Юнгова Наталья Петровна,
Учитель технологии ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д. с. Алексеевка м.р. Алексеевский
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||||||||||||||
Юнгова Наталья Петровна natalja.yungova@yandex.ru |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитривича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области http://алексеевка-школа.рф/ |
Учитель технологии |
19 лет |
||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна моего инновационного педагогического опыта как учителя технологии заключается в системно-деятельностном подходе для развития активно-деятельностной формы обучения учащихся, который позволяет эффективно развивать и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Актуальность. В свете концепции модернизации образования остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем становятся носителями ведущих идей общественного процесса. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.) Из материалов ФГОС Потенциальная полезность заключается в активизации и развития мыслительных навыков обучающихся, коммуникативных умений необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, анализировать различные явления, работать с информацией. Надёжность инновационного опыта в том, что каждый учитель, не только технологии, но и других предметов, может использовать в своей деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Для реализации представленного опыта требуется наличие материально-технического оснащения кабинета технологии. |
||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Современные средства обучения, способствующие развитию активно-деятельностной формы обучения. |
||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является необходимость развития творческого потенциала и творческой одаренности на уроках технологии и во внеурочное время. |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития творческих детей. Раскрытие и реализация способностей талантов каждого ребёнка для общества в целом. Творческие дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с детьми является крайне необходимой. Новое средство обучения. Современные средства обучения помогают ученику объять необъятное: от действия – к мысли. Создает возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться. Способствует развитию творческой личности. Новые условия образовательной деятельности. Чтобы заинтересовать учащихся необходимо: умение транслировать и формировать программный объем знаний; умение решать творческие задачи к умению осуществлять деятельность; использование активных методов обучения; способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Организация учебного процесса Цель трудового воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию творческой личности посредством формирования общей культуры школьника. Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать и развить у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способствовать к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Решаемая проблема направлена на реализацию качественного эффективного обучения технологии и поступательное нарастание степени самостоятельности ученика посредством различных методов и технологий. Технология развивающего обучения формирует системы научных понятий, мышления, способов умственных действий (преобразование ситуации определенной задачи, моделирование), позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных навыков обучающихся на уроках, коммуникативных умений необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, анализировать различные явления, работать с информацией. Технология состоит из различных приемов и методов (диалоги, дискуссии, постоянное взаимодействие), которые можно использовать на различных этапах любого урока. Роль учителя в основном координирующая. Отдельные приёмы и методы настоящей технологии применяются на каждом уроке. Игровые технологии используются для создания учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре. Творческая развивающая деятельность носит импровизированный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации. Дидактическая цель представляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные временные сроки. Игровые технологии используются во время объяснения и закрепления нового материала. В основе метода проектов лежит организация самостоятельной познавательной и практической деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов творчески преобразуются в материализованный продукт (технологический проект) или в какое – либо действие (акция, игра). Данная технология не должна использоваться на каждом уроке. В начале учебного года определяю темы, которые будут вынесены на проектирование. Формулирую несколько примерных тем на класс (индивидуальных), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирование нужного опыта. Технологические проекты должны иметь разнообразные разделы: исследовательские, практико-ориентированные, информационные, творческие и т. д. Технологии групповой деятельности способствует активизации учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся. Групповая деятельность – это возможность более полного и многогранного раскрытия темы, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Формы данной деятельности: – объединение в конце занятия индивидуальных работ обучающихся в целостное изделие (например, панно в лоскутной пластике); – работа по группам; – индивидуально-групповая форма, когда каждая группа выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарищей, а общий положительный результат создает стимул дальнейшего творчества и уверенности в своих силах. Технология групповой деятельности актуальна при подведении итогов изучения раздела. Решить важные задачи, которые сегодня ставятся перед современным образованием невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Личностно-ориентированное обучение школьников и воспитание социально активной личности возможно только в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек. Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии начинаются с соблюдения СанПиН. Учебная мастерская ГБОУ ООШ с. Алексеевка соответствует всем нормам и требованиям: по освещению, размещению оборудования и мебели, по тепловому режиму. Здоровьесберегающие технологии используются во время объяснения нового материала и во время выполнения практической работы. При объяснении нового материала непрерывность использования ИКТ и ТСО соответствует СанПиН 2.4.2.282110. Использование Электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Дает возможность «конструировать» учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методы обучения, способствует организации учебного процесса не только в урочной, но и проектной, дистанционной формах обучения. Это важно для обучения одаренных детей, детей с ОВЗ, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни. На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием авторских электронных ресурсов, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. При изучении предмета «Технология» активно использую электронное пособие по разделам: Материаловедение, Художественная обработка материала, Конструирование и моделирование изделия. В данном пособии в информационном модуле при изучении нового материала можно использовать электронные презентации, видеофрагменты. На этапе закрепления используется практический модуль – решение тестов, составление презентаций, сопоставление понятий и определений. Для более сильных учащихся можно использовать исследовательский модуль – проблемные и поисковые задания. |
||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Развитие творческого потенциала является актуальным в современной педагогике. Для того чтобы обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности ученика в обучении через современные технологии. В программе прописываю ожидаемые результаты, которые должны быть показаны и определяю формы контроля и самоконтроля, и критерии оценивания. Овладение учащимися умением выполнять проектные работы способствуют формированию познавательного интереса, умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельно и самоорганизации учебной деятельности и предметно-практической деятельности. В начале учебного года определяю темы, которые будут вынесены на проектирование. Формулирую несколько примерных тем на класс (индивидуальных), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирование нужного опыта. Технологические проекты должны иметь разнообразные разделы: исследовательские, практико-ориентированные, информационные, творческие и т. д. Технологические проекты в 6 классах содержат: историческую справку, анализ прототипов изделия выполненных в определенной технике, практическое назначение и качественное выполнение изделия. Учащиеся в конце года защищают технологические проекты на итоговом контроле. Результатом изменения педагогической деятельности учителя является развитие интереса учащихся к творческой деятельности, что приводит к качественному росту результатов изучения технологии, о чем свидетельствует не только не успевающих, но и повышение качества знаний по данному предмету. |
||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Высокий уровень творчества наблюдается у детей с широким кругозором общения и демократическим стилем общения, а это обязывает учителя самому быть демократичной, активной, инициативной, творческой личностью. Учитель должен вызывать доверие со стороны ученика. Главная задача – развивать и воспитывать личность ученика посредством деятельности, прививать навыки работы в команде. В центре творческой деятельности находится ученик, способный проявить активность, толерантность. |
||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Использование современных технологий позволяет обучающимся школы успешно справляться с заданиями повышенного уровня предметной олимпиады. Творческое задание позволяет даже слабым обучающимся понять самое важное, пробудить интерес к той или иной теме. Более сильные обучающиеся в рамках домашнего задания активно используют дополнительную информацию из разнообразных источников. Обучающимся успешно проходить итоговую государственную аттестацию и справляться с заданиями на предметной олимпиаде для школьников по технологии, где активно используются схемы, технологические карты, иллюстрации и т. д. О росте познавательной активности обучающихся говорит и увеличение количества участников окружной предметной олимпиады.
В 2014 году 1 учащийся стал призёром окружной исследовательской конференции для учащихся 5-7 классов «Первые шаги в науку» (секция «Творческий проект»). Использование здоровьесберегающих технологий позволяет удерживать высокую познавательную активность обучающихся в течение всего урока, что положительно сказывается на качестве знаний и уровне обученности. Интерактивные средства обучения развивают активно-деятельностные формы обучения, способствуют осознанию учащимися процесса обучения, развивают познавательную активность учащихся, способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых, позволяют провести рефлексию знаний. Уровень качества обученности
|
||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Сборник методических разработок конспектов уроков «План-конспект урока по технологии в 5 классе «Физиология питания. Санитарно-гигиенические требования в приготовлении блюда», Алексеевка: «Школьный мир». ГБОУ СОШ с. Алексеевка 2014. – 51 с.: ил. Тираж 10 экз. 2. Разработка занятия внеурочной деятельности «Изонить», http://Учительский.сайт, http://infourok.ru, 2015 г. 3. Формы итогового контроля по технологии в рамках реализации ФГОС, http://Учительский.сайт, проект «Инфоурок», 2015 г. 4. Программа внеурочной деятельности «Волшебная ниточка», http://Учительский.сайт, сборник «Инфоурок», 2015 г. 5. Дидактическое пособие по технологии для 5 класса «Здоровое питание», Сборник методических материалов, 2015 г. 6. Сборник методических материалов «Методическое пособие «Технологический проект, как форма контроля», Юго-Восточный образовательный округ – Нефтегорск, 2015. – 71 с. Тираж 50 экз. Отпечатано в типографии «МУП Борская типография». |
||||||||||||||||||||||||||||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Районный конкурс «Самая классная классная» (номинация учитель 9-11 классов) – грамота за I место, 2008 г. 2. Окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная!!!» (номинация «Классный руководитель 9-11 классов») – почетная Грамота за I место, 2008 г. 3. Региональная ярмарка социально-педагогических инноваций «Программа внеурочной деятельности «Волшебная ниточка» (в рамках реализации ФГОС НОО)», 2012 г. 4. IX Международные Славянские чтения. Секция: Реализация инновационных программ в рамках традиционного образовательного процесса «Программа внеурочной деятельности «Волшебная ниточка» (в рамках реализации ФГОС НОО)» – диплом Лауреата, 2013 г. 5. IX окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная» (номинация «Классный руководитель 5-9 классов») – диплом за III место, 2014 г. 6. Областной конкурс педагогического мастерства «Классный руководитель» (номинация «Классный руководитель 9-11 классов») – диплом за II место, 2014 г. |