Некрылова Елена Евгениевна,
Учитель физики и информатики ГБОУ СОШ с. Герасимовка Алексеевского района Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Некрылова

Елена Евгениевна

Nekrylova-el@yandex.ru

ГБОУ СОШ с. Герасимовка Алексеевского района

Самарской области

http://gerasimovka.ru/wordpress

Учитель физики и информатики

19 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная школа, уроки физики.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в совершенствовании средств обучения, использовании электронного учебника в образовательном процессе, развитии у учащихся навыков и готовности к самообразованию, введении элементов дистанционного обучения в сельской малокомплектной школе.

Актуальность. В сельской малокомплектной школе, куда осуществляется подвоз обучающихся из разных населенных пунктов, возникают объективные причины неявки обучающихся на уроки. Обучающиеся часто пропускают уроки по болезни, по причине нахождения в лечебных учреждениях и пр. Так как у обучающихся не сформированы навыки самообразования, они не стараются, а иногда и не знают, как восполнить пробелы в знаниях по пропущенным темам. Пройдя курсы повышения квалификации по разработке электронного учебника, мы пришли к выводу, что использование электронного учебника может содействовать процессу развития навыков самообразования обучающихся.

Эффективность:

- потенциальная полезность использования электронного учебника по физике в образовательном процессе заключается в том, что обучающиеся, отсутствующие на уроках, имеют возможность изучить предлагаемый на уроке   учебный материал дома, осуществить самоконтроль;

- надёжность инновационного опыта заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе созданный электронный учебник, любой желающий ученик может посетить странички электронного учебника в сети Интернет, оставить свои комментарии, задать вопросы, в процессе обратной связи получить ответы на все вопросы;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых электронных учебников и размещения их в сети Интернет на хостингах.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование электронного учебника по физике в рамках дистанционного обучения.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование у обучающихся навыков самообучения и самообразования через использование дистанционных технологий.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. С одной стороны, государству требуются личности, обладающие навыками самообразования и способные учиться на протяжении всей жизни, то есть активные субъекты на рынке труда; с другой стороны, у учителя отсутствует реальный опыт использования различных средств обучения, включая электронный учебник, для развития данных навыков.

Новое средство обучения авторский электронный учебник по физике, размещенный в сети Интернет.

Новые условия образовательной деятельности. Ученики, находясь дома в благоприятных условиях, используют Интернет и электронный учебник, осваивают предлагаемый учителем материал, выполняют тесты самопроверки, общаются с учителем по обратной связи, выполняют контроль знаний.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

В процессе реализации инновационного педагогического опыта используются дистанционные, информационно-коммуникационные технологии, учебно-лабораторное оборудование (ученические ноутбуки).

Организация образовательного процесса.

Для организации образовательного процесса с использованием электронного учебника была разработана программа, включающая 5 этапов.

1 этап. Повышение квалификации по вопросу развития навыков самообразования посредством электронного учебника:

прохождение дистанционных курсов ПК по разработке и использованию электронного учебника при дистанционном обучении;

реализация темы профессионального самообразования по вопросу развития навыков самообразования у обучающихся;

разработка электронного учебника с учетом требований к нему: интерактивность, наглядность, наличие возможности самопроверки знаний, наличие форм обратной связи.

2 этап. Проведение входной диагностики уровня готовности к самообразованию обучающихся 7 класса. Был разработан тест по выявлению готовности к самообразованию. При разработке теста были использованы методики И.А. Редковец, Г.А Русских.

3 этап. Использование электронного учебника по физике на уроках при выполнении индивидуальных заданий, тестовой диагностики усвоения изученной темы. Тем самым был обеспечен индивидуальный маршрут освоения темы ребенком на уроке.

4 этап. Использование электронного учебника при выполнении домашнего задания в режиме он-лайн под руководством учителя.

5 этап. Использование электронного учебника для индивидуального освоения учебного материала при длительном отсутствии ребенка на занятиях в школе с отправкой учителю ответов на задания по форме обратной связи.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна инновационного педагогического опыта в том, что электронный учебник, созданный учителем, имеет обратную связь именно с этим учителем через форму обратной связи.

Ограничения применения предлагаемого опыта заключаются в том, что педагогам, не имеющим навыков работы с электронными учебниками, необходимо научиться этому. И учителю, и учащемуся необходимо иметь компьютер с бесперебойным выходом в сеть Интернет.

Трудоёмкость предлагаемого опыта заключается в создании электронного учебника.

Риск предлагаемого опыта заключается в том, что планируемый результат может быть не достигнут.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Проблему формирования навыков самообразования у обучающихся силами одного учителя не решить. Необходимо внести изменения в образовательный процесс школы в целом:

а) кадровые: спланировать и организовать работу коллектива по данному вопросу, привлечь к работе психолога для проведения диагностик, а также педагогов профобразования для актуализации знаний по тем или иным профессиям;

б) научно-методические: сформировать методическую копилку по вопросу формирования навыков самообразования, реализовывать коллективом единую тему профессионального самообразования, осуществлять пополнение информацией личных сайтов, посещать методические объединения, участвовать в конференциях и конкурсах, регулярно обмениваться опытом работы по данному вопросу, организовывать взаимопосещение уроков и др.;

в) материально-технические: оснастить кабинет физики беспроводной точкой доступа к сети Интернет, приобрести веб-камеру для визуального общения учителя и ученика в процессе работы с электронным учебником;

г) нормативно-правовые: разработать локальный акт по процедуре работы с электронным учебником;

д) информационные: обеспечить работу интернет-сайтов учителей и личных кабинетов на сайте школы, публиковать в школьных СМИ информацию по организации дистанционного обучения; создать интерактивные пособия по вопросу работы с электронным учебником;

е) организационные: организовывать флэш-мобы для обучающихся и педагогов, родительские собрания, семинары, вебинары и пр.

8. Результат изменений

В результате использования электронного учебника в образовательном процессе семиклассников произошли следующие изменения:

1) изменились формы обучения: используется чередование очного и дистанционного обучения;

2) изменились формы контроля усвоения учебного материала: наряду с оценкой учителя появилась возможность провести самооценку усвоения пройденной темы в виде теста с моментальной объективной оценкой результата;

3) изменились средства контроля: на смену бумажным носителям пришли формы обратной связи в режиме он-лайн;

4) появилась возможность изучить тему не только на уроке в школе, но и в любом месте и удобное время;

5) созданы условия для развития навыка самообразования как одного из интегративных качеств личности гражданина;

6) обеспечены условия для развития коммуникативных качеств обучающихся и формирования культуры общения;

7) повысился показатель качества знаний.

8) повысился уровень сформированности навыков самообразования у семиклассников.

9. Публикации о представленном ИПО

1. План-конспект урока по физике по теме «Движение тела под углом к горизонту». Опубликован в сборнике методических материалов по итогам конкурса «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ». Выпуск № 3. Нефтегорск, 2012. 113 с.

2. «Формирование навыков самообразования у семиклассников посредством реализации различных форм работы с электронным учебником». Инфо-Стратегия 2015: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Инфо-Стратегия 2015» Самара, 2015. – 424 с.

3. В сети Интернет:

«Формирование навыков самообразования у семиклассников посредством реализации различных форм работы с электронным учебником». Личный сайт Некрыловой Е.Е. https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_formirovanie_navykov_samoobrazovaniya_u_semiklassnikov_posredstvom-124718.htm

Электронное учебное пособие для учащихся. Электронный учебник по физике для учащихся 7 класса http://elena-ne73.narod.ru/index.html

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2016 году (ПНПО). Май 2016. (Победитель).