Зайцева Татьяна Николаевна,
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское м.р. Борский
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Зайцева Татьяна Николаевна
|
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское м.р. Борский Самарской области www. school1bor.ru |
Учитель истории и обществознания |
24 года |
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа, уроки истории, обществознания. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса. |
||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – создание и внедрение в практику работы банка «учебных ситуаций» для уроков истории и обществознания с целью активизации деятельности учащихся. Актуальность: Современная школа должна обеспечивать интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, развитие умения работать с информацией, возможность размышлять, сопоставлять разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Введение ФГОС заставляет нас по-новому взглянуть на организацию образовательного процесса: не просто давать хорошие и прочные знания, а развивать личность учащегося на основе освоения способов деятельности. Обучение следует строить таким образом, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Эффективность: - потенциальная полезность 1. Учебная деятельность, построенная на основе «учебных ситуаций», нацелена на высокий предметный и метапредметный результаты. 2. Наличие учебных заданий, ориентированных на преобладание продуктивных методов учебной деятельности учащихся над репродуктивными обеспечивает субъектную позицию школьников на всех этапах учебного занятия. 3. Оптимальная смена видов деятельности снимает у учащихся утомляемость, усталость. На таких уроках создается особое пространство, где нет скуки, принуждения. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то познавательная задача-ситуация, историческая проблема или выведенное самостоятельно понятие. 4. Реализуется принцип относительной успешности. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а относительно своих же достижений во времени. Тем самым создается благоприятный эмоционально-психологический климат. - надёжность Апробация педагогического опыта в профессиональном сообществе в виде педагогического эксперимента по теме «Моделирование репродуктивных и продуктивных вопросов при работе с текстом на уроках истории в 6-х классах». Получено положительное экспертное заключение. - перспективность 1. Расширение банка «учебных ситуаций» по каждой теме образовательной программы по истории и обществознанию в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Создание банка обучающих текстов, в зависимости от использования их содержания на уроке по определенной теме курса, и тренировочных заданий для отработки постановки продуктивных вопросов. |
||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью поэтапного создания «учебной ситуации»: определение дидактической задачи, формы подачи материала, организации условий, которые создают мотивацию учения, провоцируют детей на активное действие, отбор учебного материала, определение способов организации учебной ситуации, прогнозирование возможных действий детей и результативности. |
||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная деятельность. |
||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Организация продуктивной деятельности на уроках истории и обществознания с помощью деятельностного подхода. |
||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание и организация условий, инициирующих действие обучающихся. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности, а значит успеха. |
||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Ежегодный анализ результатов ЕГЭ по истории и обществознанию показывает, что учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями первой части, но испытывают трудности при выполнении заданий повышенной сложности. По истории затрудняются осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника, проводить анализ исторических версий и оценок, аргументировать различные точки зрения, формулировать собственные суждения и приводить аргументы по определенным проблемам. По обществознанию вызывают затруднения задания, где необходимо применять знания при решении познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Учащимся трудно формулировать собственные суждения и аргументы на основе приобретенных обществоведческих знаний. Учащиеся владеют прочными знаниями, но это не позволяет им безошибочно выполнить учебно-практические задания на ЕГЭ Новое средство обучения – учебная ситуация. Новые условия образовательной деятельности. Моделирование реальной жизненной ситуации, поддерживающей познавательный интерес в течение всего урока. Построение образовательной среды, которая позволяет ученикам творчески реализовывать себя и получать собственный продукт определенного качества (идеи, гипотезы, схемы, суждения, исследования и т.д.) в ходе специально организованной деятельности. |
||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Универсальная технология, которая способствует организации деятельности учеников при решении учебных задач, – это технология обучения на основе «учебных ситуаций» и технология развития критического мышления (ТРКМ), которая позволяет организовать учебный диалог так, что помогает открыть новые смыслы в изучаемом и обсуждаемом материале, перенести акценты с воспроизведения авторского учебного текста на формирование авторской позиции школьников, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Организация учебного процесса. Урок – это цепочка решения учебных задач. Планирую несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. В своей практике использую такие учебные ситуации, как: ситуация-проблема, ситуация-оценивание, ситуация выбора, ситуация-иллюстрация, ситуация открытия новых знаний или способов деятельности, ситуация сравнения, ситуация моделирования, ситуация целеполагания, ситуация планирования. Так, на этапе постановки учебной задачи использую проблемную ситуацию. Одновременно предъявляю противоречивые факты; сталкиваю противоположные мнения учащихся вопросом или практическим заданием. В ходе беседы идет обсуждение: – Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание? – Почему возникли разные мнения, разные решения? – Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? Ребята ставят главный вопрос урока (проблемный вопрос), выдвигают гипотезы. На этапе открытия новых знаний создаю ситуацию открытия, где учащиеся выполняют познавательные задания; составляют кластеры, граф-схемы и т. д. На этапе практического применения новых знаний использую ситуацию иллюстрацию, предъявляю наглядные примеры применения новых знаний; решение практико-ориентированных задач на основе изученного теоретического материала. Особое внимание отвожу созданию учебной ситуации с использованием визуальных источников: фотографии, карикатуры, репродукции художественных произведений. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с автором. Создавая ситуацию выбора, предлагаю выбор заданий по уровню сложности, что позволяет определять способы действий в рамках предложенных условий. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Эффективно использую виртуальные экскурсии, путешествия; программу «Hot Potatoes» по созданию интерактивных тестов, заданий и кроссвордов, развивающие игры по предметам. Интенсификация учебной деятельности осуществляется через применение таких форм работы, как взаимодействие в группах, работа в «парах», индивидуальная и фронтальная работа. В результате учащиеся умеют организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Уроки в технологии развития критического мышления строятся по схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Основные приемы: опорные сигналы, схемы, логико-смысловые модели. На стадии «вызова» используется прием «мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей», «Знаете ли вы, что…?». На основе имеющихся знаний учащиеся строят свои прогнозы, определяют цели познавательной деятельности на уроке. Вторая стадия – осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа ученика с информацией. Используются следующие приемы: «инсерт», таблица «З-Х-У», прием «фишбоун», ромашка Блума. Особое внимание уделяется формированию коммуникативных УУД в постановке различных вопросов к тексту (репродуктивных, продуктивных, проблемных). На третьей стадии «рефлексии» происходит самостоятельное обобщение детьми изучаемого материала и определение направления для дальнейшего изучения материала. На данной стадии используются приемы «закончи предложение», «возвращение к ключевым терминам», « перекрестная дискуссия», составление синквейна и написание мини-эссе. |
||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Каждый учащийся должен работать в своем темпе и в своей «зоне ближайшего развития». Залог успешной самореализации ученика – создавать для ребенка своеобразный «банк ситуаций успеха», то есть таких учебных действий, в которых ученик чувствует себя «победителем». Мною разработана модель урока для поддержки и развития различных категорий обучающихся на основе использования ТРКМ и технологии обучения на основе создания учебных ситуаций. Создан банка «учебных ситуаций» для уроков истории и обществознания, Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски 1) применение активных методов требует перестройки традиционной системы обучения, что связано с некоторыми временными затратами труда учителя; 2) результаты обучающихся менее предсказуемы. |
||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации опыта необходимо:
|
||
8. Результат изменений |
Высокий уровень познавательной активности обучающихся, что способствует их развитию и социализации. Диагностика эмоционального отношения к учению в 6-х классах (по методике Ч.С. Спилбергера) показала следующие результаты: из 78 учащихся у 55 (71%)- высокий уровень познавательной активности Важно приобщение учащихся к самостоятельному исследованию, к работе с различными источниками информации. Обучающиеся ежегодно становятся победителями и призёрами областных научных конференций, творческих конкурсов различного уровня. Внутренний мониторинг образовательных результатов по истории обучающихся 6а, 6б, 6в классов по итогам 2014–2015 учебного года показал достаточно высокий результат: достигли базового уровня сформированности УУД 100% обучающихся, повышенного уровня – 64,9% обучающихся. Психологическая диагностика в 2014–2015году в 9-х классах по методике изучения мотивации обучения старших подростков М.Р. Гинзбурга показали следующие результаты: из 65 учащихся у 12 – очень высокий и высокий уровень, у 47 (72%) –нормальный уровень от общего числа обследуемых. При этом преобладают познавательный и социальный мотивы. – Наблюдается позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся по истории, обществознанию, праву, экономике за последние три года. – Наличие выпускников по предмету, получивших на итоговой аттестации в форме ЕГЭ 80 и более баллов, в форме ГИА в 2013 г. – максимальный балл. Подтверждение – благодарственное письмо от Юго-Восточного управления МОиН Самарской области. – Средний балл по результатам ЕГЭ по обществознанию выше окружных и региональных значений в течение 5-ти лет. |
||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Деятельностный подход в обучении истории и обществознания // Сборник методических материалов: из опыта сотрудников системы образования Юго- Восточного образовательного округа, выпуск № 4 / составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. – Нефтегорск, 2013. 2. Диалоговые технологи на уроках истории // Сборник IV Международной заочной научно-практической конференции. Теоретические и прикладные аспекты развития современного образования: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. 17 декабря 2013 г./ гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. 3. Исторические познавательные игры как эффективное средство приобщения школьников к базовым национальным ценностям России // Сборник материалов регионального педагогического форума «Партнерство через образование-2014» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sipkro.ru/images/stories/cop/Pedforum/2014/sbornik_ped_forum_2014.pdf 4 Разработка урока по истории для 11 класса «СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике» // Сборник методических материалов: из опыта сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа, выпуск № 2 / составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. – Нефтегорск, 2014.. |
||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Окружной конкурс профессионального мастерства «Учитель года Юго-Восточного образовательного округа – 2015» – финалист. 2. Зональный этап областного конкурса «Учитель года-2015» – Диплом победителя зонального этапа областного конкурса «Учитель года-2015». 3. Приоритетный Национальный проект «Образование»- 2016 г. – победитель. |