Зотова Наталия Виталиевна,
Учитель математики ГБОУ СОШ с. Герасимовка Алексеевского района Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Зотова

Наталия Виталиевна

natalija.zotova@yandex.ru

ГБОУ СОШ с. Герасимовка Алексеевского района

Самарской области

http://gerasimovka.ru

Учитель математики

5 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя школа, уроки математики.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в совершенствовании средств обучения, использовании электронного учебника в образовательном процессе, развитии у учащихся навыков и готовности к самообразованию.

Актуальность. Обучающиеся систематически длительно пропускают занятия по различным объективным причинам (по болезни, уезжают в лечебно-профилактические санатории). В результате они отстают от основной программы по математике и другим предметам учебного плана. Приходя на занятия не могут сразу включиться в образовательный процесс из-за пробелов в знаниях, возникших в результате пропусков занятий. Ликвидировать возникшие пробелы в знаниях во второй половине дня не предоставляется возможным, так как 95% обучающихся школы зависят от расписания школьного автобуса. На таких учащихся ложится большая нагрузка, так как им нужно в максимально короткие сроки изучить самостоятельно те темы, которые они   пропустили и которые изучаются в настоящий момент. В связи с этим возникла необходимость сформировать у обучающихся навыки самообразования.

Эффективность:

- потенциальная полезность использования электронного учебника по математике в образовательном процессе заключается в том, что обучающиеся, отсутствующие на уроках имеют возможность изучить предлагаемый на уроке учебный материал дома, выполнить самоконтроль;

- надёжность инновационного опыта заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе созданный электронный учебник, любой желающий ученик может посетить странички электронного учебника в сети Интернет, оставить свои комментарии, задать вопросы, в процессе обратной связи получить ответы на все вопросы;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых электронных учебников и представления их в сети Интернет.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование у обучающихся навыков и готовности к самообразованию через использование электронного учебника при дистанционной форме обучения.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование у обучающихся навыков готовности к самообразованию через дистанционное обучение.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Анализ результатов диагностики учебных достижений учащихся по предмету по итогам I полугодия обучения показал, что качество знаний по классу менее 50%. У учащихся наблюдаются систематические пропуски занятий по уважительной причине. Необходимо повышать качество уровня обученности при условии отсутствия детей на уроках.

Новое средство обучения авторский электронный учебник по математике, размещенный в сети Интернет.

Новые условия образовательной деятельности. Ученики, находясь дома в благоприятных условиях, используя Интернет и электронный учебник, осваивают предлагаемый учителем математический материал, выполняют тесты самопроверки, общаются с учителем по обратной связи, выполняют контроль знаний.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

В процессе реализации инновационного педагогического опыта используются дистанционные, информационно-коммуникационные технологии, учебно-лабораторное оборудование (ученические ноутбуки).

Организация образовательного процесса

Для организации образовательного процесса необходимо выполнить ряд задач:

- создать электронный учебник по математике;

организовать работу с родителями и обучающимися (обучающие семинары);

сформировать навыки самообразования у обучающихся;

распространить опыт работы.

Для ознакомления учащихся с электронным учебником необходимо применять его в урочной деятельности, рассматривать на основании теоретического материала из учебника материалы изучаемых тем, выполнять задания со страниц учебника. Ученики научатся самостоятельно листать странички учебника для поиска необходимой информации, изучения новых тем, поиска заданий и тестов самопроверки.

Для формирования навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, не реже двух раз в неделю в течение месяца задавать домашнее задание из электронного учебника для выполнения его дистанционно. На страничках учебника делать ссылку. Открывая электронный учебник дома, дети уже самостоятельно под наблюдением родителей выполняют задания для домашней работы, присылают ответы на адрес электронной почты учителя.

Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для дальнейшего изучения.

Активное обучение строится на основе организации связи «Учитель-ученик-родитель», выполнение предлагаемых заданий для контроля знаний и отправке их по электронной почте для проверки. Темп прохождения тестов зависит от желания самого учащегося.

Провести исследование на момент готовности обучающихся к самообразовательной деятельности по методике Громцевой А.К., провести беседы с учителями по вопросам организации самообразовательной деятельности школьников, проанализировать результаты.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна инновационного педагогического опыта в том, что электронный учебник созданный учителем, имеет обратную связь с конкретным учителем.

Ограничения применения предлагаемого опыта в том, что педагогам, не имеющим навыков работы с электронными учебниками необходимо научиться этому, иметь Интернет и необходимое оборудование на рабочем месте педагога и у детей дома.

Трудоёмкость предлагаемого опыта заключается в создании электронного учебника.

Риск предлагаемого опыта заключается в том, что планируемый результат может быть не достигнут.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для реализации опыта необходимо прохождение курсов повышения квалификации по теме «Конструирование образовательного процесса через применение дистанционных образовательных технологий».

Наличие оборудования в школе: сеть Интернет, ученические ноутбуки, компьютер учителя, проектор, проекционный экран.

Наличие Интернета у обучающегося дома.

8. Результат изменений

Ученики овладевают навыками, необходимыми для самообразовательной деятельности. У учащихся формируется готовность к самообразованию. Наблюдается положительная динамика качества знаний по предмету по классу.

Опыт использования предлагаемых изменений в течение 5 лет показал положительную динамику результативности работы.

9. Публикации о представленном ИПО

1. План-конспект урока по математике в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби» // Сборник методических материалов по итогам конкурса «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ». Выпуск № 3. Нефтегорск, 2012. 113 с.

2. «Формирование у обучающихся навыков и готовности к самообразованию через использование электронного учебника при дистанционной форме обучения». Инфо-Стратегия 2013: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Инфо-Стратегия 2013». Самара, 2013. – 424с.

3. В сети Интернет:

«Формирование у обучающихся навыков и готовности к самообразованию через использование электронного учебника при дистанционной форме обучения». Электронный сборник статей педагогического форума «Партнерство через образование 2012» http://www.sipkro.ru/

Электронное учебное пособие для учащихся. Электронный учебник по математике 56. http://zotova198622.narod.ru/

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Региональный конкурс «Фестиваль методических идей молодых педагогов в Самарской области 2012». (Победитель)

2. Окружной конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку. План-конспект урока по математике в 6 классе с использованием учебно-лабораторного оборудования по теме: «Координатная плоскость». (Диплом II степени)

3. Региональный конкурс на лучший сценарий мероприятия (урока) по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования. План урока по математике в 6 классе с использованием учебно-лабораторного оборудования по теме: «Координатная плоскость» (фрагмент урока на видеозаписи). (Лауреат)

4. Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2016 году (ПНПО). (Победитель)