Горбачева Марина Михайловна,
учитель географии высшей категории 443026, г.о. Самара, ул. Парижской Коммуны, 5А, МБОУ Школа № 27

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Горбачева Марина

Михайловна

marisha_mama65@mail.ru

443026, г.о. Самара, ул. Парижской Коммуны, 5А, МБОУ Школа № 27

http://www. sc27@mail.ru/

учитель географии

высшей категории

29 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и старшая школа, направление – занятия по географии в ракурсе экологического краеведения.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации работы в рамках внурочной деятельности.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в создании оптимальных условий для организации внеурочной деятельности обучающихся ступени 5-9-х классов.

Актуальность выражается в том, что в настоящее время в основе ФГОС лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность является благодатной почвой для нравственно-гражданского воспитания обучающихся. Мной выбрано эколого-краеведческое направление деятельности, которое является приоритетным в рамкам ФГОС. Внеурочная деятельность осуществляется на базе авторской программы «Азбука юного эколога», рассчитанную на ступень 5-9 классы, прошедшую в 2014 году внешнюю рецензию ПГСГА.

Экологическое образование основывается на подготовке детей к жизни в будущем мире. Поэтому изучение основных компонентов природы своей малой Родины – рельефа, климата, почв, растений и животных – поможет ребёнку по-новому взглянуть на очень ранимый, небольшой сектор естественной среды. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Данный опыт актуален, так как смена парадигмы образования со знаниецентрической на гуманистическую, природосообразную, требует естественно пересмотра всей системы обучения: его целей, содержания, методов, организационных форм и средств.

Эффективность:

Потенциальная полезность

Во внеаудиторных занятиях используются экскурсии, в урочное время используется технология ИКТ. Технология коллективной творческой деятельности (в форме волонтерского отряда экологической направленности «Цветы жизни») в сочетании с личностно-ориентированной технологией как нельзя лучше способствует реализации поставленных воспитательных задач. Среди форм воспитательной работы мной используются словесно-логические, информационно-просветительские, мультимедийные, трудовые, игровые и психологические.

Деятельность по экологическому и социальному воспитанию обучающихся строится в ракурсе осуществления долгосрочного проекта «Земля территория жизни», конечным продуктом которого будет экологический атлас Самарской области, где будут отражены памятники природы Самарской области и неблагополучные территории.

Надёжность

Апробация подтвердила, что данный подход в организации внеурочной деятельности позволяет повышать активность школьников, способствует интенсификации воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации.

Перспективность

В рамках авторской программы происходит экологизация и социализация воспитательного процесса. Действует волонтерское движение, обучающиеся успешно принимают участие в экологических мероприятиях ИРБИС и ГБОУ ДОД СОДЭБЦ г.о. Самара. Так, за период 20122015 уч. года в экологических конкурсах ИРБИС обучающимися было завоевано 5 призовых мест, а в областных конкурсах ГБОУ ДОД СОДЭБЦ – 9 призовых мест. Команда «Цветущий венок» приняла участие в областном интернет-марафоне «Экослед 2015» и заняла 2 место.

В рамках волонтерской деятельности до сих пор проводится акция «Батарейка, сдавайся!» проводится сбор отработанных батареек, которые складируются в специальный контейнер и централизованно будут вывозиться на перерабатывающий завод в Челябинск. В марте-апреле волонтерская группа «Цветы жизни» примет участие в акции «Урна. Посчитай и оцени»». Волонтерская деятельность ведется на основании реализации социально-образовательного проекта «Социализация подростков посредством волонтерской деятельности». Главной образовательной целью проекта является формирование у учащихся социальной ответственности.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. В результате освоения опыта выявляются трудоемкие аспекты в организации внеурочной деятельности:

повышение требований к квалификации педагога;

транспортные затруднения при обеспечении экскурсий;

ветхость материально-технической базы для осуществления практической части занятий (наличие комплекта компасов, инструментов для определения расстояний и т.д.);

плотность расписания урочной деятельности.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Внеурочная деятельность по предмету география (эколого-краеведческий аспект).

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Внеурочная деятельность по эколого-краеведческому компоненту как важный инструмент реализации ФГОС.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является то, что эколого-краеведческое дополнительное образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей культуры, нравственности и гражданственности личности обучающегося.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия между:

  • необходимостью формирования метапредметых и личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;

необходимостью делать акцент на внеурочную, практическую деятельность школьников и невозможностью воспитательного аспекта при организации процесса образования в рамках традиционного подхода;

 необходимостью развивать у обучающихся интерес к изучению краеведческой географии, и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению.

Новое средство обучения мультимедийные средства обучения, интерактивная доска, документкамера.

Новые условия образовательной деятельности

Реализация ФГОС невозможна без создания информационно-образовательной среды обучения, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, ИКТ-технологии, систему современных педагогических технологий, интерактивных и активных методов и методических приемов обучения, обеспечивающих формирование метапредметых, личностных результатов обучения в рамках внеурочной деятельности.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ

Главная цель эколого-краеведческого воспитания обучающихся – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, ответственности за судьбу своей малой Родины.

Задачи:

познакомить обучающихся с памятниками природы г. Самары и Самарской области;

повторение и закрепление поурочных тем на практике;

закрепление знаний учащихся по эколого-краеведческому направлению;

повторение практических умений работы с компьютером (программы Powerpoint; Peint, Notebook);

обеспечение условий для сбора информации в полевых условиях.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, культуре, истории, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

Информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, учебно-исследовательский метод и метод проектов, мозговой штурм, позволяющие получить высокие предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Организация учебного процесса (или воспитательного процесса)

Одним из направлений деятельности в аудиторное время внеурочной деятельности является внедрение ИКТ в практические занятия. Во внеурочной деятельности мной в рамках ИКТ используются следующие формы работы:

виртуальная школа - материалы по учебным курсам в электронном виде расположены на веб-сайте таким образом, чтобы прошедшие авторизацию обучающиеся могли ими пользоваться;

дистанционный курс особая, основанная на использовании современных информационных технологий форма представления содержания учебного курса;

чат-занятия учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все учащиеся имеют одновременный доступ к чату;

веб-занятия дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей ИКТ; Примером может служить участие в сетевом проекте («Экослед»);

онлайн-обучение прекрасно подходит для работы с одаренными детьми, так как учитель и ученики могут сами выбрать, в какое время суток им удобнее общаться и определить для себя индивидуальную продолжительность занятий. Говоря о дистанционных конкурсах, хочется упомянуть о проекте Unfourok.ru, который предоставляет возможность школьникам участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня и по всем предметам. Цель – оказать поддержку и помощь учащимся, дать ощущение уверенности в своих силах (WWW. infourok.ru);

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна

Автор опыта полагает, что формирование метапредметых и личностных результатов обучающихся возможно в рамках внеурочной деятельности, не только через формирование знаний, но и воспитание нравственно-гражданских качеств обучающихся в рамках эколого-краеведческого направления внеурочной деятельности для ступени 5-9-х классов.

Ограничения

нехватка необходимого времени для проведения экскурсий по г. Самаре и области;

необходимые материальные затраты.

Трудоёмкость и риски

Связаны с организацией экскурсий, без которых невозможна реализация предлагаемых изменений, а также с недостаточной дидактической базой для работы в практико-полевых условиях.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Систематическое повышение квалификации педагога.

Использование современных образовательных технологий, интерактивных,

активных и практико-полевых методов обучения и методических приемов требует наличие образовательной среды с основными составляющими:

физическая среда (собственно аудитория с правильным освещением, вместимостью, расположением рабочих мест, микроклиматом);

наличие доски SMART Board, либо экрана, компьютера с программным обеспечением, проектора, колонки для просмотра и прослушивания видеоматериалов, документ-камеры;

психологическая среда (позитивные взаимоотношения между преподавателем.

Наличие транспортных средств для обеспечения экскурсий.

8. Результат изменений

- положительная динамика победителей и призеров олимпиад и творческих конкурсов, подготовленных педагогом за три года

- повышение уровня воспитанности обучающихся в динамике 6-9 класс

9. Публикации о представленном ИПО

1. Конспект + презентация открытого урока по географии для 7 класса «Южные материки» (http://infourok.ru/material.html?mid=12250 Инфоурок http://infourok.ru).

2. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» (http://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yuniy-kraeved-287810.html Инфоурокhttp://infourok.ru).

3. Учебное пособие для оценивания УУД обучающихся по географии. 5 класс

(http://infourok.ru/uchebnoe-posobie-dlya-ocenivaniya-uud-obuchayuschihsya-po-geografii-klass-814442.html Инфоурок http://infourok.ru)

4. Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов (Инфоурок http://infourok.ru http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/09/14/programma-po-fgos-po-vneurochnoy-deyatelnosti-po-geografii-dlya Инфоурок http://infourok.ru).

5. «Значимые символы г. Самары» (Издательский дом «Первое сентября» 2-13-2014 Инфоурок http://infourok.ru).

6. Горбачева М.М. Программа внеурочной деятельности для 5-9 классов «Азбука юного эколога»: учебное пособие. – Самара, 20132014. – 32 с. Инфоурок, 2015.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Всероссийский конкурс «Учитель года России» 2013 участник.

2. Конкурс проектов и программ в области экологического воспитания и просвещения в образовательных учреждениях г.о. Самара – 2015 – диплом 1 степени.

3. Конкурс ПНПО 2016 г. победитель.