Шушукова Галина Владимировна,
Учитель биологии ГБОУ СОШ № 8 имени С.П. Алексеева г.о. Отрадный Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Шушукова

Галина Владимировна

shushukova.galina@yandex.ru

ГБОУ СОШ № 8 имени С.П. Алексеева г.о. Отрадный Самарской области

school8otr.ru

Учитель биологии

11 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная школа, уроки биологии.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии.

Актуальность Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. Родоначальником научного подхода к проблеме развития познавательного интереса считают Я.А. Коменского, который писал, что «... нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность». «Познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно», – писал Л.Н. Толстой.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что педагогическая мысль многих педагогов единодушна в том, что для того, чтобы вызвать интерес к учению, особенно важно его развивать уже на первоначальном этапе знакомства с предметом.

Сущность моей методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроке и во внеурочное время.

Эффективность:

- потенциальная полезность состоит в формировании универсальных учебных действий: умение видеть проблемы, ставить вопросы, объяснять, наблюдать и делать выводы, проводить эксперимент, доказывать, защищать свои идеи, классифицировать, давать определения понятиям, делать умозаключения, уметь применять полученные знания на практике. Овладение универсальной учебной деятельностью даст учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.

- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении трех лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических конференций различного уровня.

- перспективность заключается в том, что основу представляемого опыта составляют современные образовательные технологии и системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательной активности школьников на основе практико-ориентированного подхода.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование ценностного отношения к биологическим знаниями и практико-ориентированная форма обучения.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. В настоящее время наука биология становится все более популярной. Учащиеся все чаще стали выбирать предмет для сдачи в форме ЕГЭ и ОГЭ. Но обучающиеся привыкли получать на уроках готовые знания, не проверяя их, а просто запоминая. Для того чтобы разрешить это противоречие, необходимо изменить ситуацию, как в урочной, так и во внеурочной деятельности построить уроки так, чтобы дети самостоятельно добывали знания. Проведение учащимися исследований повысит мотивацию к изучению биологии, даст возможность добиться основных результатов обучения по ФГОС, повысить познавательную активность.

Новое средство обучения при переходе на ФГОС общего образования возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам.

Новые условия образовательной деятельности. Инновационный опыт будет эффективен при соблюдении следующих условий:

– организациия системы работы по формированию у школьников познавательной деятельности;

– использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать познавательную мотивацию;

– учёт возрастных, психологических особенностей развития учащихся;

– создание единого школьного информационного пространства.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Технология развития критического мышления.

3. Технология интерактивного обучения.

4. Технология проблемного обучения.

5. Проектно-исследовательская технология.

Сущность ИПО. Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для активной познавательной деятельности   учащихся и развития их творческого потенциала через использование современных образовательных технологий.

Организация учебного процесса: Чаще всего на своих уроках я применяю технологии интерактивного и проблемного обучения. На мой взгляд, именно они позволяют учащимся самим дойти до самой сути: самостоятельно ответить на возникший вопрос, проанализировать конкретное явление, а порой даже сделать собственное открытие.

1. На уроке я использую элементы технологии интерактивного обучения. Считаю, что коллективно-распределительная деятельность более выигрышна. Класс поделён на группы, и каждая группа ищет ответ на вопрос по заданной теме. Во время ответов команд, другие заполняют таблицу. Таким образом, довольно большой материал усваивается учащимися самостоятельно.

2. Проблемная задача, решаемая на уроке, вызывает у учащихся неподдельный, живой интерес, что также способствует развитию познавательного интереса.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Сущность моей методической системы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроке и во внеурочное время. Возникает вопрос: «Как на практике создать творческую среду, побуждающую ребенка к активному познавательному учению?» Я думаю, что для этого нужно:

Во-первых, показать, что обучение это не просто способ получения информации, которая может быстро изменяться, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, сформировать у школьников умение использовать приобретенные на уроках знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить дополнительные с ведения по теме.

В-третьих, научить правильно строить свои отношения с окружающим миром, с природой, для того чтобы сохранить своё здоровье, видовое разнообразие растений и животных своего города, страны и мира в целом.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски:

– значительные временные затраты труда педагога на подготовку к внедрению опыта;

- не каждое занятие целесообразно проводить с использованием вышеуказанных СОТ.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Главная задача – развивать и воспитывать личность ученика посредством деятельности, прививать навыки работы как самостоятельно, так и в команде. В центре творческой деятельности находится ученик, способный проявить активность. Необходимо наличие алгоритма использования приемов преподавания на каждом конкретном уроке, обоснование и тщательная проработка всех этапов познавательной деятельности. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.

Основными условиями реализации являются:

1. Комфортная, доброжелательная обстановка, позитивные взаимоотношения между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой.

2. Собственный кабинет, соответствующий СНИП.

3. Оснащение кабинета необходимым оборудованием: мультимедийный проектор, ноутбук, световые и цифровые микроскопы, система лабораторного оборудования «Пролог», наличие натуральных наглядных пособий, влажных препаратов, ЭОР.

8. Результат изменений

1.Повышение мотивации к изучению предмета. По результатам анкетирования в декабре 2014 года только 25 % учащихся назвали биологию одним из любимых предметов. В декабре 2015 доля таких учащихся увеличился до 38 %.

Период

Выбрали биологию

декабрь 2014

25%

декабрь 2015

38%

2. Количество учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по естественно-научному направлению, растет (в 2014 г – 27%, в 2015 г. 38%).

3. По инициативе учащихся 8-9 классов был создан клуб «Перекресток», работа которого основана на практической и исследовательской деятельности учащихся по вопросам биологии и экологии.

4. Достаточно большое количество учащихся выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ. (66%, 76 из 115).

5. Сравнивая средний балл по итогам первого полугодия, можно увидеть, что в 2014 году он составлял – 3,9, а в этот же период 2015 года – 4,1.

6. Ежегодно учащиеся становятся победителями школьного и окружного этапа предметных олимпиад по биологии и экологии, призерами и лауреатами конференций и конкурсов различного уровня.

7. Результаты мониторинга познавательных потребностей учащихся показали положительную динамику развития таких качеств личности, как детская любознательность, вера в себя, постоянство, стремление быть независимыми, способность абстрагироваться, степень сосредоточенности.

Уровень выраженности потребности

Начало 2014 – 2015 учебного года

Конец 2014 – 2015 учебного года

Начало 2015-2016 учебного года

Сильная

10%

28%

37%

Умеренная

62%

58%

53%

Слабая

28%

14%

10%

 

9. Публикации о представленном ИПО

1. Сайт «Мультиурок» разработка урока «Среды жизни» 5 класс.

2. Сайт «НСпортал» итоговая тестовая работа по «Ботанике».

3. Сайт «Мультиурок» урок-исследование по теме «Органы чувств».

4. shushukova.ukoz.net – разработка классного часа «Как себя вести, чтобы не стать участником неформальной группы».

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

Финалист конкурса «Учитель года Самарской области-2016».