Сухарова Наталья Александровна,
Учитель русского языка и литературы Гимназия №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Сухарова

Наталья Александровна

natalya.suharova@mail.ru

Гимназия №1 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск, gm6301.ru

Учитель русского языка и литературы

28

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки русского языка и литературы.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – наличие системы уроков литературы и русского языка, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

Актуальность обусловлена КОНЦЕПЦИЕЙ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Работа педагогического коллектива гимназии № 1 г. Новокуйбышевска в рамках программы «Интеллект» направлена на развитие способностей детей, что в целом соответствует целевой программе «Одарённые дети Самарской области» и Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года.

Эффективность: дать обучающемуся не только определённую сумму знаний, но и развивать творческие способности.

- потенциальная полезность выражается в понимании обучающихся, что творчество возможно не только на уроках изобразительного искусства и музыки, что развитие творческих способностей на уроках литературы и русского языка повышает самооценку, даёт уверенность, способствует формированию социально адаптированной личности.

- надёжность в сохранении и повышении мотивации обучения на длительный период.

- перспективность: развитие творческих способностей, формирование у обучаемых прочных знаний на основе опыта взаимоотношений и практической работы в классе, сохранение здоровья учащихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Федеральный государственный образовательный стандарт требует от современного педагога умения создать условия для самостоятельной творческой деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. Уроки литературы способствуют пониманию проблем, умению выдвигать гипотезы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. То есть способствуют формированию универсальных учебных умений и действий.

В своей педагогической деятельности я использую следующие формы работы: подготовка презентаций, проектная деятельность, организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке, подготовка к предметным олимпиадам и участие в них, организация исследовательской работы на уроках русского языка и литературы, интегрированные уроки, уроки-представления, уроки-экскурсии, круглые столы, дискуссии, литературная гостиная и др.

Одним из методов развития творческих способностей является игра. Играть любят все: от пятиклассников до одиннадцатиклассников. Поэтому игровые моменты стараюсь включать во все виды урока.

На развитие творческих способностей направлена работа научно-исследовательского общества «Поиск», программа которого была разработана мной в 2012 году. Членами этого общества являются учащиеся 5-11 классов.

Учащиеся получают теоретические основы исследовательской деятельности. Опираясь на них, выполняют исследовательские работы по различным предметам. Формирование же специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности проводится не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий. На уроках литературы учащимся предлагаются задания исследовательского характера: мини-исследование на примере эпизода текста. Внеклассное чтение проводится в форме композиции, коллажа, семинара, дискуссии и др.

Система внеклассного чтения построена с учётом интересов учащихся. На таких уроках идёт обсуждение произведений зарубежных писателей (в программе по литературе отведено мало часов на изучение зарубежной литературы) и творчества современных русских писателей и поэтов.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Организация образовательного процесса.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие творческих способностей на уроках литературы как один из способов формирования универсальных учебных умений и действий учащихся.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого педагогического опыта является необходимость развития творческого потенциала и одарённости учащихся на уроках литературы и во внеурочное время.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Выявлено противоречие между увлечением виртуальным миром, повышением спроса на краткое изложение художественного произведения и требованиями, предъявляемыми к личности выпускника. Сегодня возникает необходимость осуществления образовательных услуг таким образом, чтобы в центре внимания находилась творческая деятельность учащихся.

Новое средство обучения – технология исследований и научно-исследовательской деятельности на уроках литературы.

Новые условия образовательной деятельности. Научно-исследовательское общество «Поиск» объединяет единомышленников среднего и старшего звена.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Технология научно-исследовательской деятельности связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Главное в этой технологии – логически выверенная последовательность действий учителя по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе делают доступнее любую информацию, дают возможность разнообразить и индивидуализировать учебную деятельность, способствуют развитию творческих способностей, помогают в исследованиях, развивают самостоятельность учащегося, повышают активность ученика – равноправного участника образовательного процесса. Кабинет, в котором проходят уроки литературы, оснащён мультимедийной аппаратурой, компьютером и интерактивной доской. Система использования СОТ в учебном процессе позволяет повысить темп урока, реализовать идеи развивающего обучения, повысить его эффективность.

Во всех этих технологиях лежит здоровьесберегающий потенциал.

С развитием Интернета, технических средств, возможностей общения в онлайновом режиме дистанционное образование получило дополнительный импульс, появились возможности качественных изменений в организации самого процесса обучения, реализации его самых разнообразных форм. В 2011 году мною был создан сайт, который позволяет продолжать процесс обучения вне школы. На сайте я размещаю проблемные задания для учащихся, тесты, творческие задания, а также необходимую информацию для родителей моих учеников.

Организация учебного процесса

Идея изменений затрагивает работу с одарёнными детьми.

Цель своей педагогической деятельности я вижу в развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеурочное время.

Для достижения цели я поставила для себя следующие задачи:

1. Провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования УУД и развития творческих способностей учащихся.

2. Пересмотреть в календарно-тематическом планировании формы работы на уроках литературы и разработать систему уроков по внеклассному чтению.   3. Освоить и внедрить в практику технологию исследований и технологию научно-исследовательской деятельности на уроках литературы.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Преимущество своего опыта вижу в создании условий для развития творческих способностей учащихся не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка и на занятиях научно-исследовательского общества «Поиск».

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски

Конечно, всегда есть риск получить не тот результат, который был запланирован. Каждый обучающийся – индивидуальность, личность. Поэтому необходимо корректировать работу в процессе.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

В таких документах, как «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа», закреплены общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов. Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Материалы этих документов и курсы повышения квалификации («Образовательные интернет-практики в урочной и внеурочной деятельности», «Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках различных предметных областей», «Тезисы и презентация учебно-исследовательской работы») помогли освоить современные образовательные технологии и реализовать поставленные задачи.

8. Результат изменений

Результатом реализации педагогической идеи можно считать позитивную динамику итогов (средний балл) учебной деятельности обучающихся: по литературе: стабильно высокий от 4,1 до 4,9 баллов, по русскому языку – от 4.2 до 4,6.

За последние три года 9 исследовательских работ учащихся по русскому языку и литературе стали победителями конкурсов и конференций различного уровня. В 2015 году обучающийся 11 класса стал победителем областной научной конференции учащихся по русскому языку.

По итогам Всероссийской конференции «Научный потенциал» в печатный сборник «Ими гордится Россия» включены имена 4-х выпускников 2015 года.

С 2012 года я являюсь школьным координатором по апробации технологий дистанционного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности на базе ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска. В 2012 году мною был создан авторский сайт, который стала применять для подготовки учеников к экзаменам и к олимпиадам. В 2013 году в рамках подготовки к экзаменам я стала использовать видеоконсультации, которые позволяют произвести передачу информации, обсуждение непонятного задания и т. п. на расстоянии в режиме реального времени с любым учеником гимназии.

Таблица «Доля количества учащихся, вовлечённых в процесс развития творческих способностей»

Таблица «Положительная динамика   призёров и победителей в ежегодных олимпиадах и конференциях»

В 2013 и 2015 гг. призёром и победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе стали 2 обучающихся. Две одиннадцатиклассницы стали победителями в региональном конкурсе сочинений выпускников 2014-2015 г.

Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе также являются показателем работы учителя с одарёнными детьми.

За последние три года повысился уровень мотивации к изучению русского языка и литературы, повысилось качество знаний, сформировались навыки исследовательской деятельности.

В 2013 г. я стала обладателем Гранта Благотворительного Фонда «Виктория» по итогам 2012-2013 учебного года за большой вклад в организацию работы с одарёнными детьми.

Участие в городских конкурсах чтения, в интернет-конференциях, в олимпиадах дистанционного формата, организация мероприятий на гимназическом уровне, победы в олимпиадах ПГСГА по литературе, экзамен по литературе (сочинение), который был впервые введён в 2014 году, – это тоже показатель успешной работы над развитием творческих способностей.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014г.: в 6 частях. Часть VI. – М.: «АР-Консалт», 2014. 166 с.

2. Игра как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы // Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века: Сборник трудов XII-ой международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Васильева, Л.Ю. Панариной, И.Л. Матасовой, Н.А. Солововой. – Самара: СИПКРО, 2014. – 445 с.

3. Научно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования творческой личности // Наука и образование в ХХ веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г.: в 3 частях. Часть I. – М.: «AP – Консалт», Москва, 2015. 155 с.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Региональный конкурс «Классный руководитель». 2014 г. 2 место.

2. Территориальный конкурс «Я реализую ФГОС». 2016 г. 1 место.

3. Победитель конкурса долгосрочных воспитательных проектов 2016 года.

4. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Победитель.