Чигавонина Елена Викторовна,
Учитель французского языка МБОУ Гимназия №3 г.о. Самара

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Чигавонина

Елена Викторовна

helpo8@mail.ru

МБОУ Гимназия № 3

г.о. Самара

http://blogs.uchitelclub.ru

Учитель

французского языка

12 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в использовании средств артпедагогики в урочной и внеурочной деятельности при изучении иностранного языка.

Актуальность опыта связана с возросшей потребностью к изучению иностранного языка в условиях современных глобализационных процессов: прорыв в сфере коммуникации, появление Интернета, где на первый план выходит реальное, свободное и массовое международное и межкультурное общение.

Потенциальная полезность: обучение иностранному языку средствами артпедагогики способствуют преодолению языкового, психологического и культурного барьеров.

Надёжность: повышение мотивации и интереса к изучению иностранного языка, что выражается в повышении успеваемости и качества обучения по предмету, увеличении числа участников и победителей олимпиад, конференций и конкурсов, росте количества выпускников, выбравших ЕГЭ по предмету.

Перспективность: возможность использования опыта на всех ступенях обучения при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование средств артпедагогики на уроках и внеурочной деятельности по иностранному языку.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является использование приемов драматизации и песни для снятия барьеров в иноязычной коммуникации и, как следствие, повышение мотивации к изучению предмета.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

В настоящее время школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков, связанные с глобализационными процессами. Однако на пути изучения иностранного языка мы сталкиваемся с серьезной проблемой – проблемой преодоления языкового барьера, а вместе и ним психологического и культурного.

Новое средство обучения. Новые условия образовательной деятельности.

Изучение иностранного языка – это сложный психологический процесс, процесс перехода в чужой мир другого менталитета и других понятий. Психологический барьер, барьер страха перед неудачей, перед ошибкой в чужом языке и культуре ученикам помогают преодолеть средства артпедагогики (драматизация и песня), которые создают благоприятную среду на уроке. Для учащихся обучение с элементами театральной и песенной деятельности означает радостное и при этом лишённое чувства страха продвижение вперёд в изучении иностранного языка.

Культурный барьер неприятнее и опаснее языкового, так как он не виден и поэтому не осознаваем представителями других культур, а также культурные ошибки воспринимаются болезненнее и агрессивнее, чем языковые. В условиях реального массового общения успех коммуникации зависит от знания культуры партнеров по общению. Научить детей общаться, производить, создавать, а не только понимать иностранную речь, возможно благодаря наличию глубоких фоновых знаний. Использование фрагментов литературных произведений (пьесы, стихи, считалки и рифмовки), а также песни на уроках и во внеурочное время способствует получению этих самых фоновых знаний, так как они являются отражением истории, культуры, традиций народа изучаемого языка.

Трудности преодоления языкового барьера определяются следующими факторами: различие в фонетике, разница в грамматическом строе языков, в наличии или отсутствии грамматических категорий (например, отсутствие склонения существительных и прилагательных во французском языке и артикля – в русском). Благодаря песне удается решить несколько задач: во-первых, практическую, это объясняется тем, что пение способствует отработке произношения, песня расширяет и закрепляет лексический запас, способствует введению диалектных и разговорных форм, при помощи песни в непринужденной форме отрабатываются грамматические структуры.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация образовательного процесса.

Для реализации данного ИПО очень удачно на уроке и во внеурочной деятельности использовать игровые технологии. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, раскрепощает их, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания. Опыт доказывает, что самый большой интерес представляют игры, которые заставляют думать, дают возможность развивать свои способности, соревноваться с другими учениками. Игровые формы и приемы, применяемые на уроке, разнообразны:

ролевые игры;

фонетические игры;

грамматические игры;

лексические игры;

подвижные игры.

Использование наглядности на уроке, повышение производительности урока, установление межпредметных связей, совершенствование умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов, знакомство с культуроведческими знаниями, проведение диагностики и мониторинга знаний учащихся обеспечивает использование информационно-коммуникативной технологии. Сайт TV5 Monde предлагает материал на самые разные темы с уже разработанными интерактивными заданиями для учащихся с разным уровнем владения французским языком.

Песня и драматизация являются составляющими здоровьесбережения: создается благоприятная атмосфера, снимается психологическая нагрузка, появляется возможность подвигаться. Как правило, выполнение движений способствует наилучшему запоминанию слов в результате подключения двигательного канала восприятия информации.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Использование песни и драматизации на уроках иностранного языка имеет ряд методических преимуществ:

они являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях и постановках знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В них часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры;

в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические явления языка. Существуют учебные песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они ритмичны, сопровождаются пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями (цель которых проверка понимания и обсуждение содержания);

песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;

песни и драматические постановки способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.

Ограничения и риски отсутствуют.

Трудоемкость заключается в необходимости подбирать песни и постановки, соответствующие возрасту и интересам современных учеников, а также в необходимости разрабатывать задания к ним.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учитель должен быть творческим, артистичным, деятельным; он должен владеть совокупностью приемов и методов, характерных для театральной и игровой технологий.

8. Результат изменений

Средний балл по результатам ЕГЭ и ГИА

Учебный

период

Средний

балл

учителя

Территориальный

средний балл

Региональный

средний балл

2012-2013 уч. год

(в формате ГИА)

 

63,6

 

57,6

 

57,1

 

2014-2015 уч. год

(в формате ЕГЭ)

 

85,5

 

83,05

 

80,8

 

Активное участие обучающихся в факультативах, кружках по учебным предметам, организуемых педагогом

период

Участие обучающихся в факультативах, кружках, организуемых педагогом

общее кол-во учащихся, обучающихся в кружках у учителя

кол-во учащихся

% от общего кол-ва учащихся

«Подготовка учащихся к международному экзамену DELF»

Обучение языку через «Французский театр»

кол-во

уч-ся

% от общего кол-ва уч-ся

кол-во уч-ся

% от общего кол-ва уч-ся

2012-2013г.

22

44%

12

24%

34

68%

2013-

2014г.

24

32%

15

20%

39

52%

2014-2015г.

24

39%

15

24%

39

63%

Участие учащихся в муниципальном (окружном) этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние три года.

Учебный период

Общее количество

учащихся

Количество участников

в муниципальном

этапе

Количество призеров в региональном этапе

Количество призеров во всероссийском уровне

2012-2013г.

50

2

1

 

2013-2014г.

75

3

1

 

2014-2015г.

62

17

2

1

 

9. Публикации о представленном ИПО

Разработка урока французского языка по ФГОС в 4 классе по теме «Домашние животные»; Самара, Образовательный портал «Методическая платформа», 2015.

«Песня как средство повышения эффективности обучения иностранному языку»; Барнаул, Международное периодическое издание «Педагогический советник», 2015.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2014».

Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (победитель).