Некрылова Елена Евгениевна,
Учитель физики и информатики ГБОУ СОШ с. Герасимовка Алексеевского района Самарской области
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Некрылова Елена Евгениевна |
ГБОУ СОШ с. Герасимовка Алексеевского района Самарской области http://gerasimovka.ru/wordpress |
Учитель физики и информатики |
19 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная школа, уроки физики. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта состоит в совершенствовании средств обучения, использовании электронного учебника в образовательном процессе, развитии у учащихся навыков и готовности к самообразованию, введении элементов дистанционного обучения в сельской малокомплектной школе. Актуальность. В сельской малокомплектной школе, куда осуществляется подвоз обучающихся из разных населенных пунктов, возникают объективные причины неявки обучающихся на уроки. Обучающиеся часто пропускают уроки по болезни, по причине нахождения в лечебных учреждениях и пр. Так как у обучающихся не сформированы навыки самообразования, они не стараются, а иногда и не знают, как восполнить пробелы в знаниях по пропущенным темам. Пройдя курсы повышения квалификации по разработке электронного учебника, мы пришли к выводу, что использование электронного учебника может содействовать процессу развития навыков самообразования обучающихся. Эффективность: - потенциальная полезность использования электронного учебника по физике в образовательном процессе заключается в том, что обучающиеся, отсутствующие на уроках, имеют возможность изучить предлагаемый на уроке учебный материал дома, осуществить самоконтроль; - надёжность инновационного опыта заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе созданный электронный учебник, любой желающий ученик может посетить странички электронного учебника в сети Интернет, оставить свои комментарии, задать вопросы, в процессе обратной связи получить ответы на все вопросы; - перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых электронных учебников и размещения их в сети Интернет на хостингах. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование электронного учебника по физике в рамках дистанционного обучения. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование у обучающихся навыков самообучения и самообразования через использование дистанционных технологий. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. С одной стороны, государству требуются личности, обладающие навыками самообразования и способные учиться на протяжении всей жизни, то есть активные субъекты на рынке труда; с другой стороны, у учителя отсутствует реальный опыт использования различных средств обучения, включая электронный учебник, для развития данных навыков. Новое средство обучения – авторский электронный учебник по физике, размещенный в сети Интернет. Новые условия образовательной деятельности. Ученики, находясь дома в благоприятных условиях, используют Интернет и электронный учебник, осваивают предлагаемый учителем материал, выполняют тесты самопроверки, общаются с учителем по обратной связи, выполняют контроль знаний. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. В процессе реализации инновационного педагогического опыта используются дистанционные, информационно-коммуникационные технологии, учебно-лабораторное оборудование (ученические ноутбуки). Организация образовательного процесса. Для организации образовательного процесса с использованием электронного учебника была разработана программа, включающая 5 этапов. 1 этап. Повышение квалификации по вопросу развития навыков самообразования посредством электронного учебника: – прохождение дистанционных курсов ПК по разработке и использованию электронного учебника при дистанционном обучении; – реализация темы профессионального самообразования по вопросу развития навыков самообразования у обучающихся; – разработка электронного учебника с учетом требований к нему: интерактивность, наглядность, наличие возможности самопроверки знаний, наличие форм обратной связи. 2 этап. Проведение входной диагностики уровня готовности к самообразованию обучающихся 7 класса. Был разработан тест по выявлению готовности к самообразованию. При разработке теста были использованы методики И.А. Редковец, Г.А Русских. 3 этап. Использование электронного учебника по физике на уроках при выполнении индивидуальных заданий, тестовой диагностики усвоения изученной темы. Тем самым был обеспечен индивидуальный маршрут освоения темы ребенком на уроке. 4 этап. Использование электронного учебника при выполнении домашнего задания в режиме он-лайн под руководством учителя. 5 этап. Использование электронного учебника для индивидуального освоения учебного материала при длительном отсутствии ребенка на занятиях в школе с отправкой учителю ответов на задания по форме обратной связи. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна инновационного педагогического опыта в том, что электронный учебник, созданный учителем, имеет обратную связь именно с этим учителем через форму обратной связи. Ограничения применения предлагаемого опыта заключаются в том, что педагогам, не имеющим навыков работы с электронными учебниками, необходимо научиться этому. И учителю, и учащемуся необходимо иметь компьютер с бесперебойным выходом в сеть Интернет. Трудоёмкость предлагаемого опыта заключается в создании электронного учебника. Риск предлагаемого опыта заключается в том, что планируемый результат может быть не достигнут. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Проблему формирования навыков самообразования у обучающихся силами одного учителя не решить. Необходимо внести изменения в образовательный процесс школы в целом: а) кадровые: спланировать и организовать работу коллектива по данному вопросу, привлечь к работе психолога для проведения диагностик, а также педагогов профобразования для актуализации знаний по тем или иным профессиям; б) научно-методические: сформировать методическую копилку по вопросу формирования навыков самообразования, реализовывать коллективом единую тему профессионального самообразования, осуществлять пополнение информацией личных сайтов, посещать методические объединения, участвовать в конференциях и конкурсах, регулярно обмениваться опытом работы по данному вопросу, организовывать взаимопосещение уроков и др.; в) материально-технические: оснастить кабинет физики беспроводной точкой доступа к сети Интернет, приобрести веб-камеру для визуального общения учителя и ученика в процессе работы с электронным учебником; г) нормативно-правовые: разработать локальный акт по процедуре работы с электронным учебником; д) информационные: обеспечить работу интернет-сайтов учителей и личных кабинетов на сайте школы, публиковать в школьных СМИ информацию по организации дистанционного обучения; создать интерактивные пособия по вопросу работы с электронным учебником; е) организационные: организовывать флэш-мобы для обучающихся и педагогов, родительские собрания, семинары, вебинары и пр. |
|||
8. Результат изменений |
В результате использования электронного учебника в образовательном процессе семиклассников произошли следующие изменения: 1) изменились формы обучения: используется чередование очного и дистанционного обучения; 2) изменились формы контроля усвоения учебного материала: наряду с оценкой учителя появилась возможность провести самооценку усвоения пройденной темы в виде теста с моментальной объективной оценкой результата; 3) изменились средства контроля: на смену бумажным носителям пришли формы обратной связи в режиме он-лайн; 4) появилась возможность изучить тему не только на уроке в школе, но и в любом месте и удобное время; 5) созданы условия для развития навыка самообразования как одного из интегративных качеств личности гражданина; 6) обеспечены условия для развития коммуникативных качеств обучающихся и формирования культуры общения; 7) повысился показатель качества знаний. 8) повысился уровень сформированности навыков самообразования у семиклассников. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. План-конспект урока по физике по теме «Движение тела под углом к горизонту». Опубликован в сборнике методических материалов по итогам конкурса «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ». Выпуск № 3. Нефтегорск, 2012. 113 с. 2. «Формирование навыков самообразования у семиклассников посредством реализации различных форм работы с электронным учебником». Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Инфо-Стратегия 2015» – Самара, 2015. – 424 с. 3. В сети Интернет: – «Формирование навыков самообразования у семиклассников посредством реализации различных форм работы с электронным учебником». Личный сайт Некрыловой Е.Е. https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_formirovanie_navykov_samoobrazovaniya_u_semiklassnikov_posredstvom-124718.htm – Электронное учебное пособие для учащихся. Электронный учебник по физике для учащихся 7 класса http://elena-ne73.narod.ru/index.html |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2016 году (ПНПО). Май 2016. (Победитель). |