Вершинина Наталья  Викторовна,
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Cредняя общеобразовательная школа №22 городского округа Чапаевск

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Вершинина

Наталья Викторовна,

natasa1958.58@mail.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Cредняя

общеобразовательная

школа № 22 городского

округа Чапаевск

Самарской области

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель

38 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – интеграция СОТ, интерактивных и деятельностных методов обучения в учебный процесс позволяет расширить границы образовательного пространства предметов, повысить познавательную активность, формировать метапредметные результаты наиболее эффективно.

Актуальность.

Осознавая актуальную потребность общества в творческой инициативной личности, я предоставляю всем учащимся возможность проявлять свои таланты и развивать творческий потенциал, используя современные образовательные технологии.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования;

- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении четырёх лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических, проектных конференций разного уровня;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что способствует идеологии ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат (использовать поставки оборудования по ФГОС).

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Реализация системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения с помощью СОТ.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание новых условий образовательной деятельности:

– от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, к умению осуществлять деятельность;

– от знаниевого подхода к личностно-деятельностному.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Противоречие между необходимостью формирования метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и ограниченными возможностями традиционной системы обучения; между необходимостью делать акцент на системно-деятельностный характер обучения школьников и невозможностью данного характера обучения при организации процесса обучения в рамках традиционного подхода, между необходимостью развивать у учащихся интерес к изучению предметов и отсутствием устойчивой мотивации к учению.

Новое средство обучения: при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам, используя мультимедийные средства обучения, интерактивную доску, программу «ПроКласс» и др.

Новые условия образовательной деятельности.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. Младшие школьники по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя новые знания. Им интересно всё. Поэтому учитель должен поддерживать стремления ребёнка к самостоятельной познавательной деятельности, способствовать развитию интереса к творчеству, развитию познавательной активности, при этом использовать поисково-исследовательские методы и учитывать образовательные запросы учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Сущность изменений заключается в том, что идеи системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения реализуются с помощью информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий, «обучение в сотрудничестве», метода проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания изучаемого материала, менять виды и формы урока.

Организация учебного процесса

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалась потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Овладение универсальной учебной деятельностью даст школьникам возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса через интеграцию электронных, дистанционных и педагогических технологий. Использую компьютерную поддержку на разных этапах урока, создаю презентации, привлекаю учащихся к данному процессу. В этом случае использую элементы опережающего обучения, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Для уроков русского языка в 3 классе по теме «Части речи», разработала игровые программы «Найди лишнее», «Распредели», которые способствуют мотивации учения и самостоятельному составлению подобных программ.

Использую презентации, выполненные в электронной образовательной среде «КМ - Школа», на уроках русского языка и математики. Здесь иногда провожу сетевые уроки, используя панель управления уроком.

Для закрепления новой темы использую тренажёры, которые нравятся учащимся, так как содержат подсказки, необходимые слабым ученикам.

При проверке домашнего задания, закрепления изученного материала использую тесты, разработанные в программе (и создаю их сама) электронного тестирования «ПроКласс». Эта программа позволяет определить уровень развития ребёнка по каждому навыку и контролировать рост каждого ученика.

На своих уроках также использую интерактивные средства обучения, а именно: версию пакета NOTEBOOK.

Метод проектов эффективно использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При подготовке проектов опираюсь на технологию «сотрудничества», которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить дополнительную информацию, а главное научиться работать совместно и самостоятельно.

На уроках применяю здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, чередование различных видов деятельности, дозировка домашнего задания, благоприятная психологическая атмосфера, активизация познавательной деятельности. Использую методы свободного выбора (выбор способа действия, свободная беседа); активные методы (ученик в роли учителя, учитель в роли ученика, работа в группах, парах, командах, мозговой штурм).

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски:

значительные затраты труда, времени педагога;

не все уроки можно проводить с использование ИКТ, метода проектов.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование СОТ, интерактивных, активных и деятельностных методов обучения и методических приёмов требует наличие образовательной среды с основными составляющими:

Физическая среда (аудитория с хорошим освещением, вместимостью, расположением рабочих мест, микроклиматом).

Психологическая среда (позитивные взаимоотношения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой).

Материальноя среда (наличие доски SMART Board, компьютеров для учащихся, компьютера с программным обеспечением, колонок для прослушивания и просмотра видео и аудиоматериалов – это поставка по ФГОС).

– Высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.

– Разработка системы уроков и создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам.

8. Результат изменений

Уровень мотивации к обучению у учащихся вырос с 59% до 90% и ежегодно возрастал от 8 до 10 %.

По результатам итогового внешнего мониторинга сформированности УУД, который проводился в конце 4 класса (20142015 учебный год), базовый уровень имеют 100% учащихся, повышенный уровень 66% .

Средний балл по основным предметам вырос по русскому языку с 3,9 до 4,5, математике с 4,0 до 4,7, чтению с 4.4 до 4.9.

Наличие призёров и победителей на окружных этапах Всероссийской олимпиады младших школьников, победителей на окружных этапах научно-практической конференции «Первые шаги в науку», научно-проектной конференции «Наше творчество» и других творческих конкурсах различных уровней.

9. Публикации о представленном ИПО

1. «Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая работа». Приложение к окружной газете «Вестник образования Юго-Западного управления» «Поделюсь опытом» № 9, 2013.

2. «Использование СОТ на уроках в начальной школе». Приложение к окружной газете «Вестник образования Юго-Западного управления» «Поделюсь опытом» № 1, 2015.

3. «Система работы учителя на основе деятельностного подхода к обучению младших школьников». Сборник научных трудов «Тенденции развития науки и образования». Москва: Изд-во «АР–КОНСАЛТ», 2015.

4. «Инновационная деятельность как фактор повышения квалификации педагога». Научный журнал «Альманах мировой науки». Москва: Изд-во «АР–КОНСАЛТ», 2015.

5. «Мотивация младших школьников к учению». Научный журнал «Альманах мировой науки» № 1–2 (4). Москва: Изд-во «АР–КОНСАЛТ», 2016.

6. Более 50 публикаций уроков, внеурочных мероприятий и программ в сети Интернет.

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года». Лауреат областного этапа. 2004 г.

2. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2009 г.

3. Окружной конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель 2015». Победитель, 2015 г.

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2016 г.