Горбачева Марина Михайловна,
учитель географии высшей категории 443026, г.о. Самара, ул. Парижской Коммуны, 5А, МБОУ Школа № 27
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Горбачева Марина Михайловна |
443026, г.о. Самара, ул. Парижской Коммуны, 5А, МБОУ Школа № 27 http://www. sc27@mail.ru/ |
учитель географии высшей категории |
29 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа, направление – занятия по географии в ракурсе экологического краеведения. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации работы в рамках внурочной деятельности. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в создании оптимальных условий для организации внеурочной деятельности обучающихся ступени 5-9-х классов. Актуальность выражается в том, что в настоящее время в основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность является благодатной почвой для нравственно-гражданского воспитания обучающихся. Мной выбрано эколого-краеведческое направление деятельности, которое является приоритетным в рамкам ФГОС. Внеурочная деятельность осуществляется на базе авторской программы «Азбука юного эколога», рассчитанную на ступень 5-9 классы, прошедшую в 2014 году внешнюю рецензию ПГСГА. Экологическое образование основывается на подготовке детей к жизни в будущем мире. Поэтому изучение основных компонентов природы своей малой Родины – рельефа, климата, почв, растений и животных – поможет ребёнку по-новому взглянуть на очень ранимый, небольшой сектор естественной среды. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Данный опыт актуален, так как смена парадигмы образования со знаниецентрической на гуманистическую, природосообразную, требует естественно пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств. Эффективность: Потенциальная полезность Во внеаудиторных занятиях используются экскурсии, в урочное время используется технология ИКТ. Технология коллективной творческой деятельности (в форме волонтерского отряда экологической направленности «Цветы жизни») в сочетании с личностно-ориентированной технологией как нельзя лучше способствует реализации поставленных воспитательных задач. Среди форм воспитательной работы мной используются словесно-логические, информационно-просветительские, мультимедийные, трудовые, игровые и психологические. Деятельность по экологическому и социальному воспитанию обучающихся строится в ракурсе осуществления долгосрочного проекта «Земля – территория жизни», конечным продуктом которого будет экологический атлас Самарской области, где будут отражены памятники природы Самарской области и неблагополучные территории. Надёжность Апробация подтвердила, что данный подход в организации внеурочной деятельности позволяет повышать активность школьников, способствует интенсификации воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации. Перспективность В рамках авторской программы происходит экологизация и социализация воспитательного процесса. Действует волонтерское движение, обучающиеся успешно принимают участие в экологических мероприятиях ИРБИС и ГБОУ ДОД СОДЭБЦ г.о. Самара. Так, за период 2012–2015 уч. года в экологических конкурсах ИРБИС обучающимися было завоевано 5 призовых мест, а в областных конкурсах ГБОУ ДОД СОДЭБЦ – 9 призовых мест. Команда «Цветущий венок» приняла участие в областном интернет-марафоне «Экослед – 2015» и заняла 2 место. В рамках волонтерской деятельности до сих пор проводится акция «Батарейка, сдавайся!» – проводится сбор отработанных батареек, которые складируются в специальный контейнер и централизованно будут вывозиться на перерабатывающий завод в Челябинск. В марте-апреле волонтерская группа «Цветы жизни» примет участие в акции «Урна. Посчитай и оцени»». Волонтерская деятельность ведется на основании реализации социально-образовательного проекта «Социализация подростков посредством волонтерской деятельности». Главной образовательной целью проекта является формирование у учащихся социальной ответственности. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. В результате освоения опыта выявляются трудоемкие аспекты в организации внеурочной деятельности: – повышение требований к квалификации педагога; – транспортные затруднения при обеспечении экскурсий; – ветхость материально-технической базы для осуществления практической части занятий (наличие комплекта компасов, инструментов для определения расстояний и т.д.); – плотность расписания урочной деятельности. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Внеурочная деятельность по предмету география (эколого-краеведческий аспект). |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Внеурочная деятельность по эколого-краеведческому компоненту как важный инструмент реализации ФГОС. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является то, что эколого-краеведческое дополнительное образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей культуры, нравственности и гражданственности личности обучающегося. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия между:
необходимостью делать акцент на внеурочную, практическую деятельность школьников и невозможностью воспитательного аспекта при организации процесса образования в рамках традиционного подхода; необходимостью развивать у обучающихся интерес к изучению краеведческой географии, и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению. Новое средство обучения – мультимедийные средства обучения, интерактивная доска, документкамера. Новые условия образовательной деятельности Реализация ФГОС невозможна без создания информационно-образовательной среды обучения, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, ИКТ-технологии, систему современных педагогических технологий, интерактивных и активных методов и методических приемов обучения, обеспечивающих формирование метапредметых, личностных результатов обучения в рамках внеурочной деятельности. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ Главная цель эколого-краеведческого воспитания обучающихся – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, ответственности за судьбу своей малой Родины. Задачи: – познакомить обучающихся с памятниками природы г. Самары и Самарской области; – повторение и закрепление поурочных тем на практике; – закрепление знаний учащихся по эколого-краеведческому направлению; – повторение практических умений работы с компьютером (программы – Powerpoint; Peint, Notebook); – обеспечение условий для сбора информации в полевых условиях. Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, культуре, истории, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, учебно-исследовательский метод и метод проектов, мозговой штурм, позволяющие получить высокие предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Организация учебного процесса (или воспитательного процесса) Одним из направлений деятельности в аудиторное время внеурочной деятельности является внедрение ИКТ в практические занятия. Во внеурочной деятельности мной в рамках ИКТ используются следующие формы работы: – виртуальная школа - материалы по учебным курсам в электронном виде расположены на веб-сайте таким образом, чтобы прошедшие авторизацию обучающиеся могли ими пользоваться; – дистанционный курс – особая, основанная на использовании современных информационных технологий форма представления содержания учебного курса; – чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все учащиеся имеют одновременный доступ к чату; – веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей ИКТ; Примером может служить участие в сетевом проекте («Экослед»); – онлайн-обучение прекрасно подходит для работы с одаренными детьми, так как учитель и ученики могут сами выбрать, в какое время суток им удобнее общаться и определить для себя индивидуальную продолжительность занятий. Говоря о дистанционных конкурсах, хочется упомянуть о проекте Unfourok.ru, который предоставляет возможность школьникам участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня и по всем предметам. Цель – оказать поддержку и помощь учащимся, дать ощущение уверенности в своих силах (WWW. infourok.ru); |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна Автор опыта полагает, что формирование метапредметых и личностных результатов обучающихся возможно в рамках внеурочной деятельности, не только через формирование знаний, но и воспитание нравственно-гражданских качеств обучающихся в рамках эколого-краеведческого направления внеурочной деятельности для ступени 5-9-х классов. Ограничения – нехватка необходимого времени для проведения экскурсий по г. Самаре и области; – необходимые материальные затраты. Трудоёмкость и риски Связаны с организацией экскурсий, без которых невозможна реализация предлагаемых изменений, а также с недостаточной дидактической базой для работы в практико-полевых условиях. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
– Систематическое повышение квалификации педагога. – Использование современных образовательных технологий, интерактивных, активных и практико-полевых методов обучения и методических приемов требует наличие образовательной среды с основными составляющими: – физическая среда (собственно аудитория с правильным освещением, вместимостью, расположением рабочих мест, микроклиматом); – наличие доски SMART Board, либо экрана, компьютера с программным обеспечением, проектора, колонки для просмотра и прослушивания видеоматериалов, документ-камеры; – психологическая среда (позитивные взаимоотношения между преподавателем. – Наличие транспортных средств для обеспечения экскурсий. |
|||
8. Результат изменений |
- положительная динамика победителей и призеров олимпиад и творческих конкурсов, подготовленных педагогом за три года - повышение уровня воспитанности обучающихся в динамике 6-9 класс |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Конспект + презентация открытого урока по географии для 7 класса «Южные материки» (http://infourok.ru/material.html?mid=12250 Инфоурок http://infourok.ru). 2. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» (http://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yuniy-kraeved-287810.html Инфоурокhttp://infourok.ru). 3. Учебное пособие для оценивания УУД обучающихся по географии. 5 класс (http://infourok.ru/uchebnoe-posobie-dlya-ocenivaniya-uud-obuchayuschihsya-po-geografii-klass-814442.html Инфоурок http://infourok.ru) 4. Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов (Инфоурок http://infourok.ru http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/09/14/programma-po-fgos-po-vneurochnoy-deyatelnosti-po-geografii-dlya Инфоурок http://infourok.ru). 5. «Значимые символы г. Самары» (Издательский дом «Первое сентября» 2-13-2014 Инфоурок http://infourok.ru). 6. Горбачева М.М. Программа внеурочной деятельности для 5-9 классов «Азбука юного эколога»: учебное пособие. – Самара, 2013–2014. – 32 с. Инфоурок, 2015. |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Всероссийский конкурс «Учитель года России» – 2013 – участник. 2. Конкурс проектов и программ в области экологического воспитания и просвещения в образовательных учреждениях г.о. Самара – 2015 – диплом 1 степени. 3. Конкурс ПНПО – 2016 г. – победитель. |