Якупова Люция Мидхатовна,
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта,

Должность с указанием преподаваемо

 

Стаж работы в должности

Якупова

Люция Мидхатовна

liutsiiai@mail.ru

ГБОУ СОШ № 1

города Похвистнево

Самарской области

http://phv-sch1.ru/

Учитель истории и обществознания

 

16 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта связана с переходом образования в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности.

Актуальность. Все большую актуальность приобретает развитие познавательных интересов учащихся как одно из средств решения не только социальных, но и педагогических проблем.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, выработке ценностного отношения к историческим фактам и явлениям.

- надёжность опыта обеспечивается прочным усвоением знаний, стабильностью результатов обучения: динамикой результатов по единому государственному экзамену, на протяжении последних трех лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад.

- перспективность опыта в организации учебного процесса, включающего в себя технологию развития критического мышления, которое является инструментом, позволяющим по-новому взглянуть на образовательный процесс и активно использовать его в связи с переходом на ФГОС ООО.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется требованиями, предъявленными к материально-техническому обеспечению, а также умениями учителя использовать их для повышения познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению истории и обществознания.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность в основной и старшей школе.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания через использование приемов технологии критического мышления в сочетании с планомерным формированием у учащихся приемов учебной деятельности.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика через развитие навыков критического мышления на уроках истории и обществознания.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Диагностика, проведенная в параллели 6-8 классов по методикам: «Исключение понятий» (для исследования способности к классификации и анализу), «Сравнение понятий», выявила, что у учащихся недостаточно сформированы следующие навыки мыслительной деятельности:

умение делать выводы и обобщения из прочитанного: 49% учащихся 6-х классов показали средний и низкий уровень восприятия текста;

умение устанавливать причинно-следственные связи: 37% учащихся 7-х классов показали средний результат.

Проблема: результаты исследования показали очевидную необходимость выбора технологии, направленной на развитие мыслительной деятельности учащихся среднего звена. Наиболее рациональной технологией для создания благоприятных условий развития и стимулирования мыслительной деятельности каждого ученика является технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Новое средство обучения эффективное использование технологии критического мышления, модульного обучения, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Новые условия образовательной деятельности системно-деятельностный подход, при котором ученик видит цель обучения, выраженную в определённом результате.

Технология критического мышления позволяет изменить характер и уровень деятельности, расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю практической и самостоятельной работы школьников, используя многообразные формы самостоятельной работы школьников.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Современному обществу нужен выпускник, который умеет думать самостоятельно и применять полученные знания, обладает творческим мышлением. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности. Внедрение методики развития критического мышления осуществляла последовательно, учитывая возрастные, психологические особенности и интеллектуальные способности учащихся. Это давало возможность продиагностировать уровень развития мыслительных операций, и строить перспективные дидактические задачи, которые были бы посильными для детей. Технология развития критического мышления это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

В своей работе в 10-11-х   классах я использую технологию модульного обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.

Организация учебного процесса (или воспитательного процесса).

Основными изменениями в организации учебного процесса считаю следующие критерии:

1) главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приемы. Разработанные и проведенные уроки наглядно показывают продуктивность использования приемов технологии развития критического мышления для работы с текстами. 2) применений заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала;

3) оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;

4) создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.

2. Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.

3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, само планированию, самоорганизации и самоконтролю.

Ограничения – модульное обучение целесообразно использовать в старшей школе, тогда как технологию критического мышления целесообразно использовать и в основной, и в старшей школе.

Трудоёмкость и риски. Сложности при использовании технологии критического мышления могут быть у детей с низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально – волевым развитием. Интенсивный характер технологии модульного обучения требует оптимизации процесса обучения, то есть достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Подготовка самого модуля требует значительного времени и наличия копировальной техники.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Личностно-профессиональные качества педагога – научно-методические знания в области преподавания гуманитарных дисциплин, высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетенции; знание возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий; готовность педагога построить взаимодействие с учащимися на уровне равноправного сотрудничества в ходе образовательного процесса; оснащение учебного процесса современным оборудованием; наличие электронной методической копилки, доступной для всех участников образовательного процесса.

 

8. Результат изменений

Результатом изменений при использовании инновационного опыта явилось:

– стабильно высокое качество знаний обучающихся и положительная динамика итогов учебной деятельности среди учащихся – средний балл по предмету – 4, 2;

ежегодный средний балл по результатам ЕГЭ по обществознанию выше территориальных, региональных, федеральных значений – 69;

– рост числа участников научно-практических конференций;

– высокая мотивация к изучению предмета реализуется в активном и результативном участии в предметных конкурсах и олимпиадах на различном уровне.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся» // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы IX Международной научно-практической конференции 3-4 июля 2012 год / науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – 250 с.

2. Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 1 июля 2014 года. В 5 частях. Часть IV. – М.: «АР-Консалт», 2014 г. – 140 с.(смотрите в приложении к п. 1.2. № 1)

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» – лауреат конкурса г. Самара, 2014 г.

2. Региональная ярмарка социально-педагогических инноваций по направлению: «Инновационные решения в образовании в рамках внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» – II место, г. Отрадный, 2015 г.

3. АССОЦИАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПЕДАГОГОВ РОССИИ. Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Распространение педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии: среднее образование» – участник (диплом) г. Москва, 2015 г.

4. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (победитель)