Козлова Татьяна Петровна,
Учитель начальных классов МБОУ ЛАП № 135 г.о. Самара
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||
Ф.И.О. автора опыта. адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Козлова Татьяна Петровна, kozlovatp1972@yandex.ru |
МБОУ ЛАП № 135 г.о. Самара, lap-samara.ru |
Учитель начальных классов |
20 лет |
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||
Тип опыта
|
Сектор применения: начальная школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: формы и методы организации образовательного процесса. |
||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – развитие научно-технического мышления с использованием ТРИЗ, ИКТ, технологий развития мыслительной деятельности А.З. Зака и метапредметности Ю.В. Громыко, позволяющее ориентировать подрастающее поколение на получение технического образования и создание в будущем инженерных кадров. Актуальность инновационного опыта заключается в том, что: – во-первых, одним из приоритетов государственной политики в России становится решение проблемы качества инженерно-технического образования; – во-вторых, Программа комплексного развития городского округа Самара до 2025 года предполагает создание совокупности новых образовательных ориентиров для обучающихся физико-математических классов, в числе которых – развитие технического мышления и способностей к научно-техническому творчеству; – в-третьих, Программа развития нашего лицея направлена на реализацию проекта «Школа научно-технического мышления». Эффективность: - потенциальная полезность Для обучающихся заключается в том, что программа включает в себя не только комплекс заданий на развитие мелкой моторики, умение следовать алгоритму, но и, в первую очередь, ведется развитие направленного фантазирования, умения анализировать, планировать, строить умозаключения, что является составляющей научно-технического мышления (НТМ). Кроме того, развитие НТМ и работа с использованием конструктора является пропедевтикой физики. - надёжность Опыт по развитию НТМ был представлен педагогическому сообществу Самары, курсы по авторской программе «Легоконструирование. Развитие научно-технического мышления младших школьников» прошли 80 педагогов нашего города. - перспективность Программа нашла применение в 7 школах и 3 ЦВР нашего города. Это обусловлено тем, что для реализации программы по развитию НТМ необходимы базовые (школьные) знания по физике и желание педагога. |
||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость не является высокой, так как преподаватель должен обладать базовым уровнем знаний по физике. При разработке технологических карт уроков требуется акцентировать внимание на физических законах, действующих в технических моделях, на преобразованиях в построенных моделях, позволяющих улучшить ее характеристики. При проведении занятий необходимо осуществлять контроль и педагогическое сопровождение индивидуальной и групповой работы в классе. |
||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||
1. Направление инновационной деятельности |
Образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности и предподготовке к изучению физики, информатики. |
||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие научно-технического мышления младших школьников. |
||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является построение образовательных отношений в соответствии с двумя направлениями реализации проекта по формированию научно-технического мышления. 1 направление – работа над развитием психологических ресурсов обучающихся (память, воображение, элементарные умственные действия и т. д.). 2 направление – развитие у обучающихся конструкторских способностей, первичного познавательного интереса к физической науке, понимания целостного образа окружающего мира. |
||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Растущая потребность в инженерных кадрах и отсутствие мотивации получать инженерное техническое образование. Новое средство обучения – конструктор LEGOedukachion, который может быть заменен аналогичным (SEGA, GIGA и другими). Новые условия образовательной деятельности. Высокий уровень ИКТ-компетенций у обучающихся, потребность учеников в творчестве, возможности внеурочной деятельности привлекать заинтересованных участников образовательных отношений. |
||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. В первую очередь, это идеи теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Кроме того, это методика развития мыслительных операций Анатолия Залмановича Зака, направленная на развитие умения анализировать, сравнивать, планировать и так далее. Это и идея мыследеятельности Юрия Вячеславовича Громыко. В основу мыследеятельностной педагогики заложена метапредметность. Задача мыследеятельностной педагогики научить обучающихся мыслить критически. Как это сделать? Через промысливание. Промысливание – это первый уровень работы ученика. Промысливание важнейших понятий переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. И через это переоткрывает процесс возникновения того или другого знания. А при чем здесь ЛЕГО-конструирование? Лего – инструмент, который на практике помогает подтвердить или опровергнуть свои теоретические догадки. Возможности использования данного конструктора не только во внеурочной деятельности и на уроках технологии, но и на уроках математики, физики достаточно широки. Изменения в организации учебного процесса: – использование поисково-исследовательских методов; – деятельностный подход как способ вовлеченности обучающихся в познавательный процесс. В результате применения указанных СОТ у обучающихся формируются метапредметные результаты в соответствии с характеристиками «портрета» выпускника начальной школы, указанными в ФГОС НОО: – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; – ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. |
||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Преимуществом перед аналогами является то, что при работе с конструкторами формируется не только умение осуществлять точную сборку, но и рассматриваются возможности внесения изменений в техническую модель, что является первым шагом изобретательности. Предлагаемые изменения в формах и методах организации образовательных отношений положительно влияют на раскрытие творческого потенциала обучающегося, мотивацию к техническому направлению учебной деятельности, что в конечном итоге влияет на выбор профессии. Ограничения Важнейшим условием эффективности обучения является соответствие содержания обучения возможностям обучающегося. Решение этой проблемы раскрывает принцип разносторонности методического консультирования, требующий, чтобы учебный материал представлялся с использованием объяснительных методов, облегчающих усвоение информации; в методическом руководстве предлагались различные методы и способы усвоения содержания, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный путь усвоения. Трудоёмкость и риски Деятельность учителя в процессе развития научно-технического мышления заключается в создании ситуации промысливания, переоткрытия знания, направлена на поддержку высокой мотивации изучения физической картины мира. Результатом изменения педагогической деятельности учителя является развитие интереса обучающихся к исследовательской и творческой деятельности, что приводит к качественному росту результатов изучения технологии, окружающего мира и первичных знаний по физике. |
||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Деятельностный подход позволяет достичь максимального эффекта Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания истории и обществознания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации. Использование активных и интерактивных методов обучения. Для успешной реализации опыта также необходимо принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значений и ответственности за результаты обучения, изменение роли учителя (старший партнер, консультант, наставник) Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания естествознания, технологии, мотивированность к целенаправленному развитию НТМ обучающихся. |
||
8. Результат изменений |
О том, насколько эффективно строится работа по развитию научно-технического мышления в начальной школе лицея, позволяют судить следующие результаты. Высокий уровень познавательных УУД и мотивации к учебной деятельности. К результатам можно также отнести и победы обучающихся нашего лицея на НПК «Первые шаги в науку» в секции «Физика», «Информатика»; победу команды учеников 4-х классов на городском физическом празднике «Точнее! Проще! Мудрее!» в соревновании «Юный конструктор». |
||
9. Публикации о представленном ИПО |
Сборник программ ЦРО г.о. Самара «Легоконструирование. Развитие научно-технического мышления».(2015 год). Материалы региональной «Августовской конференции учителей начальных классов» (2016 год). |
||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс «Учитель года-2016» (победа на окружном этапе в номинациях «Приз детского жюри» и «Приз зрительских симпатий»). Окружной конкурс открытых уроков «Учу детей учиться» (победитель 2015 года). Районный конкурс профессионального мастерства «К вершинам педагогического мастерства» Кировского района г.о. Самара (победитель). |