Якупова Люция Мидхатовна,
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево Самарской области
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, |
Должность с указанием преподаваемо
|
Стаж работы в должности |
|
Якупова Люция Мидхатовна |
ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево Самарской области |
Учитель истории и обществознания
|
16 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса через использование современных образовательных технологий. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта связана с переходом образования в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Актуальность. Все большую актуальность приобретает развитие познавательных интересов учащихся как одно из средств решения не только социальных, но и педагогических проблем. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, выработке ценностного отношения к историческим фактам и явлениям. - надёжность опыта обеспечивается прочным усвоением знаний, стабильностью результатов обучения: динамикой результатов по единому государственному экзамену, на протяжении последних трех лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад. - перспективность опыта в организации учебного процесса, включающего в себя технологию развития критического мышления, которое является инструментом, позволяющим по-новому взглянуть на образовательный процесс и активно использовать его в связи с переходом на ФГОС ООО. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется требованиями, предъявленными к материально-техническому обеспечению, а также умениями учителя использовать их для повышения познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению истории и обществознания. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная деятельность в основной и старшей школе. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Формирование познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания через использование приемов технологии критического мышления в сочетании с планомерным формированием у учащихся приемов учебной деятельности. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика через развитие навыков критического мышления на уроках истории и обществознания. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Диагностика, проведенная в параллели 6-8 классов по методикам: «Исключение понятий» (для исследования способности к классификации и анализу), «Сравнение понятий», выявила, что у учащихся недостаточно сформированы следующие навыки мыслительной деятельности: – умение делать выводы и обобщения из прочитанного: 49% учащихся 6-х классов показали средний и низкий уровень восприятия текста; – умение устанавливать причинно-следственные связи: 37% учащихся 7-х классов показали средний результат. Проблема: результаты исследования показали очевидную необходимость выбора технологии, направленной на развитие мыслительной деятельности учащихся среднего звена. Наиболее рациональной технологией для создания благоприятных условий развития и стимулирования мыслительной деятельности каждого ученика является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Новое средство обучения – эффективное использование технологии критического мышления, модульного обучения, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика. Новые условия образовательной деятельности – системно-деятельностный подход, при котором ученик видит цель обучения, выраженную в определённом результате. Технология критического мышления позволяет изменить характер и уровень деятельности, расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю практической и самостоятельной работы школьников, используя многообразные формы самостоятельной работы школьников. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Современному обществу нужен выпускник, который умеет думать самостоятельно и применять полученные знания, обладает творческим мышлением. Уроки с использованием технологии «РКМ» направлены на побуждение учащихся к мыслительной деятельности. Внедрение методики развития критического мышления осуществляла последовательно, учитывая возрастные, психологические особенности и интеллектуальные способности учащихся. Это давало возможность продиагностировать уровень развития мыслительных операций, и строить перспективные дидактические задачи, которые были бы посильными для детей. Технология развития критического мышления – это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. В своей работе в 10-11-х классах я использую технологию модульного обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Организация учебного процесса (или воспитательного процесса). Основными изменениями в организации учебного процесса считаю следующие критерии: 1) главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приемы. Разработанные и проведенные уроки наглядно показывают продуктивность использования приемов технологии развития критического мышления для работы с текстами. 2) применений заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала; 3) оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения; 4) создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: 1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. 2. Изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. 3. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, само планированию, самоорганизации и самоконтролю. Ограничения – модульное обучение целесообразно использовать в старшей школе, тогда как технологию критического мышления целесообразно использовать и в основной, и в старшей школе. Трудоёмкость и риски. Сложности при использовании технологии критического мышления могут быть у детей с низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально – волевым развитием. Интенсивный характер технологии модульного обучения требует оптимизации процесса обучения, то есть достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Подготовка самого модуля требует значительного времени и наличия копировальной техники. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Личностно-профессиональные качества педагога – научно-методические знания в области преподавания гуманитарных дисциплин, высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетенции; знание возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий; готовность педагога построить взаимодействие с учащимися на уровне равноправного сотрудничества в ходе образовательного процесса; оснащение учебного процесса современным оборудованием; наличие электронной методической копилки, доступной для всех участников образовательного процесса.
|
|||
8. Результат изменений |
Результатом изменений при использовании инновационного опыта явилось: – стабильно высокое качество знаний обучающихся и положительная динамика итогов учебной деятельности среди учащихся – средний балл по предмету – 4, 2; – ежегодный средний балл по результатам ЕГЭ по обществознанию выше территориальных, региональных, федеральных значений – 69; – рост числа участников научно-практических конференций; – высокая мотивация к изучению предмета реализуется в активном и результативном участии в предметных конкурсах и олимпиадах на различном уровне. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся» // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы IX Международной научно-практической конференции 3-4 июля 2012 год / науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – 250 с. 2. Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 1 июля 2014 года. В 5 частях. Часть IV. – М.: «АР-Консалт», 2014 г. – 140 с.(смотрите в приложении к п. 1.2. № 1) |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» – лауреат конкурса г. Самара, 2014 г. 2. Региональная ярмарка социально-педагогических инноваций по направлению: «Инновационные решения в образовании в рамках внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» – II место, г. Отрадный, 2015 г. 3. АССОЦИАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПЕДАГОГОВ РОССИИ. Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Распространение педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии: среднее образование» – участник (диплом) г. Москва, 2015 г. 4. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (победитель) |