Сергеева Елена Михайловна,
Учитель иностранного языка, высшая категория ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Сергеева Елена Михайловна lenushkamoya@mail.ru |
ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Сергиевск |
Учитель иностранного языка, высшая категория |
34 года |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: начальная и основная школа; уроки английского языка, внеурочная деятельность. Масштаб изменений: локальный Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процессов через использование современных образовательных технологий. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в оптимизации содержания обучения, создании условий для творческого самовыражения и самореализации учащихся, использовании современных инновационных технологий для активизации познавательной и коммуникативной активности и реализации индивидуализации обучения. Актуальность опыта: В новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и творческих способностей, что требует радикального изменения характера учебного процесса и способов деятельности обучаемых и обучающего. В процессе преподавания английского языка обозначены дидактические проблемы, которые не вполне решаются использованием традиционных технологий: снижение интереса к предмету на средней ступени обучения; низкий уровень сформированности самостоятельной работы с информацией. При изучении английского языка в условиях дефицита учебного времени актуальна дополнительная самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации для формирования достаточной словарной базы, страноведческих представлений, навыков письменной и устной коммуникации. Вследствие этого очевидным стало то, что необходим поиск новых педагогических технологий, направленных не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и коммуникативных учебных действий. Эффективность: - потенциальная полезность опыта выражается в том, что использование новых педагогических технологий позволяет учащимися не только усвоить определенную сумму знаний, но и развивать личность, познавательные и коммуникативные учебные действия. - надёжность – связана с апробацией технологий на уроках и внеурочной деятельности, положительной рецензией; пособия распространяются на конференциях, педагоги используют этот опыт работы. - перспективность: основу представляемого опыта составляют современные образовательные технологии и системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС. Данные нововведения используются не единожды. В рамках данного опыта можно продолжить работу и на следующий год. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. Основная педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приёмов. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Внедрение инновационных технологий, позволяющих развивать личность, познавательные и коммуникативные учебные действия. |
|||
3.Ведущая педагогическая идея. |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является использование разных форм уроков, применение разноуровневых заданий творческого и исследовательского направления. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Концепция модернизации Российского образования определяет иностранный язык как одну из важнейших составляющих стандарта наступившего века, поэтому мотивация к его изучению возросла. С одной стороны, в начальной школе познавательная активность высока. Новизна предмета не оставляет детей равнодушными. С другой стороны, в основной школе овладение иностранным языком предусматривает изучение грамматических правил, запоминание слов и словосочетаний, что вызывает определённые трудности. Следовательно, падает интерес к предмету. Существует небольшое количество системно организованных и структурированных разработок. В учебно-методических пособиях по иностранному языку недостаточно заданий для активной речевой деятельности. Создание разноуровневых групп, использование разноуровневых тестов, различных технологий способствует актуализации личностного участия ученика в образовательном процессе. Новое средство обучения – при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять требования к результатам. Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, развивать эмоциональную и творческую свободу в процессе построения новых знаний; способствовать развитию творческой одаренности учащихся. Они ориентированы на получение высоких предметных и метапредметных результатов обучения по английскому языку. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность ИПО. Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является оптимальное сочетание элементов современных образовательных технологий, что способствует повышению познавательной активности школьников и создавать условия для эффективного развития коммуникативной компетентности. Задачи: активизация деятельности учащихся; обеспечение высокого качества организации образовательного процесса. Использование СОТ. Организация образовательного процесса. Проектная технология. Личностные и метапредметные результаты учебного процесса составляют систему универсальных учебных действий. Большую роль в формировании УУД отводится учебно-исследовательской и проектной деятельности. Учащиеся систематично и последовательно включаются в исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время. Организуя работу над проектом или исследованием, учитель развивает определенные метапредметные умения и личностные качества учащихся. Постановка цели, сбор материала, его систематизация – формируют универсальные учебные действия регулятивного типа. Проводя библиографические исследования, выбор информации из источников, обобщение информации, применение методов исследования, предположение, доказательство, умение делать выводы, учитель формирует УУД познавательного типа. Работая над проектами, учащиеся учатся сотрудничать, работать в группах, распределять обязанности, оценивать свой вклад в работу группы, искать проблемы в своих знаниях и осуществлять поиск путей по устранению дефицита знаний. С проектами по английскому языку учащиеся выходят на конкурсы, научно-практические конференции разных уровней, ежегодно занимая призовые места. Использование метода проектов формирует коммуникативные и познавательные учебные универсальные действия. Информационные технологии используются в целях формирования ученика, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно, в целях получения необходимой информации из максимально большего числа источников. Использование программы Скайп дает возможность общения с реальными собеседниками и носителями языка, для организации самостоятельной работы учащихся, для их саморазвития и самореализации. Разработанные учителем разноуровневые тесты, позволяют быстро и четко проверить знания учащихся. Под руководством учителя и самостоятельно учащиеся создают мультимедийные презентации, разрабатывают интерактивные материалы по изучаемым программным темам (проектные работы, кроссворды, флэш-открытки, газеты, лексические и грамматические игры). В рамках здоровьесбережения создается благоприятный психологический и эмоциональный климат с самого начала урока и до конца урока. Применяются личностно-значимые способы учебной деятельности, что раскрепощает учащихся, следовательно, нивелирует стрессогенный фактор в учебном процессе, что ведет к повышению сопротивляемости организма внешним и внутренним негативным факторам, то есть способствует сохранению как психологического, так и соматического здоровья. Образовательная технология «Дебаты» развивает устные навыки, толерантность, способность работать в команде. Осуществление личностно-ориентированного подхода с учетом потребностей, возможностей и склонностей, раскрывает творческие способности учащихся с разным уровнем подготовки, создает ситуацию успеха для каждого ребенка. В целях самостоятельного выполнения заданий на основе опоры для учащихся с ведущим визуальным каналом восприятия применяется технология развивающего обучения. Разновидностью развивающего обучения является метод ассоциативного письма – Cluster-Metode, используемый для стимулирования речи, активизации воображения, индивидуализации обучения на первых этапах работы над темой как вспомогательное средство для активизации знаний учащихся и развития творческих мыслительных способностей учащихся. Метод развивающего обучения – метод структурирования и поиска идей Mind-Map (карта памяти) используется при систематизации и повторении грамматического материала. При выстраивании отдельных этапов урока используется технология проблемного обучения. Учителем разработана система проблемных упражнений различного уровня сложности. Для развития познавательной активности учащихся реализуются игровые технологии на уроках. Использование приемов интенсивной методики развивает общение между учащимися, вводит элементы соревнования, активизирует процесс обучения. Осуществление программы «Учись, играя» создает максимально комфортную обстановку для общения. Результатом является активное 100%-е участие учащихся в предметной декаде и внеклассных мероприятиях. Модульная технология позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Разработана и апробирована программа, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, позволяющая ученику вместе с учителем управлять обучением. Уникальность программы в том, что ее можно применять практически с 5 класса. |
|||
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Данные технологии наиболее полно способствуют формированию информационной компетентности учащихся: научность заключается в способе получения знаний, их анализа и интерпретации; доступность основывается на организации познавательной деятельности; сознательность и активность осуществляется через постановку собственных задач, выходящих за рамки алгоритма и «учебности»; учитываются возрастные и индивидуальные особенности ученика. Исследовательская деятельность учащихся – это возможность развития мышления, умение ставить проблему, цель, выдвигать гипотезу, работать с библиографической литературой, анализировать и прогнозировать. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски. Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. |
|||
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации опыта необходимо:
4. Иметь высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями. |
|||
6. Результат изменений |
Результативность обучения Используя современные образовательные технологии в своей работе, учитель добивается высокого предметного и метапредметного результата. Результатами работы является положительная динамика среднего балла и качества знаний. Проведены исследования психолога школы по методике: Прогрессивные матрицы Равена; Тест «Тульз – Пьерон»; Методика эмоционального отношения к учебе на основе Ч.Д. Спилберга; Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн; Моральные дилеммы Пиаже; Методика «Совместное рисование»» ГИТ. Согласно данным исследований в сентябре 2014 года и мае 2015 года, наблюдается положительная динамика сформированности познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД учащихся. Кроме того, из года в год, повышается число участников олимпиады. Ежегодно учащиеся занимают призовые места на научно-практических конференциях окружного, регионального и Всероссийского уровней. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1.«Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка». Раздел II: Технологии обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Страница 173–177. Март 2015. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 276 с. ISBN 978-5-86465-676-1. 2. «Формирование лингвострановедческой компетенции в обучении через нетрадиционные уроки». Март 2013. Издательство «Самарский университет», 2013. – 396 с. ISBN 978-5-86465-585-6. Страница 102–107. 3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». «Нетрадиционные уроки как средство формирования положительной мотивации в изучении английского языка». 2014–2015. Издательский дом «Первое сентября». Раздел: Иностранные языки. Сертификат к диплому № 101-482-763/ ОУ-12. 4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». «Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка». 2013–2014. Издательский дом «Первое сентября». Раздел: Преподавание иностранных языков. Сертификат к диплому № 101-482-763/ ОУ-12. 5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». «Праздник английского алфавита». 2012–2013. Издательский дом «Первое сентября». Раздел: Преподавание иностранных языков. Сертификат к диплому № 101-482-763/ОУ -10. Сведения об авторских методических пособиях. 1. Модульная образовательная, основанная на ФГОС «Мир английского языка». МУП Сергиевское полиграфическое предприятие. 2014. – 32 с. 2. Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий. 3. Английский язык. Образовательная рабочая программа за курс начальной школы к УМК В.П. Кузовлева и др. МУП Сергиевское полиграфическое предприятие. 2014. – 24 с. 4. Программа внеурочной деятельности «Счастливый английский». МУП Сергиевское полиграфическое предприятие. 2013 – 21 с. Мероприятия по обобщению и распространению собственного педагогического опыта 1. Самара 30–31 марта 2015 г. Международная научно-практическая конференция «Иноязычное образование: традиции и инновации». «Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка». 2. Самара 19 марта 2015. Областная научно-практическая конференция «Роль 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи Самарской области». «Инновационные формы работы в гражданско-патриотическом воспитании школьников». 3. Самара. 25–26 марта 2013 г. XV Межрегиональная научно-практическая конференция Самарской областной общественной организации преподавателей английского языка. Профессиональное развитие преподавателей английского языка в условиях модернизации образовательной системы. «Формирование лингвострановедческой компетенции в обучении через нетрадиционные уроки». 4. Самара 14 ноября 2013 г. Региональный педагогический форум «Растим патриотов России». «Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка». |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Территориальный конкурс инновационных разработок «Инновации в обучении» – III место. 2. Территориальный конкурс «Лучший классный руководитель в АСУ РСО» – III место. 3. Территориальный конкурс «Учитель года» победитель в номинации «Компетентностно-ориентированное образование». 4. Победитель ПНПО 2008, 2016. |