени до осени / сост. М.Ю. Новицкая. М. : Планетариум, 1994. 154 с.
4. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.  М. : Айрис-пресс, 2003. 208 с.
5. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб. : Искусство-СПб, 2006. 296 с.