Назаров Артур Маратович,
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Тимофеевка
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Назаров Артур Маратович |
ГБОУ СОШ с. Тимофеевка, |
Учитель истории и обществознания |
10 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Актуальность опыта. Практика показала, что учащиеся часто воспринимают историю и обществознание как мертвые знания в виде дат, фамилий и терминов, которые не имеют отношения к современной жизни. Пока учитель не решит эти проблемы, урок будет проходить бессмысленно. В связи с этим считаю актуальной работу над повышением познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания через формирование навыков критического мышления. Новизна инновационного опыта. Целью моей деятельности как учителя-предметника является формирование исторического и обществоведческого мышления у учащихся. Я стараюсь не просто передать готовые знания учащимся, а сформировать у них умение всесторонне и критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно осмыслять проблемы общественного развития в прошлом и настоящем. Моя работа нацелена на формирование навыков критического мышления у школьников. Потенциальная полезность опыта. В интернет-пространстве можно найти различные технологии и приемы формирования критического мышления у школьников. Представляю те приемы, которые, на мой взгляд, наиболее актуальны на уроках истории и обществознания. Они позволят развить системность в их знаниях, навыки анализа и сравнения различных точек зрения, а также способность применять полученные знания при анализе явлений современной жизни. Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный поход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.
|
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная деятельность |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является необходимость развития исторического и обществоведческого сознания через формирование навыков критического мышления. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. В своей педагогической практике я столкнулся с рядом проблем: учащиеся испытывали трудности в понимании взаимосвязей между явлениями и процессами; у них был низкий уровень анализа и сравнения различных точек зрения, отсутствовала системность в знаниях; учащиеся воспринимали историю и обществознание как мертвые знания в виде дат, фамилий и терминов, которые не имеют отношения к современной жизни. Все это осложнялось отсутствием мотивации к учебной деятельности у большинства учащихся. Необходимо уходить от репродуктивных подходов, которые создают безразличное отношение к учению у школьников; надо сделать ученика не пассивным объектом воздействия, а активным субъектом учебной деятельности, который мог бы самостоятельно находить необходимую информацию и критически ее перерабатывать. Новое средство обучения, новые условия образовательной деятельности. После изучения психолого-педагогической литературы я пришел к выводу, что целью моей практики должно стать формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. Под критическим мышлением понимается универсальное метапредметное умение рассуждать, позволяющее эффективно решать широкий круг практических проблем в любой профессиональной деятельности, в ситуации нравственного выбора, в повседневной жизни. В основе критического мышления лежит умение работать с информацией. Оно подразумевает под собой навыки интерпретации и глубокого анализа информации, а после, на основе проведенного анализа, способность выводить заключения и давать оценки. Таким образом, информация является отправным, а не конечным пунктом данного типа мышления. В рамках школьного образования развитие критического мышления позволит заложить у учащихся основы научного мировоззрения (постоянный поиск проблем, которые нужно решить; выстраивание гипотез; стремление найти убедительные аргументы и доказательства для подтверждения своей точки зрения; открытость для критики и т. д.). Для развития критического мышления на уроках истории и обществознания необходимо создавать для учащихся проблемные ситуации и задачи, поиск решения которых и обеспечивает овладение процедурами критического мышления. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Сущность ИПО: С целью формирования критического мышления у обучающихся предлагаю использование следующих приёмов. Прием «Историческое расследование» ориентирован на формирование у учащихся понимания причинно-следственных связей исторический явлений и процессов. Класс делится на три группы: «Причины», «Факты», «Последствия». Каждая группа работает с историческими источниками по своему направлению. Она ищет ответы на задания в розданных материалах, потом в указанном порядке озвучивают их. В качестве примера: так можно рассмотреть события дворцового переворота 1801 года. Группа «Причины» рассматривает предпосылки заговора, группа «Факты» – убийство Павла I, группа «Последствия» – воцарение Александра I. Прием «Разные мнения». В рамках этого приема происходит рассмотрение явления или процесса с различных позиций с помощью заданных ролей, то есть проблема ставится и разрешается под углом зрения представителей определенного социального лагеря, слоя, класса, политической партии. При такой работе учащиеся видят многообразие подходов к оценке исторических и социальных явлений. Учащиеся учатся сравнивать различные точки зрения. На обществознании можно рассмотреть проблему выбора системы налогообложения (пропорциональная или прогрессивная) как с точки зрения различных слоев общества. Прием «Провокация». При изучении учебного материала перед учащимися ставятся не просто проблемные, а во многом провокационные вопросы или ситуации, решение которых должны «сломать» шаблонные представления. Ситуацию конфликта возникает потому, что приведенные вопросы и факты находятся в противоречии с жизненным опытом учащихся и устоявшимися убеждениями. Работа со СМИ. Одним из основных источников информации на уроках обществознания становятся материалы СМИ (статьи, выступления политических лидеров, новости). Работа учащихся с материалами СМИ способствует формированию понимания процессов современного мира, разработке понятийного аппарата учащихся и подготовке к ЕГЭ по обществознанию (написание эссе, создание базы аргументов). На наш взгляд, для повышения интереса к предмету составной частью развития критического мышления должна стать выраженная эмоциональность поддаваемой информации. Это может достигаться за счет включения на уроках истории большего объема источников личного происхождения (мемуары, воспоминания), а также литературных, музыкальных, фото- и видеоматериалов, а также исторических артефактов. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Формирование навыков критического мышления имеет значительные преимущества перед традиционным репродуктивным подходом учителя. Мы живем в мире лавинообразного роста информации; и мы должны научить учащихся работать с ней, учится добывать и анализировать информацию самостоятельно. Большинство фактов после окончания школы они забудут, но сформированные нами навыки критического мышления пригодятся им в дальнейшем образовательном и профессиональном развитии. Ограничения использования – технология критического мышления не может полностью заменить все остальные образовательные технологии. Учитель должен использовать и традиционные методы обучения, информационно-коммуникативные технологии и др. Трудоемкость. Разработка уроков в русле развития критического мышления требует от педагога значительных усилий при поиске информации для урока (поиск и отбор исторических источников, фактов современной жизни), построения процесса обучения. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации опыта необходимо изменить отношение к обучающимся, начать их рассматривать как равноправных субъектов учебного процесса, как соавторов урока. Учитель должен стать наставником, тьютором. От учителя требуется высокий уровень научно-методических знаний в области преподавания истории и обществознания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации. Необходимо постоянно расширять свой научный кругозор, быть в курсе современных открытий в области других наук (экономика, информатика, физика, биология), читать средства массовой информации. Это позволит значительно повысить интерес учащихся к такому предмету, как обществознание, придать ему смысл не теоретического урока, а вполне прикладного. |
|||
8. Результат изменений |
После использования этих и других приемов работы, ученики стали чаще оставаться в классе, чтобы задать дополнительные вопросы по пройденному материалу. Делились мнениями со мной, с одноклассниками или даже с родителями по решению проблемных ситуаций и вопросов. На мой взгляд, они стали лучше понимать реалии современного мира, стали чаще смотреть или читать новости, повысилась системность в их знаниях. Если говорить о результатах ЕГЭ, то видна положительная динамика (вырос как средний балл, так и максимальный). Наблюдается рост числа учащихся, сдающих ЕГЭ, до 80%-90% 11-классников. Ни один мой ученик не занимался с репетитором, что свидетельствует о высокой школьной подготовке. С каждым годом растет число ребят, которые принимают участие в окружных, региональных и международных научно-практических конференциях, имеют публикации. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
|
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2016 г.» (окружной, зональный и областной этапы). |