Ваганян Нелли Роменовна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск Самарской области
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Ваганян Нелли Роменовна nelichka83@mail.ru |
ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск Самарской области |
учитель английского языка |
6 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: начальная школа, средняя школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта. Раскрыта специфика исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка; разработано критериально-диагностическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся, инструментарий в помощь учителю иностранного языка, систематизированы уроки с использованием предлагаемых методов. Данные методические рекомендации позволят учителям совершенствовать образовательный процесс и находить новые пути решения образовательных задач. Актуальность. Организация исследовательской деятельности на уроках английского языка – это перспективный путь развития детей. Исследовательскую деятельность необходимо включать в образовательный процесс каждой школы. Педагогу нужно помнить, что когда у учащегося есть возможность самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность, ведь условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Эффективность: Потенциальная полезность При наблюдении за современными учениками становится очевидным то, что у них другие ценности, они требуют, чтобы уважали их интересы и часто не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют самое главное – это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано. Предлагаемые методы исследования позволяют решить выявленную проблему, поэтому включение элементов исследовательской деятельности являются средством повышения мотивации, познавательной активности, так как. именно она развивает умение рассуждать, делать предположения самостоятельно, развивать мысль, аргументировать суждения, анализировать и доказывать свою точку зрения. Надёжность Исследовательская деятельность на уроках английского языка формирует и развивает компетенции, необходимые для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Перспективность Представляемый мною опыт имеет перспективу. Его успешно могут использовать учителя любой предметной области, так как опыт предназначен для педагогов, которые ищут свой путь: как быть интересным своим ученикам и не потерять статус наставника. Он может быть полезен педагогам, имеющим затруднения с учащимися, имеющими низкую познавательную активность и слабую подготовку по предмету, а также для преподавателей, имеющих копилку интересных идей. Перспектива использования метода исследования очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе исследования, формируют познавательную, информационную, социальную, коммуникативную, рефлексивную, ценностно-смысловую компетенции. Все эти требования заложены и в ФГОС общего образования. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка в рамках реализации системно-деятельностного подхода. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является оптимизация сочетания элементов современных образовательных технологий, что способствует повышению познавательной активности школьников. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Современные ученики – кто они? При наблюдении за ними становится очевидным, что у них другие ценности, они требуют, чтобы уважали их интересы и часто не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют самое главное – это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументированно. Их кругозор зачастую ограничен общением в социальных сетях, компьютерными играми, а обучение в школе, и в частности изучение английского языка, многим из них представляется довольно сложным и не всегда интересным занятием. Данное положение вещей побудило меня искать те формы и способы обучения, которые могли бы изменить ситуацию. Новое средство обучения Как показывает практика, метод исследования позволяет решить выявленную проблему, поэтому считаю, что включение элементов исследовательской деятельности является одной из главных задач для достижения моей главной педагогической цели. Меня привлекает ведущий принцип этого метода – принцип деятельности. Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий. В современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед современной школой. Мною предпринята попытка внедрить в учебный процесс новые методы и образовательные технологии наряду с традиционными методами, технологиями и формами обучения. Используемые мною лабораторные работы на уроке английского языка развивают познавательный интерес, исследовательские способности и информационную культуру обучающихся. Кейс-метод, который я широко применяю на уроках, очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык. Проектные работы формируют навыки сотрудничества и взаимопомощи, позволяют ученику почувствовать свою значимость в поиске путей решения проблемной ситуации. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Идея изменений затрагивает организацию урочной и внеурочной деятельности и внедрение в нее исследовательской деятельности. Цель: развитие языковых и коммуникативных компетенций. А это невозможно без высокой мотивации к обучению. Для меня средством повышения мотивации стал метод исследования, так как именно он развивает умение рассуждать, делать предположения самостоятельно, развивать мысль, аргументировать суждения, анализировать, доказывать свою точку зрения. Задачи, которые я поставила перед собой для достижения целей обучения: – развивать УУД через все виды речевой деятельности; – развивать способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый языковой материал; – повышать мотивацию к изучению предмета через организацию исследовательской деятельности. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. В основе концепции лежат положения, ставшими приоритетными при применении исследовательской деятельности: – формирования универсальных учебных действий; – сопровождение одаренных и мотивированных обучающихся; – сохранение и укрепление здоровья школьников; – индивидуальная работа с различной категорией учащихся; – развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде; – формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски отсутствуют. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Неотъемлемым условием развития личности является стремление ребёнка жить активно, познавать новое, желание общаться, быть успешным во всех начинаниях. Для личностного развития особенно важна атмосфера успеха, которая должна быть и дома, и в школе. Обеспечить присущую детям жизнерадостность – важное условие развития творчества ребёнка. Учитель должен относиться к школьнику на равных, внедряя в свою практику преподавания новые формы организации процесса обучения, дающие возможность развития творческого мышления, обеспечивая учащимися условия самореализации. Поэтому работа в данном направлении предполагает организацию такого процесса обучения, при котором создаются возможности для самовыражения, сотворчества и сотрудничества на основе: – взаимного доверия и уважения; – свободы выбора, помощи учителя, одноклассников, родителей; – принципа коллективных трудовых дел; – осуществления единства мыслей и практической деятельности учащихся; – использование личностно ориентированного и коммуникативного обучения, в основу которых положена личность человека, его жизненный опыт. |
|||
8. Результат изменений |
Анкетирование на выявление уровня мотивации к изучению английского языка среди учащихся 2 классов (методика диагностики направленности учебной мотивации, Дубовицкая Т.Д.) Результатами проводимой мной работы в данном направлении является повышение уровня мотивации обучающихся. Процент тех, кому нравится изучать английский язык, вырос на 24%, а процент учащихся с низкой мотивацией снизился с 45% до 21% (на примере 5«А» класса за три последних учебных года) Познавательная активность учащихся возросла на 50 % за последние три года с 37 % до 87%. Мониторинг участия в предметных олимпиадах и конкурсах Отрадно отметить и то, что количество учащихся желающих участвовать и побеждать в различных конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях растёт из года в год. С 2013–2014 учебного года к 2015–2016 году их количество возросло на 15 %. Таким образом, организация исследовательской деятельности на уроках английского языка – это перспективный путь развития детей и необходимо включать исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. «Педагогический марафон длиною в год..» // Окружная газета «Вестник образования Юго-Западного образовательного округа», апрель, 2016 г. 2. «Английский язык – проекты и исследования на уроке» // Окружная газета «Вестник образования Юго-Западного образовательного округа», май, 2016 г. |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Методический семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка в рамках реализации системно-деятельностного подхода» 2. Конкурс «Учитель года Самарской области – 2016». Муниципальный этап – 1 место. 3. Конкурс «Учитель года Самарской области – 2016». Окружной этап – 1 место. 4. Конкурс «Учитель года Самарской области – 2016». Зональный этап – 1 место (Абсолютный победитель). 5. Конкурс «Учитель года Самарской области – 2016». Региональный этап – участник. |