Карпова Ксения Олеговна,
Учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 34» г.о. Тольятти

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Карпова Ксения Олеговна

kopatich11@mail.ru

МБУ «Школа № 34»

г.о. Тольятти
http://school34.tgl.ru
 

Учитель русского языка и литературы

9 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя и основная школа, уроки литературы.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта. Историко-культурологический, а особенно исторический комментарий «Концепция филологического образования» предлагает вводить постепенно с 8 класса. В рамках введения ФГОС это делается раньше, историко-культурологический комментарий дается, начиная с 5 класса.

Это приводит к совершенствованию коммуникативных компетенций учащихся и развивает многостороннюю личность, знающую и уважающую свою историю, культуру, традиции.

Актуальность представляемого опыта обусловлена следующим:

1. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любовь к своему краю и Отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций;

2.   Механизмы формирования общекультурной компетентности обучающихся при работе с текстом освещены на данный момент недостаточно.

Представляемый опыт работы дополняет используемые методы в целях достижения планируемых результатов и помогает более осознанно соотнести опыт и требования ФГОС.

Эффективность опыта обеспечивается следующими компонентами:

– воспитанием и развитием качеств личности, умеющей выражать себя в чем-либо, умеющей не только видеть и слышать прекрасное, но и рассказывать о нем;

– формированием готовности и способности школьников к самостоятельной поисково-аналитической деятельности;

– увеличением количества учащихся, принимающих участие в различных научных проектах.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью поиска новых методических приемов и дидактических материалов, позволяющих внедрять историко-культурологический комментарий на уроках литературы.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Историко-культурологический комментарий на уроках литературы как средство совершенствования коммуникативных умений обучающихся.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является то, что главная особенность изучения литературы по программе Образовательной системы Школа 2010 в соответствии с ФГОС является ее изучение как эстетического и национально-исторического явления, рассматривается в качестве средства развития личности.

4. Источник изменений

(противоречия)

Противоречия. Вопросы учащихся, начиная с 5 класса, требуют историко-культурологического комментария. При изучении литературы необходимо ее дополнение сведениями по истории, архитектуре, живописи, музыки.

Такое дополнение при работе с текстами и раньше использовалось в старших классах, однако здесь это стало необходимостью.

О необходимости историко-культурологического комментария говорили такие ученые, как Михаил Михайлович Бахтин, Дмитрий Сергеевич Лихачев. Литературоведческие работы этих ученых не отрывают литературу от культуры.

Теоретико-методологическая основа деятельности – работы Нины Ивановны Пьянковой, Сергея Александровича Зинина по проблеме выявления и реализации межпредметных связей литературы, изобразительного искусства, истории.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.

Задачи, которые решаются при достижении цели.

1. Привлечь внимание учащихся и повысить их интерес к художественным текстам.

2. Показать, что литературное произведение – это текст, связанный с историческим временем, культурой той или иной эпохи,

3. Включить обучающихся в деятельность по осмыслению и анализу текста.

Взаимодополняя друг друга, разные виды искусства создают образ отдельной культурной эпохи, передают её дух, её эстетические и этические ценности. Причем в этом процессе в центре внимания все же должен быть текст, а произведения других видов искусства, в свою очередь, создают лишь культурный контекст.

Реализация:

Основные учебные цели.

Формирование личностного отношения к прочитанному.

Осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений.

5-6 классы

Культурологический комментарий – комментарий к устаревшим, вышедшим из употребления словам, встречающимся в произведениях.

Обращение к произведениям живописи помогают создать эмоциональный фон на различных этапах урока. Это обращение к культурному опыту. Коммуникативные умения учащихся при таком подходе развиваются через вопросно-ответную форму работы.

Такая работа формирует личностное отношение к прочитанному тексту и осмысление литературы как словесного вида искусства.

7-8 классы

Основные учебные цели.

Развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения.

Осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

К вышеперечисленным способам использования историко-культурологического комментария в 7-8 классах добавляется историческая справка. Один из способов работы на уроке – это чтение документа и составление вопросов к нему. Данная работа помогает не только познакомиться с историей и культурой, но и позволяет анализировать текст, искать в нем главное, делать выводы. Данный вид заданий помогает развитию следующих коммуникативных умений: умение работать с информацией, текстом любого вида, слушать и читать с пониманием.

Также на уроках литературы в 7-8 классах используются обучающие видеоролики по истории. Видеоматериал находит эмоциональный отклик у учащихся, затем обучающиеся лучше интерпретируют художественный текст на основе личного восприятия произведения.

9 класс

Основные учебные цели.

Формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы.

Осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

Одним из способов историко-культурологического комментария в 9 классах является использование на уроках виртуальных экскурсий.

Такие задания помогают не только развить эмоциональные образы школьников, но и способствуют совершенствованию умения слушать, вникать в суть услышанного, ставить вопрос к услышанному.

Возможно использование культурологической характеристики литературного образа. Это развернутая характеристика образа, по сравнению с культурологическим комментарием.

10-11 класс

Основные учебные цели.

Знакомство с художественном миром писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Освоение культурного аспекта в литературных произведениях.

Одним из способов историко-культурологического комментария в 10-11 классах является культурологический обзор (используется тогда, когда исследуется обзорная тема, требующая подробного анализа культурной обстановки эпохи). Такой подход способствует пониманию учащимися того, почему именно в этот период были созданы те или иные литературные произведения, способствует пониманию их идеи и тематики.

Историко-культурологический комментарий можно давать, используя письма поэтов и писателей. Они позволяют ближе познакомиться с тем или иным автором. Многие писатели рассказывают в письмах о своих произведениях, а это затем делает текст более ясным, понятным и образным. Такие дневники помогают понять настроения, переживания, интересы людей определенного времени, а также знакомят с художественным миром писателя в историко-культурном аспекте.

Использование видео. Это могут быть уникальные записи поэтов и писателей или обучающие видео с рассказом о жизни и творчестве автора, возможно использование видео-лекций, размещенным на образовательных сайтах.

Данный вид работы направлен на совершенствование восприятия текста в устной форме.

 

6. Концепция изменений

(ограничения, трудоемкость, риски)

Ограничения и риски отсутствуют.

Трудоёмкость заключается в поиске и формировании методического материала к урокам литературы с целью повышения эффективности образовательного процесса.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения исследовательской технологии.

8. Результат изменений

Результативность работы:

Диагностика сформированности коммуникативных умений (Ольга Валентиновна Запятая) показала неустойчивый уровень коммуникативных учебных действий у обучающихся 7 классов

2013 - 2014г. – 5 человек

2014 - 2015 г. – 1 человек

Результаты деятельности учащихся:

1. По результатам наблюдений на уроке литературы при обсуждении текста произведений, при написании сочинений, среди аргументов, используемых учениками, присутствуют сведения по истории, изобразительному искусству, архитектуре.

2. Достижения учащихся:

есть лауреат конкурса по лингвистике 36 Турнира имени М.В. Ломоносова – 2013 год;

есть призеры городского тура Всероссийской олимпиады по русскому языку 2012, 2013, 2014 гг.

3. Одним из результатов использования историко-культурологического комментария стало написание учащимся 11 класса научной работы, совмещающей в себе литературу и историю. Работа заняла 1 место на научном конгрессе «Шаг в будущее» (2016 год).

9.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Конкурс «Учитель года-2016».