Суворова Галина Анатольевна,
Учитель обществознания ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» г.Нефтегорска м.р. Нефтегорский
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Суворова Галина Анатольевнна
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области |
Учитель обществознания |
26 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процессов. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта состоит в обоснованном комбинировании отдельных форм и методов технологии проблемного обучения, позволяющий создать наиболее эффективные условия для формирования и развития социального опыта обучающихся при работе с документами. Актуальность опыта: Умение работать с документами позволяет обучающимся находить не только нужные знания и добиваться их усвоения, пользоваться, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, выйти за рамки предметного обучения, позволят применять полученные знания при решении жизненных задач и проблем. Находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, обучающиеся осознают смысл и результат своих усилий, и это позволяет им чувствовать себя значимыми и востребованными. Потенциальная полезность опыта заключается в умении воспринимать и обрабатывать различную информацию, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с документами и применять в любой предметной области. Надежность обеспечивает рост интереса обучающихся к изучению предмета обществознания, расширяет возможности процесса обучения, сотрудничество педагога и обучающегося и повышает качество обучения. Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит проблемный подход изучения проблемных ситуаций в источниках, который активизирует самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, формирует творческую деятельность и развития мыслительных способностей.
|
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.
|
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие познавательной деятельности обучающихся с опорой на умение работать с различными документами на уроках обществознания.
|
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей педагогической идеей представления инновационного опыта является снижение познавательной деятельности при работе обучающихся с источниками информации по обществознанию. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках, неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению творческих работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными документами. В результате у обучающихся не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Главное противоречие состоит в том, что: – многие обучающиеся не интересуются нормативными документами, публицистикой, философскими текстами, испытывают трудности при объективном анализе исторических фактов и явлений, что противоречит возрастающей потребности общества в развитии индивидуального и общественного сознания; – обилием информационных ресурсов и неумением обучающихся качественно работать с информацией – анализировать прочитанное, выделять главное, сворачивать информацию и делать выводы: – разногласие между первоисточниками и информацией СМИ, которая негативно влияет на мировоззрение обучающихся. Проблемный подход к преподаванию обществознания содержит необходимый потенциал для разрешения вышеназванного противоречия, так как имеет своей целью не передачу учащимся «готовых» и оформленных знаний, а умение выявить проблему при работе с документами, найти способы решения и решить. Формирование основ познавательной деятельности обучающихся при работе с документами будет эффективным при соблюдении следующих условий: – использование современных технологий, нестандартных форм работы при изучении документов, позволяющих развивать познавательную компетентность, самостоятельность, умения и навыки работы с информационными документами; – учёт возрастных, психологических особенностей развития обучающихся. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность инновационного педагогического опыта заключается в формировании в сознании обучающихся следующих компонентов: – овладение информационной картиной мира в виде системы фактов и понятий, приоритетным является возможность личности ориентироваться в многообразии современного мира, пользоваться понятием обществоведческих наук; – нравственное, гражданское самоопределение личности, формирование способности самостоятельно давать нравственные оценки общественным событиям, соотнося их с гуманистическими, нравственными нормами. Для этого используются: личностно-ориентированный подход, межпредметные связи, информационно- коммуникативные технологии, метод проектов, метод «Погружения» во внеурочной деятельности. Единство учебной и внеучебной деятельности обучающихся позволит создать условия для формирования и развития навыков социального взаимодействия, социального опыта при систематической и целенаправленной реализации познавательной деятельности при работе с различными источниками. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Развитие познавательной деятельности обучающихся с опорой на умение работать с различными документами на уроках обществознания – это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных технологий. Для обучающихся такой вид деятельности позволяет достичь более высокого уровня знаний, повышает уровень учебной мотивации, создает такие ситуации, которые требуют от обучающихся самостоятельно оценивать и анализировать те или иные факты, сопоставлять количественные и качественные характеристики, делать выводы и обобщения. Концепция формирования познавательной деятельности обучающихся с опорой на умение работать с различными документами на уроках обществознания основывается на следующих основополагающих идеях. Действенные знания приобретаются тогда, когда обучающиеся в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Важнейшим условием эффективности обучения является соответствие содержания обучения возможностям обучающегося. Решение этой проблемы раскрывает принцип разносторонности методического консультирования, требующий, чтобы: информационный материал представлялся с возрастными особенностями обучающегося, предлагались различные методы и способы усвоения содержания, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный путь усвоения. Результатом изменения педагогической деятельности учителя является развитие познавательного интереса обучающегося к исследовательской и творческой деятельности, что приводит к качественному росту результатов изучения обществознания, о чем свидетельствует не только отсутствие неуспевающих по обществознанию, но и повышение качества знаний по данному предмету. Работа с различными документами, источниками на уроках обществознания рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования познавательной деятельности и мышления обучающихся. Существующие программы и действующие учебники в большинстве своем отводят обучающемуся и учителю роль исполнителей чужих замыслов. Обучающемуся предлагается сформировать свое отношение не к изучаемым событиям, а их трактовке авторами учебника. Если же обучающиеся работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, сами выдвигают те или иные версии событий. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Важным условием реализации изменений является хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных источников учителем и грамотное применение методов проблемного обучения. Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания обществознания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации. |
|||
8. Результат изменений |
Подтверждением результативности инновационного педагогического опыта могут служить следующие показатели: – положительная динамика мотивации к изучению обществознания у обучающихся исследуемых классов (анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам» автор М.П. Нечаев); – увеличение качества знаний с 64,3% до 78,6% по предмету «Обществознание»; – увеличение числа обучающихся, участвующих в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 6 до 11; – увеличение победителей в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 3 до 7 обучающихся; – увеличение числа творческих работ обучающихся на окружном уровне от 2 до 7 учащихся, на региональном – от 3 до 10; – увеличение победителей областной научно-практической конференции учащихся от 1 до 3; – увеличился средний балл по предмету от 3,7 до 4,0; – повысилась динамика социальных проектов на различных уровнях; – применение интерактивной доски при подготовке к ЕГЭ по обществознанию позволило повысить средний балл до 70,6, что выше уровня регионального и территориального; – отсутствие неуспевающих по предмету и стабильный уровень обученности 100%. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
– Модель педагогической поддержки одаренных детей на уроках обществознания. Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновация, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции (27–28 ноября 2014 г.)/ сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – 232 с. – Внеурочное мероприятие «Пусть поколения знают…» Материалы I Международного конкурса методических разработок «Уроки жизнелюбия». – Нефтегорск: Издательство «Культурная Инициатива», 2015. – 80 с. – Программа элективного курса: «Знать, чтобы применять, применять, чтобы не нарушать». Сборник методических материалов: Из опыта работы педагогов ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска / составители: Поперечная Ю.В., Тимофеева Е.В. – Нефтегорск, 2014. – Педагогическая идея: урок на отлично. Отпечатано в типографии ООО «5 минут», по адресу: г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 7, тираж 50 экз. – Опыт и перспективы использования технологий личностного развития в педагогической деятельности учителя. Отпечатано в типографии ООО «5 минут», по адресу: г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 7, тираж 50 экз. |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
– Окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная» (победитель). – Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2016 году (ПНПО) (победитель). |