Чугунова Наталья Петровна,
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Кошки м.р. Кошкинский
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Чугунова Наталья Петровна |
ГБОУ СОШ с. Кошки м.р. Кошкинский |
Учитель русского языка и литературы |
20 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта: Теоретическая новизна опыта состоит в создании условий для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, развитии интереса к изучению русского языка и литературы, развитии компетентностей учащегося, позволяющих адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно достигать образовательных результатов. Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по организации учебного процесса в ИКТ-насыщенной среде, способствующей реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Актуальность. Как привести в равновесие «государственный заказ» на выпускника, личность самого ученика и возможности конкретного образовательного учреждения, конкретного учителя? Каждый педагог отвечает на этот вопрос по-своему, создавая собственную методическую систему, определяя в ней цели, содержание образования, формы, методы и средства обучения. Эффективность: Потенциальная полезность опыта заключается в овладении учащимися способами целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, выработке ценностного отношения к лингвистическим и литературоведческим явлениям. Надёжность опыта заключается в КОМПЛЕКСНОМ использование современных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и традиционных форм и методов образования. Кроме того, надёжность ИПО обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении пяти лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, включая региональный, научно-практических конференций различного уровня, в том числе международных. Апробация ИПО в других территориях (Ульяновской области) подтвердила, что опыт в организации обучения позволяет повышать внутреннюю мотивацию школьников к обучению, активность обучающихся, способствует интенсификации образовательного процесса, формированию УУД, самоорганизации, помогает развитию мышления, познавательной деятельности учащихся и вовлекает каждого ученика в учебную деятельность. - перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системо-деятельностный поход, что соответствует идеологии нового ФГОС. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационных затрат. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность по русскому языку и литературе. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание обогащённой образовательной среды, в которой на основе системно-деятельностного подхода происходит формирование универсальных учебных действий, призванных способствовать развитию личности ребенка. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Источником изменений является развитие универсальных ключевых компетенций учащихся, которые позволили бы гибко адаптироваться в обстановке, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике, выстраивая собственные образовательные маршруты. Противоречия. Современные школьники теряют интерес к изучению учебных дисциплин, что не может не беспокоить любого неравнодушного учителя. Так, мониторинг уровня внутренней мотивации учащихся при изучении русского языка и литературы, проведённый психологами центра "Семья" в 2011 году, показал, что большинство ребят классов, в которых я работаю, имели на тот момент времени лишь средний уровень внутренней мотивации, что препятствовало эффективному восприятию учебного материала. Между тем максимальное развитие способностей школьников, эффективное формирование универсальных учебных действий, творческого потенциала обучающихся возможно только при высокой мотивации. На мой взгляд, существует несколько причин данного противоречия: – разноуровневая готовность детей к восприятию учебного материала; – разный уровень сформированности навыков самостоятельной работы с информацией; – динамическое увеличение информационного потока, в котором учащиеся зачастую теряются и др.; – проблема обеспеченности иллюстративными материалами, что делает невозможным реализацию одного из системообразующих принципов дидактики – принципа наглядности обучения; – недостаточное количество, а порой и отсутствие, дополнительной литературы (книг) по изучаемым темам (так, например, проблематичны занятия литературным краеведением, изучение художественных произведений современной литературы и т.п.); – доминирование в образовательном процессе современной школы устаревших педагогических технологий, которые не соответствуют уровню информационной компетентности учащихся, их внутренним потребностям. Новое средство обучения – при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам. Так, компьютер (ноутбук) из средства развлечения стал полноправным средством образовательного процесса. Новые условия образовательной деятельности. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо создать новые условия образовательной деятельности: – от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, самостоятельно планировать и осуществлять образовательную деятельность; – от знаниевого подхода к личностно-деятельностному, способствующему развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний; – способствовать развитию творческой одарённости; – использовать активные методы обучения. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ: – ИКТ, – проектная технология, – технология критического мышления. Организация учебного процесса. Формы применения ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода: – веб-квесты (совокупность страниц в сети Интернет, объединенных системой гиперссылок; каждая страница – часть одного приключения. Ученик путешествует по сайту, выполняя задания (согласно выбранной роли), а в конце оформляет результаты своей деятельности в виде отчёта. Например, веб-квест «По следам "Ревизора». https://sites.google.com/site/vebkvestposledamrevizora/home – создание презентаций и буктрейлеров, – уроки в форме заочных экскурсий. Технология критического мышления позволяет осуществить интерактивное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку», работа в коллективе заставляет ребёнка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Методы и приёмы обучения: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, оформление «бортовых журналов», синквейн, диаманта, эссе, стратегия «Шесть шляп», стратегия «фишбоун», «мозаика проблем», денотатный граф. Здоровьесберегающий подход позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребёнка. Для этого использую доступные средства сохранения здоровья школьника: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование видов учебной деятельности; 3) уважительный стиль общения; 4) эмоциональная разрядка; 5) физкультурная пауза; 6) правильная рабочая поза; 7) положительные эмоции. Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. ИПО предполагает создание собственных ИК-ресурсов (веб-квесты, буктрейлеры, тесты, презентации и др.), что позволяет построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику индивидуальную траекторию обучения, рационально организовать познавательную деятельность, охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки, последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость заключается во временных затратах учителя на создание информационных ресурсов. Однако в некоторых случаях они компенсируются экономией времени на этапе контроля и учёта результатов, так как предполагают их автоматизацию (например, тесты, анкеты, опросы). |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
1) Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значений и ответственности за результаты обучения. 2) Личностно-профессиональные качества педагога: а) научно-методические знания в области преподавания русского языка и литературы, б) высокий уровень педагогической компетентности, в) мотивированность к повышению уровня квалификации, саморазвитию, г) знакомство и хороший уровень владения технологиями Web 2.0, сервисами Google, для организации совместной деятельности обучающихся, д) разработка системы уроков и внеурочной деятельности с включением активных методов обучения; е) создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам и внеурочной деятельности; 3) Наличие технического и программного обеспечения кабинета русского языка и литературы, необходимого для проведения уроков и организации внеурочной деятельности по предмету. |
|||
8. Результат изменений |
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет, создавая ситуацию успеха, повысить мотивацию школьников к учению, снизить уровень тревожности учащихся, о чем свидетельствуют результаты психологического обследования учащихся. ИПО показывает, что использование ИКТ в сочетании с рассмотренными выше технологиями, со здоровьесберегающим подходом способствует достижению следующих положительных результатов:
Важный результат – приобщение учащихся к самостоятельному исследованию, их умение работать с различными источниками информации, создавать собственные тексты. Это обусловило активизацию проектной-исследовательской деятельности учащихся. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
Чугунова Н.П. Внеурочная деятельность. Рабочие программы для основной школы. – Самара: ООО «Экспресс-Принт», 2015. 40 с. УДК 371.214.41 ISBN 978-5-600-01003-1. ББК 74.26. Чугунова Н.П. Литературное краеведение в условиях реализации ФГОС. - Программа элективного курса «Певцы земли Кошкинской». – Самара: "Аэропринт", 2015. – 72 с. УДК 371.214.4. ISBN 978-5-905165-15-3. ББК 74.26. Чугунова Н.П. Веб-квест как инновационная форма организации образовательной деятельности на уроках литературы: Методическое пособие. – Димитровград, 2013 – 64 с. УДК 371.38. ББК 74.2. Чугунова Н.П. Современные технологии воспитательной работы. «Воспитательный педагогический проект в средней школе». В помощь классному руководителю. – Д.: Издательский Центр "ЮНИПресс", 2014. Тираж 120 экз. УДК 373.027.8. ISBN 978-5-94683-066-9. ББК 74.2 |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1) ПНПО – 2009 год. 2) ПНПО – 2010 год. 3) Окружной конкурс программ элективных курсов в системе профильного обучения (1 место), 2013 г. 4) Региональный конкурс программ элективных курсов в системе профильного обучения (2 место), 2013 г. 5) XIV областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения (педагогическая секция) (2 место), 2014 г. 6) II межрегиональный конкурс "ФГОС в действии" (2 место), 2014 г. |