Омшина Елена Витальевна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевска Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Омшина Елена Витальевна,                              elena-omshina@rambler.ru

ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевска Самарской области

http://school6.cuso-edu.ru/

учитель математики

26 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная школа, средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в создании благоприятных условий для выявления и развития одарённых детей путём интеграции современных образовательных технологий и различных форм воспитательной работы.

Актуальность представленного педагогического опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей учащихся, столь необходимых в современном обществе. Как подчеркивалось главой нашего региона Н.И. Меркушкиным в ежегодном Послании к депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона: «Задачей особой важности является создание целостной системы работы с одарёнными детьми».

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в повышении эффективности учебного процесса через оптимальное сочетание современных образовательных технологий соответственно индивидуальным особенностям обучающихся, в обеспечении формирования позитивных качеств личности детей;

- надёжность: характеристики опыта представлены в методических разработках, доступных к неограниченному использованию другими педагогами;

- перспективность ИОП представляется в интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Для успешного освоения опыта требуется знание психологических особенностей одарённых детей. Для качественной организации учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо на хорошем уровне владеть программами Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, применять в своей деятельности современные образовательные технологии.

Распространение опыта не требует больших материально-технических, программно-методических, финансовых, организационных затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Работа с одарёнными детьми.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Интеграция современных образовательных технологий и различных форм воспитательной работы с целью создания благоприятных условий для выявления и развития одарённых детей.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание для каждого ученика ситуации успеха при изучении математики и вовлечение учащихся в разнообразную внеурочную деятельность различных направлений.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Как подчеркивается Д.А. Медведевым в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Однако традиционные образовательные технологии не дают возможности раскрытия в полной мере потенциальных возможностей одарённых детей.

Новое средство обучения учебно-методическое пособие для педагогов «Координатно-векторный метод в решении задач типа С2 единого государственного экзамена по математике».

Новые условия образовательной деятельности.

разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей;

составление графика участия в различных мероприятиях;

установление тесной связи с другими участниками образовательного процесса: родителями, медицинскими работниками, психологом, преподавателями ВУЗов;

ранняя профориентация с целью успешного определения своего профессионального пути и выбора высшего учебного заведения для продолжения образования.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Целью работы автора ИПО как учителя-предметника является создание оптимальных условий для развития познавательной активности школьников, раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. 1.Перестроить свой образовательный процесс в соответствии с современными требованиями, применять в урочной деятельности современные образовательные технологии.
  2. 2.Организовать внеурочную деятельность по принципу вовлечения максимально возможного числа учеников, в то же время предоставляя возможность личностного роста одарённым детям.
  3. 3.В основу воспитательного процесса положить принцип управления не личностью, а процессом ее развития.

Организация учебного процесса основывается на применении педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса для различных категорий обучающихся, в том числе одарённых детей.

Наиболее привлекательными из них, гармонирующими со стилем преподавания автора, апробированными и приносящими положительный результат являются технологии, позволяющие формировать у учащихся следующие компетенции:

Высокие предметные результаты достигнуты благодаря использованию разнообразных форм, методов и средств обучения:

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Вовлечение учащихся в разнообразную обучающую, исследовательскую, социальную деятельность является условием развития потенциальных возможностей и творческих способностей школьников, способствует индивидуальному личностному росту одарённых детей.

Ограничения

Основная часть работы поводится во внеурочное время, требует больших затрат времени, эмоциональных и организационных усилий со стороны педагога.

Трудоёмкость и риски

Опыт внедряется, но возможен риск не получить ожидаемого результата при отсутствии следующих факторов:

введение дополнительных часов на индивидуально-групповые занятия, проектную и исследовательскую деятельность;

поддержка (материальная, организационная, моральная) индивидуальной работы с одарёнными детьми администрацией школы;

внутренняя мотивация одарённых детей на упорный труд, доверие педагогу при организации индивидуальной образовательной траектории;

взаимопонимание с родителями одарённых детей.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Успешная реализация данного педагогического опыта обеспечивается прохождением курсов повышения квалификации, таких как:

«Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» в Сообществе педагогов, работающих с одарёнными детьми;

«Исследовательская деятельность учащихся»;

Дистанционный мастер-класс «Методика организации проектной деятельности»;

«Формирование исследовательских и проектных компетентностей на уроках математики: в основной школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся основной школы».

8. Результат изменений

В результате применения описываемого опыта произошли позитивные изменения:

увеличилось количество творческих работ (проектов и исследований) учащихся по предмету, представленных на различных уровнях;

расширился круг мероприятий, в которых обучающиеся достигли успехов; о результативности педагогической системы свидетельствуют достижения учащихся в различных конкурсах за 2012/2013, 2013/2014 учебных годах.

Участие и победы в конференциях и конкурсах высокого уровня:

XIII областные юношеские краеведческие Головкинские Чтения;

Областные ежегодные чтения «Самарская Лука – жемчужина России»;

Областная научная конференция школьников (секции «Математика», «Биология», «Экология», «Краеведение»);

Всероссийский конкурс проектов учащихся «Созидание и творчество»;

XXIX Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура»;

Всероссийские краеведческие чтения секция «Природное наследие. Экология»;

Конкурс научных докладов молодых ученых международного инновационного форума «YOUNG ELPIT» в рамках четвёртого международного экологического конгресса ELPIT-2013.

9. Публикации о представленном ИПО

1. «Авторская публикация творческой презентации к уроку» в сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации». 2015. № 2.

2. «Симметрия в геометрии и в природе». Методическая разработка интегрированного урока по геометрии и экологии. https://multiurok.ru/ev-omshina/files/simmietriia-v-ghieomietrii-i-v-prirodie.html

3. «Технологическая карта урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»». http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/matematika/141021-tehnologicheskaja-karta-uroka-umnozhenie-desj.html

4. «Кем стать – вопрос серьёзный» – методическое пособие для профориентационной работы с учащимися основной школы (5 – 9 классы). http://www.cposo.ru/proforientatsiya/proforientatsionnye-materialy/62-multimedijnye-materialy/prezentatsii-o-professiyakh/601-podborka-prezentatsij-proforientatsionnoj-tematiki

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс на получение денежного поощрения лучшим учителям Самарской области в 2016 году в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» победитель.

2. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФОС» 2015 г. – победитель.

3. IV региональный конкурс методической продукции по профессиональной ориентации и планированию профессиональной карьеры – победитель.

4. Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в 2015 году – участник.

5. Окружной конкурс «Его величество Урок» 2015 г. – призёр.

6. VI окружная научно-практическая конференция педагогов «ОТК-2013.Образование. Технологии. Качество» участник.

7. VII окружная научно-практическая конференция педагогов «ОТК-2014.Образование. Технологии. Качество» участник.