Карпова Ксения Олеговна,
Учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 34» г.о. Тольятти
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||
Карпова Ксения Олеговна kopatich11@mail.ru |
МБУ «Школа № 34» г.о. Тольятти |
Учитель русского языка и литературы |
9 лет |
||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||
Тип опыта
|
Сектор применения: средняя и основная школа, уроки литературы. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта. Историко-культурологический, а особенно исторический комментарий «Концепция филологического образования» предлагает вводить постепенно с 8 класса. В рамках введения ФГОС это делается раньше, историко-культурологический комментарий дается, начиная с 5 класса. Это приводит к совершенствованию коммуникативных компетенций учащихся и развивает многостороннюю личность, знающую и уважающую свою историю, культуру, традиции. Актуальность представляемого опыта обусловлена следующим: 1. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любовь к своему краю и Отечеству, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций; 2. Механизмы формирования общекультурной компетентности обучающихся при работе с текстом освещены на данный момент недостаточно. Представляемый опыт работы дополняет используемые методы в целях достижения планируемых результатов и помогает более осознанно соотнести опыт и требования ФГОС. Эффективность опыта обеспечивается следующими компонентами: – воспитанием и развитием качеств личности, умеющей выражать себя в чем-либо, умеющей не только видеть и слышать прекрасное, но и рассказывать о нем; – формированием готовности и способности школьников к самостоятельной поисково-аналитической деятельности; – увеличением количества учащихся, принимающих участие в различных научных проектах. Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта. |
||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью поиска новых методических приемов и дидактических материалов, позволяющих внедрять историко-культурологический комментарий на уроках литературы. |
||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная деятельность. |
||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Историко-культурологический комментарий на уроках литературы как средство совершенствования коммуникативных умений обучающихся. |
||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является то, что главная особенность изучения литературы по программе Образовательной системы Школа 2010 в соответствии с ФГОС является ее изучение как эстетического и национально-исторического явления, рассматривается в качестве средства развития личности. |
||||||||
4. Источник изменений (противоречия) |
Противоречия. Вопросы учащихся, начиная с 5 класса, требуют историко-культурологического комментария. При изучении литературы необходимо ее дополнение сведениями по истории, архитектуре, живописи, музыки. Такое дополнение при работе с текстами и раньше использовалось в старших классах, однако здесь это стало необходимостью. О необходимости историко-культурологического комментария говорили такие ученые, как Михаил Михайлович Бахтин, Дмитрий Сергеевич Лихачев. Литературоведческие работы этих ученых не отрывают литературу от культуры. Теоретико-методологическая основа деятельности – работы Нины Ивановны Пьянковой, Сергея Александровича Зинина по проблеме выявления и реализации межпредметных связей литературы, изобразительного искусства, истории. |
||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Задачи, которые решаются при достижении цели. 1. Привлечь внимание учащихся и повысить их интерес к художественным текстам. 2. Показать, что литературное произведение – это текст, связанный с историческим временем, культурой той или иной эпохи, 3. Включить обучающихся в деятельность по осмыслению и анализу текста. Взаимодополняя друг друга, разные виды искусства создают образ отдельной культурной эпохи, передают её дух, её эстетические и этические ценности. Причем в этом процессе в центре внимания все же должен быть текст, а произведения других видов искусства, в свою очередь, создают лишь культурный контекст.
|
||||||||
6. Концепция изменений (ограничения, трудоемкость, риски) |
Ограничения и риски отсутствуют. Трудоёмкость заключается в поиске и формировании методического материала к урокам литературы с целью повышения эффективности образовательного процесса. |
||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения исследовательской технологии. |
||||||||
8. Результат изменений |
Результативность работы: Диагностика сформированности коммуникативных умений (Ольга Валентиновна Запятая) показала неустойчивый уровень коммуникативных учебных действий у обучающихся 7 классов 2013 - 2014г. – 5 человек 2014 - 2015 г. – 1 человек Результаты деятельности учащихся: 1. По результатам наблюдений на уроке литературы при обсуждении текста произведений, при написании сочинений, среди аргументов, используемых учениками, присутствуют сведения по истории, изобразительному искусству, архитектуре. 2. Достижения учащихся: есть лауреат конкурса по лингвистике 36 Турнира имени М.В. Ломоносова – 2013 год; есть призеры городского тура Всероссийской олимпиады по русскому языку – 2012, 2013, 2014 гг. 3. Одним из результатов использования историко-культурологического комментария стало написание учащимся 11 класса научной работы, совмещающей в себе литературу и историю. Работа заняла 1 место на научном конгрессе «Шаг в будущее» (2016 год). |
||||||||
9.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс «Учитель года-2016». |