Чеснова Наталья Александровна,
Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Чеснова Наталья Александровна chesnova_natasha@mail.ru |
ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье |
Учитель английского языка |
24 |
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||
Тип опыта
|
Сектор применения: начальная, основная и средняя школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процессов через использование современных образовательных технологий. |
||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Представленный опыт направлен на реализацию системно-деятельностного подхода учащихся при обучении английскому языку. Предложенный опыт обеспечивает повышение уровня знаний учащихся путем оптимизации и интенсификации учебного времени и времени на выполнение домашнего задания при использовании системно-деятельностного подхода. В основе опыта лежит компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания. Актуальность – увеличение процента детей различных категорий в классах. Надежность опыта обеспечивается полным усвоением знаний, стабильностью результатов обучения: на протяжении пяти лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических конференций различного уровня. Перспективность опыта обеспечивается его направленностью на решение задач федерального государственного образовательного стандарта в части формирования метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, формировать и развивать компетентности в области английского языка. Появляется возможность более высокого развития одаренных детей при совместном обучении с детьми с ОВЗ, не причиняя вреда и не ущемляя возможностей вторых. |
||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения определяется необходимостью реструктурирования содержания материала по английскому языку, выявления структурно-логических связей, составления дидактических материалов. |
||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность с различными категориями обучающихся. |
||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса. |
||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является обеспечение индивидуализации процесса обучения для каждого ученика, используя современные образовательные технологии. |
||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Для многих общеобразовательных учреждений характерны такие трудности, как низкое качество обучения по данному предмету при кажущемся высоким уровне преподавания предмета: достаточно часов, дополнительные занятия, связь теории с практикой, применение инноваций. Дети теряются в том потоке информации, который на них обрушивается, они не умеют отбирать и вычленять главную суть и его частные следствия. Информации так много, что потом отыскать нужное в своем сознании (памяти) ребенку не представляется возможным или занимает определенное время, при условии, если ученик добросовестный и запоминает все, что ему предлагают. Если нужную информацию трудно найти, то применить к данной ситуации еще сложнее, и главная причина естественно разные физиологические возможности учащихся. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Индивидуализация является одним из главных условий построения личностно-ориентированного образовательного процесса в школе. Сегодня в школе актуальным является знание и своевременное реагирование на проблемы конкретного учащегося, перенос акцента с фронтальной работы на самостоятельную, обеспечение возможности выбора каждому обучающемуся. Учителю английского языка и классному руководителю в процессе работы приходится иметь дело со многими категориями детей. Проблема состоит в том, что результаты обучения не могут быть в одинаковой степени достигнуты каждым ребенком. Усваивают все по-разному, значит и учить надо всех по-разному. Целью моей адресной работы с различными категориями обучающихся является индивидуализация образовательного и воспитательного процесса. Задачи: – обеспечить усвоение образовательной программы каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей; – создать условия для индивидуализации обучения. |
||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
В каждом классе, в котором приходится работать учителю, трудно найти более-менее однородную группу учащихся, которые имели бы сходный уровень подготовки, мотивации, состояния здоровья. Тем не менее, основную образовательную программу должен освоить каждый ученик. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания, в которой я работаю, позволяет одновременно оказывать адресную помощь всем категориям присутствующих в классе детей: кроме основной массы учащихся которые отличаются друг от друга состоянием здоровья, уровнем мотивации и подготовки незначительно, есть категории детей с особыми возможностями здоровья, есть дети-инвалиды, которые могут обучаться в общем классе, есть одарённые учащиеся, которым необходим более высокий уровень освоения программы. Я работаю в классах, где обучаются дети с ОВЗ: инвалид по зрению (слабовидящий); инвалид по слуху (слабослышащий). Модель в которой я работаю, инклюзивна по сути. Дети с ОВЗ и даже инвалиды не изолированы от ребячьего общества, живут с классом общими делами, дружат и общаются. Они имеют возможность взять тот же уровень освоения любой темы, получают весь инструментарий для такого усвоения, их никто не ограничивает. Одаренных детей не тормозят уроки, на которых им откровенно скучно, так как слабые ученики не усвоили материал раньше и учителю приходится с ними повторять и топтаться на месте. В чем заключается модель обучения? Ученики всех названных категорий находятся в классе вместе, их никто не разделяет. Изучение любой темы происходит поэтапно. Первый этап – изучение теории – происходит одновременно. Я даю теоретический материал одновременно для всех на высоком научном уровне, который способен взять одарённый учащийся, но имеют возможность взять все ученики класса, в том числе и слабо подготовленные. На следующем этапе – семинаре – примеры применения теории для решения ключевых заданий, то есть применение теории на практике. Одарённые дети легко справляются с этим и помогают мне на этом этапе, то есть они быстрее усваивают способы деятельности с данным теоретическим материалом и показывают вместе со мной примеры решения заданий для остальных учеников. Все учащиеся получают примеры правильного применения знаний на практике. На третьем этапе, который занимает большую часть уроков, отведённых на изучение темы, ученики с коллективной деятельности самостоятельно решают большой спектр разнообразных заданий, которые позволяет решить данная на первом этапе теория. На данном этапе я беру на себя роль тьютора. Я должна обеспечить данный этап целым комплексом заданий от самого простого уровня до заданий ЕГЭ уровня В и С, а также олимпиадных заданий. Ясно, что на этом этапе каждый ученик работает самостоятельно. Задания простого уровня сложности могут пройти все ученики, только одаренные дети это сделают быстро, не нуждаясь в помощи тьютора, поэтому учителю потребуется мало времени на работу с такими детьми, они работают совершенно самостоятельно. Основная масса детей потребует некоторых разъяснений, учитель иногда подходит к ним и направляет их работу, отсылает к примерам решения ключевых задач. Кроме того, основная масса детей может обсудить решение задания с одарёнными детьми, разъяснить свои сомнения, а одаренный ребенок в собеседовании с более слабым одноклассником имеет возможность проговорить теорию, лишний раз проверить себя, правильность своего решения. Больше всего времени у меня занимает работа с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, педагогически запущенными детьми. В то время, когда основная масса детей работает самостоятельно, я могу объяснить детям с ОВЗ непонятые ими моменты теории, еще раз показать примеры выполнения ключевых заданий, вместе с ними выполнить задание, объяснив, почему следует поступать именно так, добиться четкого объяснения от каждого ученика. Каждый из учащихся, находящихся в классе, осваивает тему на своем максимально возможном уровне. Одаренные дети осваивают тему наиболее полно вплоть до решения заданий олимпиадного уровня. Такую же возможность получают и другие ученики, поэтому они могут это сделать самостоятельно. Учащиеся с низким уровнем подготовки – дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют возможность освоения теории и способов деятельности на том же уровне, что и все учащиеся, но используют эту возможность в определённой степени, которая зависит от возможностей их здоровья. Педагогически запущенные дети получают возможность многократно испытать ситуацию успеха, сравнить свою работу с работой других учеников, понять, что возможность решать задания у них тоже есть. Тем не менее, возможность многократного возвращения к теории и повторения способов деятельности, обеспечивает 100-процентное усвоение материала всеми учащимися. На следующем этапе контроль знаний и умений проводится двукратно в форме самостоятельной и контрольной работы. Если самостоятельная работа выполнена с ошибками, то есть урок, на котором ученики выполняют работу над ошибками. Одаренные дети могут сами отрефлексировать свои ошибки, основной массе потребуется небольшая направляющая помощь, дети с ОВЗ и дети-инвалиды потребуют больше внимания и исправления ошибок в способах решения заданий с применением новой теории. Контрольная работа показывает реальный уровень освоения темы. Мотивация педагогически запущенных детей растет по мере того, как успех в решении заданий увеличивается, и группа таких детей становится со временем меньше. В эту модель хорошо вписываются дистанционные образовательные технологии, которые позволяют, используя личный сайт, поместить теорию для повторения учащимися или изучения отсутствующими, разместить примеры решения ключевых заданий, условия заданий повышенной сложности для одарённых детей. Есть возможность в форуме организовать обсуждение наиболее сложных решений заданий. А детям, которые в какой-либо день не могут присутствовать на уроке, дистанционно можно объяснить новый материал. |
||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущества перед аналогами и новизна. В основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания лежат положения, ставшими приоритетными: формирование универсальных учебных действий, индивидуальная работа с различной категорией учащихся, формирование у учащихся положительного отношения к учению. Новизна опыта. Методическая работа по формированию банка структурных схем и разноуровневых заданий, составление набора ключевых задач по английскому языку с целью выявления её дидактического потенциала и повышения эффективности образовательного процесса. Ограничения отсутствуют. Риски отсутствуют. Трудоемкость. Большая затрата времени для разработки сценария темы. |
||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Наличие банка заданий для проверки поставленной педагогической проблемы. Прохождение курсов повышения квалификации «Обучение школьников через построение индивидуальной образовательной траектории». |
||
8. Результат изменений |
Внутренняя результативность: На основании методов наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, анализа продуктов деятельности учащихся, констатировано наличие следующих изменений: сложились товарищеские отношения, возрос познавательный интерес к английскому языку, к самостоятельному поиску и творчеству. Работа в группах формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки, творческие способности, содействующие развитию творческой одарённости, виды мышления, навыки рефлексии. Внешняя результативность: 1) положительная динамика учебных достижений как повышение качества обучения, 100-процентная успеваемость на ЕГЭ и текущая; 2) подготовка победителей и призеров муниципальных олимпиад по английскому языку, победителей и призёров научно-практических конференций различных уровней, творческих конкурсов; 3) преемственность профессии (рост числа студентов, обучающихся в педагогических вузах по специальности «учитель иностранного языка»). |
||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Здоровьесберегающий аспект в компетентностно-контекстной модели обучения // Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Центра специального образования Самарской области». – Самара: Изд-во OOO «Инсома-пресс».2013. – 432 с. УДК 376.2. ББК 74.5 р О-23. ISBN 978-5-4317-0090-3. 2. Образовательный веб-ресурс «Учителям.ру». Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка. Всероссийский образовательный портал «Учителям.ру» (свидетельство о регистрации в СМИ). 3. Участие в профилактических программах как средство формирования ценностного отношения к своему здоровью // Сборник трудов ХII международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века». – Самара: СИПКРО, 2014. – 342 с. УДК 37. ББК 51.204.0 З46. ISBN 978-5-7174-0565-2. 4. Социально-гуманитарные технологии организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка // Материалы III Международной научно-практической конференции. – Самара: «Издательство АСГАРД», 2015. – 231 с. ELR 378 ББК 74.202 С69. ISBN 978-5-9905777-1-8. |
||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям ПНПО-2016 – победитель. 2. «Классный руководитель» – 3 место. 3. «Воспитать человека» (номинация «Лучший классный руководитель общеобразовательного учреждения») – 1 место. 4. «Диалог – путь к пониманию» – лауреат, финалист. |