Омшина Елена Витальевна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевска Самарской области
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Омшина Елена Витальевна, elena-omshina@rambler.ru |
ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевска Самарской области |
учитель математики |
26 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная школа, средняя школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в создании благоприятных условий для выявления и развития одарённых детей путём интеграции современных образовательных технологий и различных форм воспитательной работы. Актуальность представленного педагогического опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей учащихся, столь необходимых в современном обществе. Как подчеркивалось главой нашего региона Н.И. Меркушкиным в ежегодном Послании к депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона: «Задачей особой важности является создание целостной системы работы с одарёнными детьми». Эффективность: - потенциальная полезность заключается в повышении эффективности учебного процесса через оптимальное сочетание современных образовательных технологий соответственно индивидуальным особенностям обучающихся, в обеспечении формирования позитивных качеств личности детей; - надёжность: характеристики опыта представлены в методических разработках, доступных к неограниченному использованию другими педагогами; - перспективность ИОП представляется в интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Для успешного освоения опыта требуется знание психологических особенностей одарённых детей. Для качественной организации учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо на хорошем уровне владеть программами Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, применять в своей деятельности современные образовательные технологии. Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических, финансовых, организационных затрат. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Работа с одарёнными детьми. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Интеграция современных образовательных технологий и различных форм воспитательной работы с целью создания благоприятных условий для выявления и развития одарённых детей. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание для каждого ученика ситуации успеха при изучении математики и вовлечение учащихся в разнообразную внеурочную деятельность различных направлений. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Как подчеркивается Д.А. Медведевым в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Однако традиционные образовательные технологии не дают возможности раскрытия в полной мере потенциальных возможностей одарённых детей. Новое средство обучения – учебно-методическое пособие для педагогов «Координатно-векторный метод в решении задач типа С2 единого государственного экзамена по математике». Новые условия образовательной деятельности. – разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей; – составление графика участия в различных мероприятиях; – установление тесной связи с другими участниками образовательного процесса: родителями, медицинскими работниками, психологом, преподавателями ВУЗов; – ранняя профориентация с целью успешного определения своего профессионального пути и выбора высшего учебного заведения для продолжения образования. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Целью работы автора ИПО как учителя-предметника является создание оптимальных условий для развития познавательной активности школьников, раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Организация учебного процесса основывается на применении педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса для различных категорий обучающихся, в том числе одарённых детей. Наиболее привлекательными из них, гармонирующими со стилем преподавания автора, апробированными и приносящими положительный результат являются технологии, позволяющие формировать у учащихся следующие компетенции: Высокие предметные результаты достигнуты благодаря использованию разнообразных форм, методов и средств обучения: |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Вовлечение учащихся в разнообразную обучающую, исследовательскую, социальную деятельность является условием развития потенциальных возможностей и творческих способностей школьников, способствует индивидуальному личностному росту одарённых детей. Ограничения Основная часть работы поводится во внеурочное время, требует больших затрат времени, эмоциональных и организационных усилий со стороны педагога. Трудоёмкость и риски Опыт внедряется, но возможен риск не получить ожидаемого результата при отсутствии следующих факторов: – введение дополнительных часов на индивидуально-групповые занятия, проектную и исследовательскую деятельность; – поддержка (материальная, организационная, моральная) индивидуальной работы с одарёнными детьми администрацией школы; – внутренняя мотивация одарённых детей на упорный труд, доверие педагогу при организации индивидуальной образовательной траектории; – взаимопонимание с родителями одарённых детей. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Успешная реализация данного педагогического опыта обеспечивается прохождением курсов повышения квалификации, таких как: – «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» в Сообществе педагогов, работающих с одарёнными детьми; – «Исследовательская деятельность учащихся»; – Дистанционный мастер-класс «Методика организации проектной деятельности»; – «Формирование исследовательских и проектных компетентностей на уроках математики: в основной школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся основной школы». |
|||
8. Результат изменений |
В результате применения описываемого опыта произошли позитивные изменения: – увеличилось количество творческих работ (проектов и исследований) учащихся по предмету, представленных на различных уровнях; – расширился круг мероприятий, в которых обучающиеся достигли успехов; о результативности педагогической системы свидетельствуют достижения учащихся в различных конкурсах за 2012/2013, 2013/2014 учебных годах. – Участие и победы в конференциях и конкурсах высокого уровня: – XIII областные юношеские краеведческие Головкинские Чтения; – Областные ежегодные чтения «Самарская Лука – жемчужина России»; – Областная научная конференция школьников (секции «Математика», «Биология», «Экология», «Краеведение»); – Всероссийский конкурс проектов учащихся «Созидание и творчество»; – XXIX Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура»; – Всероссийские краеведческие чтения секция «Природное наследие. Экология»; – Конкурс научных докладов молодых ученых международного инновационного форума «YOUNG ELPIT» в рамках четвёртого международного экологического конгресса ELPIT-2013. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. «Авторская публикация творческой презентации к уроку» в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации». 2015. № 2. 2. «Симметрия в геометрии и в природе». Методическая разработка интегрированного урока по геометрии и экологии. https://multiurok.ru/ev-omshina/files/simmietriia-v-ghieomietrii-i-v-prirodie.html 3. «Технологическая карта урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»». http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/matematika/141021-tehnologicheskaja-karta-uroka-umnozhenie-desj.html 4. «Кем стать – вопрос серьёзный» – методическое пособие для профориентационной работы с учащимися основной школы (5 – 9 классы). http://www.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy/62-multimedijnye-materialy/prezentatsii-o-professiyakh/601-podborka-prezentatsij-proforientatsionnoj-tematiki |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» – победитель. 2. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФОС» – 2015 г. – победитель. 3. IV региональный конкурс методической продукции по профессиональной ориентации и планированию профессиональной карьеры – победитель. 4. Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в 2015 году – участник. 5. Окружной конкурс «Его величество Урок» – 2015 г. – призёр. 6. VI окружная научно-практическая конференция педагогов «ОТК-2013.Образование. Технологии. Качество» – участник. 7. VII окружная научно-практическая конференция педагогов «ОТК-2014.Образование. Технологии. Качество» – участник. |