Тряпочкина Наталья Викторовна,
Учитель математики ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||||||
Тряпочкина Наталья Викторовна tryapochkina_natalya@mail.ru |
ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье http://schkola1priv.minobr63.ru/ |
Учитель математики |
25 лет |
||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – в основе опыта содержится компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания. Представленный опыт направлен на реализацию системно-деятельностного подхода обучающихся при обучении математике. Данный опыт обеспечивает повышение уровня знаний обучающихся путем оптимизации и интенсификации учебного времени и времени на выполнение домашнего задания. Актуальность: Инклюзия. Учитывая, что в классах, в которых работаю, одновременно обучаются дети различных категорий (одаренные дети – 5%, дети из социально-неблагополучных семей – 43%, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации – 3% , дети-сироты – 3%, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья – 7%, дети с девиантным поведением –3%), поэтому строю свою деятельность на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания. Эффективность: Надежность опыта обеспечивается полным усвоением знаний, стабильностью результатов обучения. Перспективность опыта обеспечивается его направленностью на решение задач федерального государственного образовательного стандарта в части формирования метапредметных результатов обучения. Появляется возможность более высокого развития одаренных детей при совместном обучении с детьми с ОВЗ, не причиняя вреда и не ущемляя возможностей всех. |
||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость данного опыта заключается в необходимости переструктурировать содержание материала по математике, выявлять стуктурно-логические связи, составлять дидактические материалы. |
||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Организация обучения математике в основной школе на основе компетент-ностно-контекстной модели обучения и воспитания. |
||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является индивидуализация процесса обучения для каждого обучающегося на основе использования современных образовательных технологий. |
||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новый подход к результатам образования. Наряду с предметными и личностными результатами, которые рассматривались в отечественной системе образования в качестве результатов обучения и воспитания соответственно, в стандартах обозначен абсолютно новый результат – метапредметный. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (УУД). Дети теряются в том потоке информации, который на них обрушивается, они не умеют отбирать и вычленять главную суть и его частные следствия. Поэтому время показало, что традиционные подходы к обучению не всегда эффективны, и их надо менять. Новое средство обучения – компетентностно-контекстная модель образовательного процесса – одна из тех моделей, которая создает условия для формирования социального опыта учащихся, так как в своей структуре содержит его. Новые условия образовательной деятельности. Переход к инновационному типу образования должен обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность опыта заключается в идее замены одномерной модели обучения (в логике организации учебной деятельности) на многомерную (трехмерную), предполагающую организацию деятельности учащихся в учебной, социальной и рефлексивной деятельности. Каждый вид деятельности обеспечивает приобретение учащимися конкретного вида опыта: в учебной деятельности –когнитивного; в социальной – метакогнитивного; в рефлексивной – репрезентативного. Совокупность трех видов опыта обеспечивает формирование компетенции, как способности решать проблемы на основе умения связывать знания с условиями ситуации. В компетентностно-контекстной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа: 1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. На этом этапе все обучающиеся получают одинаковый набор средств, для решения большого спектра задач. Неотъемлемая часть первого этапа это решение ключевых задач, которые представляют собой модели разных ситуаций по изучаемой теме, решаемые средствами представленной теории. Ключевые задачи – основа понимания и применения теории. Они предъявляются всем детям одинаково. Но освоение способов их решения в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания индивидуализировано, учитываются возможности обучающихся, их интересы и потребности. Кому-то в классе достаточно распознать модель задачи и понять разницу в способах решения задач различных видов, а другим нужно будет выучить наизусть алгоритм решения ключевых задач. 2 этап – осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как, моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т. д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы. 3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность (сущность ее по Дьяченко В.К), в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям. Обучающимся предлагается большой набор заданий, в который включены задачи, начиная от однотипных ключевых до задач повышенной трудности. Этот набор задач так же, как и структуру, все получают одинаковый. Но в рамках данного этапа каждому обучающемуся предоставляется возможность решать задачи различного уровня в удобном для него темпе. То есть дети начинают выполнять задания, двигаясь каждый по своей индивидуальной траектории, которую обозначают себе сами. Учитель выступает здесь в роле тьютора. В процессе работы дети объединяются в свои группы, объединяющим фактором является ни умственное отличие, а решаемый ранг задач. Освоив первый уровень, дети переходят на следующий. Временные рамки данного этапа большие, составляют примерно 40% от всего времени, выделенного на изучение темы, поэтому возможность освоить минимальный базовый уровень есть у любого ребенка, что является признаком полного усвоения знаний и ведет к отсутствию неуспевающих по предмету. 4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос. |
||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. В основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания лежат положения, ставшими приоритетными: – формирования универсальных учебных действий; – сопровождение одаренных и мотивированных обучающихся; – сохранение и укрепление здоровья школьников; – индивидуальная работа с различной категорией учащихся; – развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде; – формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость. Большая затрата времени для разработки сценария темы (структурных схем, составление набора ключевых задач и разноуровневых заданий). Риски отсутствуют. |
||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Прохождение курса повышения квалификации «Обучение школьников через построение индивидуальной образовательной траектории». |
||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
С применением компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания прослеживаются неплохие результаты. Дети охотно участвуют в школьных и районных олимпиадах, научно-практических конференциях. Занимают призовые места. Кроме того, возросло количество участников целого ряда олимпиад и конкурсов интеллектуальной направленности всероссийского и международного уровня, как очных, так и заочных, и в режиме on-lain. В экспериментальном классе нет неуспевающих, сформировалась мотивация к изучению математики, нет пассивных слушателей, каждый достигает поставленной самим собой цели. У учеников с девиантным поведением и в классах, где преподаю, повысился уровень школьной адаптации и возросла учебная мотивация. Многие учащиеся изменили свое поведение и отношение к учебе в лучшую сторону. Это видно из результатов исследования учащихся школьным психологом. |
||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
|
||||||||||||||||||||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Победитель окружного этапа «Самый классный классный». 2012 г. 2. Победитель ПНПО. 2016 г. |