Сухарова Наталья Александровна,
Учитель русского языка и литературы Гимназия №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Сухарова Наталья Александровна |
Гимназия №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск, gm6301.ru |
Учитель русского языка и литературы |
28 |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки русского языка и литературы. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – наличие системы уроков литературы и русского языка, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Актуальность обусловлена КОНЦЕПЦИЕЙ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Работа педагогического коллектива гимназии № 1 г. Новокуйбышевска в рамках программы «Интеллект» направлена на развитие способностей детей, что в целом соответствует целевой программе «Одарённые дети Самарской области» и Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года. Эффективность: дать обучающемуся не только определённую сумму знаний, но и развивать творческие способности. - потенциальная полезность выражается в понимании обучающихся, что творчество возможно не только на уроках изобразительного искусства и музыки, что развитие творческих способностей на уроках литературы и русского языка повышает самооценку, даёт уверенность, способствует формированию социально адаптированной личности. - надёжность в сохранении и повышении мотивации обучения на длительный период. - перспективность: развитие творческих способностей, формирование у обучаемых прочных знаний на основе опыта взаимоотношений и практической работы в классе, сохранение здоровья учащихся. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Федеральный государственный образовательный стандарт требует от современного педагога умения создать условия для самостоятельной творческой деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. Уроки литературы способствуют пониманию проблем, умению выдвигать гипотезы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. То есть способствуют формированию универсальных учебных умений и действий. В своей педагогической деятельности я использую следующие формы работы: подготовка презентаций, проектная деятельность, организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке, подготовка к предметным олимпиадам и участие в них, организация исследовательской работы на уроках русского языка и литературы, интегрированные уроки, уроки-представления, уроки-экскурсии, круглые столы, дискуссии, литературная гостиная и др. Одним из методов развития творческих способностей является игра. Играть любят все: от пятиклассников до одиннадцатиклассников. Поэтому игровые моменты стараюсь включать во все виды урока. На развитие творческих способностей направлена работа научно-исследовательского общества «Поиск», программа которого была разработана мной в 2012 году. Членами этого общества являются учащиеся 5-11 классов. Учащиеся получают теоретические основы исследовательской деятельности. Опираясь на них, выполняют исследовательские работы по различным предметам. Формирование же специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности проводится не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий. На уроках литературы учащимся предлагаются задания исследовательского характера: мини-исследование на примере эпизода текста. Внеклассное чтение проводится в форме композиции, коллажа, семинара, дискуссии и др. Система внеклассного чтения построена с учётом интересов учащихся. На таких уроках идёт обсуждение произведений зарубежных писателей (в программе по литературе отведено мало часов на изучение зарубежной литературы) и творчества современных русских писателей и поэтов. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Организация образовательного процесса. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие творческих способностей на уроках литературы как один из способов формирования универсальных учебных умений и действий учащихся. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого педагогического опыта является необходимость развития творческого потенциала и одарённости учащихся на уроках литературы и во внеурочное время. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Выявлено противоречие между увлечением виртуальным миром, повышением спроса на краткое изложение художественного произведения и требованиями, предъявляемыми к личности выпускника. Сегодня возникает необходимость осуществления образовательных услуг таким образом, чтобы в центре внимания находилась творческая деятельность учащихся. Новое средство обучения – технология исследований и научно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Новые условия образовательной деятельности. Научно-исследовательское общество «Поиск» объединяет единомышленников среднего и старшего звена. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Технология научно-исследовательской деятельности связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Главное в этой технологии – логически выверенная последовательность действий учителя по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе делают доступнее любую информацию, дают возможность разнообразить и индивидуализировать учебную деятельность, способствуют развитию творческих способностей, помогают в исследованиях, развивают самостоятельность учащегося, повышают активность ученика – равноправного участника образовательного процесса. Кабинет, в котором проходят уроки литературы, оснащён мультимедийной аппаратурой, компьютером и интерактивной доской. Система использования СОТ в учебном процессе позволяет повысить темп урока, реализовать идеи развивающего обучения, повысить его эффективность. Во всех этих технологиях лежит здоровьесберегающий потенциал. С развитием Интернета, технических средств, возможностей общения в онлайновом режиме дистанционное образование получило дополнительный импульс, появились возможности качественных изменений в организации самого процесса обучения, реализации его самых разнообразных форм. В 2011 году мною был создан сайт, который позволяет продолжать процесс обучения вне школы. На сайте я размещаю проблемные задания для учащихся, тесты, творческие задания, а также необходимую информацию для родителей моих учеников. Организация учебного процесса Идея изменений затрагивает работу с одарёнными детьми. Цель своей педагогической деятельности я вижу в развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеурочное время. Для достижения цели я поставила для себя следующие задачи: 1. Провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования УУД и развития творческих способностей учащихся. 2. Пересмотреть в календарно-тематическом планировании формы работы на уроках литературы и разработать систему уроков по внеклассному чтению. 3. Освоить и внедрить в практику технологию исследований и технологию научно-исследовательской деятельности на уроках литературы. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Преимущество своего опыта вижу в создании условий для развития творческих способностей учащихся не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка и на занятиях научно-исследовательского общества «Поиск». Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски Конечно, всегда есть риск получить не тот результат, который был запланирован. Каждый обучающийся – индивидуальность, личность. Поэтому необходимо корректировать работу в процессе. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
В таких документах, как «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», закреплены общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов. Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Материалы этих документов и курсы повышения квалификации («Образовательные интернет-практики в урочной и внеурочной деятельности», «Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках различных предметных областей», «Тезисы и презентация учебно-исследовательской работы») помогли освоить современные образовательные технологии и реализовать поставленные задачи. |
|||
8. Результат изменений |
Результатом реализации педагогической идеи можно считать позитивную динамику итогов (средний балл) учебной деятельности обучающихся: по литературе: стабильно высокий от 4,1 до 4,9 баллов, по русскому языку – от 4.2 до 4,6. За последние три года 9 исследовательских работ учащихся по русскому языку и литературе стали победителями конкурсов и конференций различного уровня. В 2015 году обучающийся 11 класса стал победителем областной научной конференции учащихся по русскому языку. По итогам Всероссийской конференции «Научный потенциал» в печатный сборник «Ими гордится Россия» включены имена 4-х выпускников 2015 года. С 2012 года я являюсь школьным координатором по апробации технологий дистанционного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности на базе ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска. В 2012 году мною был создан авторский сайт, который стала применять для подготовки учеников к экзаменам и к олимпиадам. В 2013 году в рамках подготовки к экзаменам я стала использовать видеоконсультации, которые позволяют произвести передачу информации, обсуждение непонятного задания и т. п. на расстоянии в режиме реального времени с любым учеником гимназии. Таблица «Доля количества учащихся, вовлечённых в процесс развития творческих способностей» Таблица «Положительная динамика призёров и победителей в ежегодных олимпиадах и конференциях» В 2013 и 2015 гг. призёром и победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе стали 2 обучающихся. Две одиннадцатиклассницы стали победителями в региональном конкурсе сочинений выпускников 2014-2015 г. Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе также являются показателем работы учителя с одарёнными детьми. За последние три года повысился уровень мотивации к изучению русского языка и литературы, повысилось качество знаний, сформировались навыки исследовательской деятельности. В 2013 г. я стала обладателем Гранта Благотворительного Фонда «Виктория» по итогам 2012-2013 учебного года за большой вклад в организацию работы с одарёнными детьми. Участие в городских конкурсах чтения, в интернет-конференциях, в олимпиадах дистанционного формата, организация мероприятий на гимназическом уровне, победы в олимпиадах ПГСГА по литературе, экзамен по литературе (сочинение), который был впервые введён в 2014 году, – это тоже показатель успешной работы над развитием творческих способностей. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014г.: в 6 частях. Часть VI. – М.: «АР-Консалт», 2014. – 166 с. 2. Игра как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы // Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века: Сборник трудов XII-ой международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Васильева, Л.Ю. Панариной, И.Л. Матасовой, Н.А. Солововой. – Самара: СИПКРО, 2014. – 445 с. 3. Научно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования творческой личности // Наука и образование в ХХ веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г.: в 3 частях. Часть I. – М.: «AP – Консалт», Москва, 2015. – 155 с. |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Региональный конкурс «Классный руководитель». 2014 г. 2 место. 2. Территориальный конкурс «Я реализую ФГОС». 2016 г. 1 место. 3. Победитель конкурса долгосрочных воспитательных проектов 2016 года. 4. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Победитель. |