Суворова Галина Анатольевна,
Учитель обществознания ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» г.Нефтегорска м.р. Нефтегорский

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта,

адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Суворова

Галина Анатольевнна

Galina1.Suvorova@yandex.ru

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области

nschool2@mail.ru

Учитель

обществознания

26 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процессов.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в обоснованном комбинировании отдельных форм и методов технологии проблемного обучения, позволяющий создать наиболее эффективные условия для формирования и развития социального опыта обучающихся при работе с документами.

Актуальность опыта:

Умение работать с документами позволяет обучающимся находить не только нужные знания и добиваться их усвоения, пользоваться, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, выйти за рамки предметного обучения, позволят применять полученные знания при решении жизненных задач и проблем. Находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, обучающиеся осознают смысл и результат своих усилий, и это позволяет им чувствовать себя значимыми и востребованными.

Потенциальная полезность опыта заключается в умении воспринимать и обрабатывать различную информацию, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с документами и применять в любой предметной области.

Надежность обеспечивает рост интереса обучающихся к изучению предмета обществознания, расширяет возможности процесса обучения, сотрудничество педагога и обучающегося и повышает качество обучения.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит проблемный подход изучения проблемных ситуаций в источниках, который активизирует самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, формирует творческую деятельность и развития мыслительных способностей.

 

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

 

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие познавательной деятельности обучающихся с опорой на умение работать с различными документами на уроках обществознания.

 

3. Ведущая

педагогическая

идея

Ведущей педагогической идеей представления инновационного опыта является снижение познавательной деятельности при работе обучающихся с источниками информации по обществознанию. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках, неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению творческих работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными документами. В результате у обучающихся не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Главное противоречие состоит в том, что:

многие обучающиеся не интересуются нормативными документами, публицистикой, философскими текстами, испытывают трудности при объективном анализе исторических фактов и явлений, что противоречит возрастающей потребности общества в развитии индивидуального и общественного сознания;

– обилием информационных ресурсов и неумением обучающихся качественно работать с информацией – анализировать прочитанное, выделять главное, сворачивать информацию и делать выводы:

разногласие между первоисточниками и информацией СМИ, которая негативно влияет на мировоззрение обучающихся.

Проблемный подход к преподаванию обществознания содержит необходимый потенциал для разрешения вышеназванного противоречия, так как имеет своей целью не передачу учащимся «готовых» и оформленных знаний, а умение выявить проблему при работе с документами, найти способы решения и решить.

Формирование основ познавательной деятельности обучающихся при работе с документами будет эффективным при соблюдении следующих условий:

– использование современных технологий, нестандартных форм работы при изучении документов, позволяющих развивать познавательную компетентность, самостоятельность, умения и навыки работы с информационными документами;

– учёт возрастных, психологических особенностей развития обучающихся.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в формировании в сознании обучающихся следующих компонентов:

овладение информационной картиной мира в виде системы фактов и понятий, при­оритетным является возможность лич­ности ориентировать­ся в мно­гообразии современ­ного мира, пользо­ваться понятием об­ществоведческих на­ук;

нравственное, гражданское самоопределение личности, фор­мирование способности самосто­ятельно давать нравственные оценки общест­венным событиям, соотнося их с гуманистическими, нравственными нормами.

Для этого используются: личностно-ориентированный подход, межпредметные связи, информационно- коммуникативные технологии, метод проектов, метод «Погружения» во внеурочной деятельности.

Единство учебной и внеучебной деятельности обучающихся позволит создать условия для формирования и развития навыков социального взаимодействия, социального опыта при систематической и целенаправленной реализации познавательной деятельности при работе с различными источниками.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Развитие познавательной деятельности обучающихся с опорой на умение работать с различными документами на уроках обществознанияэто попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных технологий. Для обучающихся такой вид деятельности позволяет достичь более высокого уровня знаний, повышает уровень учебной мотивации, создает такие ситуации, которые требуют от обучающихся самостоятельно оценивать и анализировать те или иные факты, сопоставлять количественные и качественные характеристики, делать выводы и обобщения.

Концепция формирования познавательной деятельности обучающихся с опорой на умение работать с различными документами на уроках обществознания основывается на следующих основополагающих идеях.

Действенные знания приобретаются тогда, когда обучающиеся в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались.

Важнейшим условием эффективности обучения является соответствие содержания обучения возможностям обучающегося. Решение этой проблемы раскрывает принцип разносторонности методического консультирования, требующий, чтобы: информационный материал представлялся с возрастными особенностями обучающегося, предлагались различные методы и способы усвоения содержания, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный путь усвоения.

Результатом изменения педагогической деятельности учителя является развитие познавательного интереса обучающегося к исследовательской и творческой деятельности, что приводит к качественному росту результатов изучения обществознания, о чем свидетельствует не только отсутствие неуспевающих по обществознанию, но и повышение качества знаний по данному предмету.

Работа с различными документами, источниками на уроках обществознания рассматривается сегодня как важнейшее средство формирования познавательной деятельности и мышления обучающихся. Существующие программы и действующие учебники в большинстве своем отводят обучающемуся и учителю роль исполнителей чужих замыслов. Обучающемуся предлагается сформировать свое отношение не к изучаемым событиям, а их трактовке авторами учебника. Если же обучающиеся работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, сами выдвигают те или иные версии событий.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Важным условием реализации изменений является хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных источников учителем и грамотное применение методов проблемного обучения.

Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания обществознания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации.

8. Результат изменений

Подтверждением результативности инновационного педагогического опыта могут служить следующие показатели:

– положительная динамика мотивации к изучению обществознания у обучающихся исследуемых классов (анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам» автор М.П. Нечаев);

– увеличение качества знаний с 64,3% до 78,6% по предмету «Обществознание»;

– увеличение числа обучающихся, участвующих в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 6 до 11;

– увеличение победителей в окружном этапе Всероссийской олимпиады школьников с 3 до 7 обучающихся;

увеличение числа творческих работ обучающихся на окружном уровне от 2 до 7 учащихся, на региональном от 3 до 10;

увеличение победителей областной научно-практической конференции учащихся от 1 до 3;

– увеличился средний балл по предмету от 3,7 до 4,0;

повысилась динамика социальных проектов на различных уровнях;

– применение интерактивной доски при подготовке к ЕГЭ по обществознанию   позволило повысить средний балл до 70,6, что выше уровня регионального и территориального;

– отсутствие неуспевающих по предмету и стабильный уровень обученности 100%.

9. Публикации о представленном ИПО

Модель педагогической поддержки одаренных детей на уроках обществознания. Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновация, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции (27–28 ноября 2014 г.)/ сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – 232 с.

Внеурочное мероприятие «Пусть поколения знают…» Материалы I Международного конкурса методических разработок «Уроки жизнелюбия». – Нефтегорск: Издательство «Культурная Инициатива», 2015. – 80 с.

Программа элективного курса: «Знать, чтобы применять, применять, чтобы не нарушать». Сборник методических материалов: Из опыта работы педагогов ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска / составители: Поперечная Ю.В., Тимофеева Е.В. – Нефтегорск, 2014.

Педагогическая идея: урок на отлично. Отпечатано в типографии ООО «5 минут», по адресу: г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 7, тираж 50 экз.

Опыт и перспективы использования технологий личностного развития в педагогической деятельности учителя. Отпечатано в типографии ООО «5 минут», по адресу: г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 7, тираж 50 экз.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

– Окружной конкурс педагогического мастерства «Самая классная классная» (победитель).

– Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2016 году (ПНПО) (победитель).